Главная


ДОБРО

Высочайшее добро есть Христос

Высочайшее добро есть Христос (104, 608).

Душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра (104, 608).

Без любви добра не бывает. Святитель Тихон Задонский (104, 609).

Пока человек делает зло, он не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра. Авва Исаия (82, 234).

Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу. Преподобный Пимен Великий (82, 345).

"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Мф. 12, 35). Что положишь в сокровищницу, то и получишь: положишь медь - медь и возьмешь. Конечно, и медь можно выдать за золото, но знаток тотчас узнает подлог. Как же сделать, чтобы в сокровищнице, нашей было одно золото, то есть в сердце одно добро? Сердце, по естеству, есть сокровище добра - зло пришло позже. Возьми же анатомический нож внимания и безжалостности к себе; отделяй неестественное и отрезай его. Лукавое одно за другим будет отходить, а благое крепнуть и расширяться. Останется, наконец, одно Слагое. Дело все в том, как определить естественное и неестественное. Часто то, что естественно, называют неестественным; а что неестественно, то - естественным, называют зло добром, а добро - злом. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и святые апостолы в своих писаниях, и по их указаниям определяй естественное. Так наконец соберешь много благого и будешь выносить его из сердца. Молись Святому Духу: "Сокровище благих, сохрани благое в сердце моем!". Епископ Феофан Затворник (107, 222-223).

Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере (109, 293).

Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено. Бог бесконечен, и добро Его бесконечно (109, 82).

Наше падение состоит не в истреблении добра из естества нашего - это отличительный признак падения отверженных ангелов, а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом. Потому падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели... Добрые дела и добродетели, оскверненные примесью зла, недостойны Бога (109, 330).

В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. При шедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло (109, 364).

Превосходно описывает апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра, причем по необходимости зло проникает из естества, искажает это добро и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу (109, 365).

Добродетель может быть неправильной, и зло может облекаться личиной добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, повреждено им... И наша ограниченность и состояние падения требуют, чтобы наши действия непременно были предваряемы рассмотрением (111, 203).

Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было, иначе понятие о добре не может быть полным, чистым, совершенным (111, 523).

Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым у по Евангелию (111,537).

Берегись делать добро падшего естества. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,45).

Юноша с пламенной и сильной душой, каким был Павел, если брался за что-то, то со всем жаром; его сердце и само по себе было склонно к неумеренной ревности, и фарисейство давало для нее много пищи. Из личных свойств его характера, равно как из собственных его свидетельств, мы можем заключить, что он старался превзойти современников в законной праведности, как понимали ее фарисеи. И это было не без намерения Промысла. Чем ревностнее было его стремление к святости, чем более он должен был бороться с некоторыми влечениями своей пламенной и сильной натуры, тем более имел случаев убедиться, что есть в человеке зло, которого нельзя укротить одной уздой за кона; что человек может знать добро, но не всегда может творить его, что он невольно, при всем добром расположении, увлекается силой богопротивных влечений от добра к злу. Павел, конечно, никогда бы так живо, так точно не описал этого состояния в седьмой главе послания к римлянам, если бы не знал его по собственному опыту. И то, что он перешел к христианству из такой секты, в которой употребляли все предосторожности, ставили всякие преграды против силы пожеланий и страстей, всеми мерами старались принудить себя к добру, было весьма важно для Павла. Испытав все эти меры на себе и узнав их слабость, он мог, как представитель всех людей с ревностными нравственными стремлениями, свидетельствовать собственным опытом, как глубоко в человеческой природе лежит потребность искупления. После этого, также по собственному опыту, он мог определить отношение внутренней свободы, проистекающей из веры в искупление, к рабству законному. Протоиерей Александр (Горский) (114, 271).

Некто из отцов спросил великого авву Нистерия, друга аввы Антония: "Какое бы добро мне творить?" Авва отвечал ему: "Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив - и Бог был с ним. Илия люби; безмолвие - и Бог был с ним, Давид был кроток - и Бог был с ним. И так смотри: чего желает по Богу душа твоя, то и делай, и блюди сердце твое". Достопамятные сказания (79, 177).

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Цель добродетели - приближение к Богу

Награда добродетели - стать богом, озариться чистейшим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва несколько лучей. К этому и стремись и в этом преуспевай, окрыляйся этой мыслью, уповая на Вечную Жизнь. Ни на чем не останавливай своих надежд, пока не достигнешь вожделенной вершины. Святитель Василий Великий (9, 235).

Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней. Преподобный авва Исаия (34, 173).

