Вопрос:
С большим удовольствием прочитал ваш ответ на вопрос о теории эволюции. Но тогда такой вопрос возникает: А как Православная Церковь относится к палеонтологии, к палеонтологии как к науке и к тому, что находят палеонтологи? Вопрос возник из ответа монахини, которая твёрдо стоит на том, что "Бог создал землю и всё живое на ней за 6 дней", а динозаврам с их миллионолетней историей места в этом графике нет.
Дмитрий, редактор журнала "Палео Мир"
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)
Дорогой Дмитрий! Вопрос касается научного статуса палеонтологии. Решить его мы можем только тогда, когда, хотя бы в общих чертах рассмотрим отличительные свойства классической науки и сравним ее с палеонтологией. Характерная особенность науки – предметность и объективность знания. Ее категориальный аппарат и методы формировались применительно к исследованию конкретного заданного объекта. Поэтому структурными единицами научного знания является научный факт (точное и полное эмпирическое описание изучаемого объекта) и теория (логически упорядоченное знание свойств исследуемого объекта). Итогом работы является построение идеальной модели объекта. Адекватность этой модели опытно проверяется. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации (лат. verificatio – подтверждение). Карл Поппер показал недостаточность этого принципа. Он предложил в качестве критерия демаркации метод фальсифицируемости (лат. falsus – ложный): только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым “методологическим решением”) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» (К.Поппер. Логика и рост научного знания). Дальнейшие работы в области логики науки показали, что предложенный К.Поппером принцип есть вариант принципа верификации. Итак, критерием науки является система знаний, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Насколько палеонтология отвечает логическим критериям науки? Первое, что обращает на себя внимание, это чрезвычайно узкая эмпирическая база. Прошлый мир, который палеозоология пытается научно исследовать, представлен в виде следов – незначительных фрагментов. Вместо аналитического описания – реконструкция. Итоговое знание всегда получается гипотетическим (гипотеза – недоказанное утверждение или предположение). Выдвижение гипотез является необходимым этапом формирования научного знания. Но если определенная гипотеза является принципиально неверифицируемой, если ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то она никогда не будет иметь статуса научного знания. Поскольку палеонтология получает знание методом реконструкции, то велика зависимость концептуальных построений от мировоззрения исследователя. В любой науке неизбежен аксиологический (ценностный) аспект. Однако в классической науке он не является определяющим при формировании концепций. В палеонтологии же не так. Основные методологические принципы в ней зависят от мировоззрения ученого. Это не обесценивает научных трудов палеонтологов. Все зависит от того, насколько соответствует истине мировоззрение исследователя. Это хорошо можно увидеть, обратившись к истории палеонтологии. Основатель ее, Ж.Кювье (1769-1832), соединял дарования великого ученого с христианским верой. Он полностью разделял библейское учение о сотворении мира: «Моисей оставил нам космогонию, истинность положений которой удивительнейшим образом подтверждается со дня на день». Ж.Кювье ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», который позволил реконструировать строение многих вымерших животных. Он не признавал изменяемость видов. Последователь Ж.Кювье видный швейцарский зоолог Жан Луи Агассис (1807–1873 гг.), много сделавший для развития палеонтологии, был также противником эволюционизма. Он был христианином. Исследуя природу, Ж.Л.Агассис мог убедиться в том, что: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира». Другие видные палеонтологи этого периода А.Д.Д’Орбиньи во Франции, А.Седжвик и Ричард Оуэн в Англии были противниками эволюционизма.
С появлением в
О динозаврах. Признание
существования на Земле пресмыкающихся длиной до
Дорогой Дмитрий! Так долго пришлось говорить об эволюционизме, потому что многие палеонтологи все еще остаются в плену этой атеистической философии. Вам же и журналу Вашему желаю, чтобы трудами своими подтверждали мысль одного из самых выдающихся представителей палеонтологии Ж.Л.Агассиса: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык».
Земля
возникла в одно мгновение?
Новые геологические данные свидетельствуют о том, что Земля
практически мгновенно – в геологическом масштабе времени – возникла такой,
какой мы ее знаем теперь, с континентами и омывающими их океанами.
Это открытие в корне противоречит распространенным взглядам, согласно которым Земля на заре своего существования напоминала лунную пустыню или же была практически вся покрыта океаном, сообщает TerraDaily. В сочетании с недавно установленным фактом того, что сложные многоклеточные живые организмы способны длительное время — как минимум недели — проводить в открытом космическом пространстве без видимого вреда для себя, новое открытие способно привести к существенному пересмотру наших представлений о сроках возникновения жизни на Земле.