Добродетель возводит нас к той дивной первоначальной красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию (40, 840).

Будем же упражняться в добродетели, в ней великое богатство и великое чудо - она доставляет истинную свободу. Святитель Иоанн Златоуст (41, 361).

Тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Херемон 53, 375).

Когда же ум забудет цели благочестия, тогда и явная добродетель становится бесполезной. Преподобный Марк Подвижник (54, 33).

Кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божиего благословения (4, 213).

Всякое время нужно считать удобным к исполнению угодного Богу (6, 322).

Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам. Святитель Василий Великий (8, 51).

Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добраелею, любовьфитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати... гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак. Святитель Григорий Палама (65, 17).

Не допусти сердцу твоему сделаться непотребным, питая в нем злые помышления, постарайся сделать его благим. Взыщи благости и мира, стремись совершать все святые добродетели. Преподобный Антоний Великий (82, 25).

Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей - поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самим делом, то не сможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей (82, 175).

Три добродетели, когда ум увидит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра и зла, свобода от внешнего влияния. Авва Исаия (82, 185).

Телесные добродетели должны соответствовать душевным, душевные - духовным, а духовные - богопознанию (47, 196).

Даже тот, кто начал с детства и на протяжении всей жизни до поздней старости употреблял неослабевающую заботу, едва отпечатлеет в себе первообразную добродетель; какое же усилие требуется тем, кто не радел об этом в прошедшие годы? Преподобный Нил Синайский (49,158).

Христиане - чада Божии, которые преобразуются в образ Божий по мере, дарованной человеку (6, 413).

Христиане - члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или даровании Святого Духа - совершенны, в соответствии с достоинством Главы, Которая есть Христос. Святитель Василий Великий (6, 413).

Господь награждает нас великими дарованиями, только бы мы искренне верили и никогда не колебались в помыслах (38, 407).

Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение. От нас требуется тем высшая добродетель, чем высшие мы получили дары (38, 237).

Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха. Святитель Иоанн Златоуст (113, 7).

Перечислив добродетели, о которых надлежит иметь все тщание по приятии благодатных сил, апостол в побуждение к этому сказал: "Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без, успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа" (2 Пет. 1, 8). Прибавим только, что добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности. Только в этом случае, говорит Спаситель, ты будешь иметь успех и не останешься бесплодным в познании Господа нашего Иисуса Христа. Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его. Ты веруешь? - говорит Он.- Смотри же, не оставляй этой веры праздной и бесплодной.- Что же надо делать, чтобы моя вера не была такой?- Преуспевай во всякой добродетели.- Где утверждающие, что "ве руй и довольно", ничего больше не нужно?! - Кто так думает - слеп (2 Пет. 1, 8-9) (107, 24-25).

"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра,- а все ни к чему, если собрано было не с Господом. Что же значит - собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его,- жить так, чтобы духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области - добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, что кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра,- не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным. Если же, кроме этого, ничего нельзя назвать прочным и ценным, то что бы кто ни собирал, все не впрок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени (107, 363-364).

"Лазарь! иди вон" (Ин. 11, 43). У кого есть трудолюбивая Марфа - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса,- внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря - его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь - бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом! (107, 92).

В Сретение Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасения не в себе,- Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верой,- Анна; с другой - чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая - Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией - Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные состояния в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, воспримешь Его в объятия сердца и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех Ангелов и святых. Епископ Феофан Затворник (107, 47-48).

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим (104, 609).

Добродетель - плоды духовной мудрости (104, 609).

Добродетель - признак духовно живущего человека (104, 609).

Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, кротостью и терпением - гнев, любовью - ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12, 21) (104, 610).

Служащий Иисусу и здесь имеет награду. Ибо истинная добродетель - награда сама по себе. Где истинная добродетель, там и любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть, где спокойная совесть, там мир и покой, где мир и покой, там утешение и радость (104, 611).

Христианин должен подражать Христу в добродетелях. Святитель Тихон Задонский (104, 614).

Душа, благодаря евангельским добродетелям, глубже и глубже погружается в смирение и в глубинах этого моря находит драгоценные жемчужины: дары Духа (108, 540).

Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству, во всем подвижник должен принуждать себя, все должен испросить у Бога смиренной, соединенной с сердечным плачем молитвой (108, 475). Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в состояние, способное принять Спасителя (109, 331).

Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями (109, 407-408).

Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтобы пребыть добродетелью, нуждается в терпении (111, 434).

Здешняя жизнь похожа на поле с различными посевами хлеба и овощей.., люди подобны делателям: один способен ухаживать за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб.., иной лишь исторгать терние. Каждый пусть трудится на том участке добродетелей, к которым он способен, к которым призван Богом, являющим Свое призвание разумному созданию теми душевными способностями, которые Он даровал этому созданию (111, 458).

Чтение отеческих писаний - родитель и царь всех добродетелей (108, 113).

Страсти - злые навыки. Добродетели - навыки благие (108, 380).

Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести (111, 490).

Упражнения в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодной (111, 502).

Тогда только приемлет Бог добродетели наши, когда они - свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога (111, 526). Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием (112, 269-270).

Евангельское учение есть единственный источник всех истинных христианских богоугодных добродетелей (112, 270).

Пост есть начальное орудие всех добродетелей (112, 270).

Все благие помыслы и добродетели имеют сходство между собой; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сходство между собой (112, 351).

Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели (112, 415).

Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели (112, 417).

Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели (112, 433).

Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели (112, 442).

Уединением вашим да будет ваша душа, умерщвленная для мира, святой обителью вашей - да будет ваша душа, да будет она обителью всех евангельских добродетелей. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 465).

Нам принадлежат благие намерения и труд, а добродетель и плоды ее - от Господа

Душа наша - пустыня, не плодящая добрых дел, от Тебя, Господи, да примет она силу плодоношения. Преподобный Ефрем Сирин (28, 326).

Начало всякой добродетели - Бог, как источник дневного света солнце (54, 11).

Человек старается делать добро по своей воле, исполняет же его Бог, в соответствии со Своей правдой. Преподобный Марк Подвижник (54, 14).

Подвиги добродетели нужно нести с радостью, а освобождение души от страстей просить у Бога, Таким образом, душа станет превыше самой себя и сильнейшей злобы врагов, и предоставит себя в жилище поклоняемому и Святому Духу, и примет от Него бессмертный мир Христов, и в Нем соединится с Господом. Святитель Григорий Нисский (23, 282).

Из Твоих сокровищ, Господи, принял я то, что могу принести Тебе. И то, что я хочу воспевать Тебя, Господи,- Твой же дар. Если и малое добро, какое есть в нас, умножается так обильно, то во сколько раз обильнее умножатся в нас дары Твои? Преподобный Ефрем Сирии (28, 343).

Для добродетели главное - Божия помощь, которой удостаивается тот, кто обрел Божию милость. Святитель Григорий Нисский (18, 160).

Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался - не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил по мощи свыше, все труды твои были бы напрасны. Святитель Иоанн Златоуст (46, 115).

Главное во всяком добром рвении и верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве. Молитва испрашивает у Бога и может ежедневно приобретать и прочие добродетели, потому что только у Бога благость. Преподобный Ефрем Сирин (27, 341).

От каждого потребуются плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний - естественных или дарованных Божиею благодатью. Преподобный Макарий Египетский (33, 228).

Те, которые приносят добрый плод, очищаются Богом, чтобы приносили больше плода (34, 122).

Все добродетели наши в Боге - отнюдь не наша собственность. Бог спасает нас. Он ниспосылает нам силу хранить себя от зла. Он покрывает нас Промыслом Своим и подает нам возможность пребывать в нестяжании. Он дарует нам обращение к Нему, и когда обратимся к Нему, это бывает последствием действия Его на нас. Он внушает нам благодарить Его, и мы благодарим Его по дару Его. Он ниспосылает в нас благодать, действием которой возбуждается в нас благодарение Богу. Он защищает нас от врагов наших демонов, исторгает нас из рук и челюстей их. Преподобный Авва Исаия (82, 217).

Молитва, будучи дочерью исполнения евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей (112, 93).

Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа, Добродетели, рождающие молитву, отличаются от добродетелей, рождаемых молитвой: первые - душевные, вторые - духовные (112, 93).

Человек может совершать душевные добродетели собственными силами, а духовные добродетели в человеке - дар милосердного Бога, подающего этот дар нищим духом, алчущим и жаждущим правды Христовой. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 526).

Добродетельная жизнь - сама по себе счастье

Добродетельная жизнь сама составляет величайшую честь и счастье, даже если бы мы терпели за нее наказание (36, 94).

Добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость (39,492).

Для человека, искренне любящего Бога,- (доброделание) вожделеннее Царства, потому что истинное Царство состоит в том, чтобы доброй жизнью приобрести благоволение и милость Господа (38, 223).

Научимся заботиться о добродетели и высоко ценить угождение Богу. Не станем ссылаться ни на управление домом, ни на заботу о жене, ни на попечение о детях, ни на что-нибудь другое и думать, будто этим мы можем достаточно оправдать себя в нерадивой и беспечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст (38, 197).

Если душа занята добродетелью и не развлекается ничем внешним, она запечатлена печатью истины (19, 239).

Только утвердившаяся в нас забота о добродетели есть нечто постоянное. Ибо кто преуспел в чем-либо высоком, например: в целомудрии, скромности, благочестии или в чем-то другом из возвышенных евангельских заповеданий, тот при возрастании в них имеет не мимолетное и не неустойчивое, но непоколебимое, длящееся всю жизнь удовлетворение (18, 414).

Кто желает добродетели, тот приобретает то, чего возжелал. Потому - блажен взалкавший целомудрия, ибо исполнится чистоты. А насыщение ею производит не отвращение, но усиленное желание; и насыщение и желание взаимно возрастают в равной степени. Ибо за желанием добродетели следует приобретение желаемого, и приобретенное благо приносит в душу непрекращающуюся радость. Таково свойство этого блага, что не только в настоящем, но на все времена доставляет действительную радость. Преуспевающего в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание воздаяния, которое вижу не в чем ином, как в той же добродетели, так как она и есть дело преуспевающего и дается как награда за преуспеяние. Святитель Григорий Нисский (18, 415).

Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах. Преподобный Ефрем Сирин (25, 193).

Добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро. Святитель Григорий Богослов (14, 36).

О добродетели знаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства - не иметь предела. Святитель Григорий Нисский (17, 225).

Но мы, которые удостоились "бани возрождения" (Тит. 3, 5), совершаем добрые дела не ради воздаяния, но для сохранения данной нам чистоты. Преподобный Марк Подвижник (54, 29).

Мы бедны добрыми делами не оттого, что не можем, а оттого, что не хотим, и ясным доказательством этому служит то, что многие из подобных нам по природе людей сияют добродетелями (38, 459).

Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду (44, 639).

Кто много говорит, тот ничего не делает; кто много делает, тот не говорит ничего лишнего (45, 164).

Если тот, кто имеет царя должником своим, почитает себя счастливым и защищенным на всю жизнь, то представь, как счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами, малыми и великими, сделал Должником своим Бога (41, 188).

Добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить Господа; а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа тому, кто побудил их славить Его (38, 267).

Облагодетельствованные (тобою) враги будут для тебя сильными ходатаями на суде (Божием), и ты загладишь множество грехов. Святитель Иоанн Златоуст (38, 870).

Хорошо делать добро друзьям, еще лучше - всем нуждающимся; но лучше всего - даже врагам. Первое исполняют и язычники, второе - повинующиеся Божественному закону, а третье - ведущие образ жизни, достойный неба. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 222).

От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется человек. Преподобный Нил Синайский (47, 219).

Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом, чтобы не уснуть малопомалу в смерть или чтобы во время нашего сна враг не посеял худых семян. Святитель Григорий Богослов (16, 138).

Сколько бы мы ни приумножали добродетель сегодня, это служит лишь обличением нашего прежнего нерадения, а не поводом к получению воздаяния. Преподобный Марк Подвижник (54, 32)

Как идущий со светильником светит тем, которые вместе с ним, так светит и добродетель, которая всегда носит с собою славу. Святитель Иоанн Златоуст (36, 117).

Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня? Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня оставлено исполнение правды. Святитель Василий Великий (9, 91).

Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то... ничем не лучше мертвых. Святитель Григорий Богослов (15, 710).

Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: "Приходи после". Хотя он говорит человеку, но это всеравно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя. Преподобный Никодим Святогорец (64, 131).

Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят. Преподобный Макарий Египетский (33, 268).

Блаженны миротворцы, которых Господь назвал сынами Божиими. Они и "с ненавидящими мир" бывают мирны (Пс. 119, 6). За то и Бог в них обитает: ибо в мире "жилище Его" (Пс. 75, 3). Блаженный Иероним (113, 399).

Вершина добродетелей - любовь. Преподобный авва Исаия (34, 95).

По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Вера все может творить и созидать; надежду милость Божия ограждает и делает непостыдной; а любовь не дает опочить уязвленному ее "блаженным упоением". Преподобный Иоанн Лествичник (113, 80).

И какая из добродетелей достойна первенствовать между плодами Духа, как не любовь, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями и от которой рождаются все блага? И в законе и Евангелии ей предоставлено главенство: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 37, 39; Втор. 6, 5). Блаженный Иероним (113, 398).

предыдущий материал оглавление продолжение...



Hosted by uCoz