К такому заключению ученые пришли после обнаружения редкоземельного
металла гафния в породах горного массива
«Результаты исследования подтверждают точку зрения, согласно которой
континентальная кора формировалась 4,4–4,5 млрд. лет назад и быстро
попадала в мантию», — сообщают ученые. Научную программу определения
возраста Земли возглавляет проф. Марк Харрисон (Mark Harrison)
из Австралийского национального университета. В международную группу
входят также проф. Стивен Можис (Stephen
Mojzsis) из университета Колорадо, а также
сотрудники университетов Калифорнии,
Проведя радиометрическое датирование горных пород
В 2001 году проф. Можис вместе
с коллегами из университета Колорадо опубликовал результаты другого
исследования, результаты которого позволяют сделать вывод о наличии водоемов
на поверхности Земли примерно 4,3 млрд. лет назад. Его результаты
приводят к обескураживающему результату — жизнь на Земле могла возникнуть гораздо раньше, чем считалось
до сих пор. «Земная кора, океаны и атмосфера возникли на планете
практически сразу, — комментирует проф. Можис, —
а, следовательно, практически сразу возникла и среда, подходящая для
развития жизни».
P.S. Возраст Земли в 4.6 миллардов лет получается при предположении, что на протяжении всего этого времени скорость радиактивного распада оставалась неизменной. В то же время это предположение не имеет никаких доказательств - оно всего лишь предположение. С таким же успехом можно предположить, что изначально скорость распада была совсем другой и могла даже в разные эпохи колебаться.
Шестоднев против эволюции
При
обсуждении вопроса происхождения Вселенной астрономы все чаще употребляют
слово "Бог"
|
Все больше астрофизиков при попытке объяснить сложные космологические теории прибегают к "Божественной" аналогии и говорят о "разумном дизайне" Вселенной. "Наша природа удивительно хорошо "подогнана" для того, чтобы мы комфортно существовали на планете под названием Земля... Я все-таки считаю, что есть в нашем нынешнем точном, строгом, физическом знании нечто, чего мы не знаем", - утверждает известный астрофизик, глава лаборатории Института космических исследований Игорь Митрофанов, слова которого приводит еженедельник "Московские новости". По мнению Андрея Долгова, профессора Института теоретической и экспериментальной физики, "открытие темной материи и темной энергии, из которых на 95% состоит Вселенная, ведет к изменению фундаментальных физических законов", а значит, "должна существовать какая-то новая физика, которая не укладывается в стандартные модели физики элементарных частиц". В свою очередь директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн полагает, что Вселенная "не возникла бы, если бы существование человека не предполагалось". Огромный массив данных, полученный учеными за последнее десятилетие, полностью меняет традиционное научное представление об устройстве Вселенной и по-новому ставит вопрос о неслучайности ее происхождения, отмечает издание. |
Ученые
обнаружили во Вселенной ось, опровергающую фундаментальные законы
|
Подлинное смятение в мировые научные круги внесли
новейшие данные, полученные с американского коcмического зонда WMAP (Wilkinson
microwave anisotrophy probe). Предназначенный для замеров температуры
радиационного излучения разных частей галактик, он обнаружил наличие на
космических просторах странной линии, которая насквозь пронизывает Вселенную
и формирует ее пространственную модель. Ученые уже назвали эту линию
"осью зла", сообщает ИТАР-ТАСС. Обнаружение данной оси ставит под
сомнение все современные представления о зарождении Вселенной и ее развитии,
включая теорию относительности Эйнштейна, за что ей и дано это нелестное название. Согласно теории относительности,
развертывание пространства и времени после первоначального "большого
взрыва" происходило хаотично, а сама Вселенная в целом однородна и имеет
тенденцию к расширению на всем протяжении своих границ. Однако данные с американского зонда опровергают эти
постулаты: замеры температуры реликтовой радиации свидетельствуют не о хаосе
в распределении различных зон Вселенной, а об определенной ориентации или даже
плане. При этом существует особая гигантская
линия, вокруг которой происходит ориентация всей структуры Вселенной,
сообщают ученые. Аппарат анизотропного зондирования Уилкинсона WMAP отслеживает остаточный радиационный фон
во Вселенной, ставший следствием Большого взрыва. Радиация - все, что
осталось от взрывов в только что возникшей Вселенной. Такие взрывы приводили
к образованию звезд, а волны радиации в NASA отслеживают с помощью WMAP. В
бесконечной Вселенной "волны" радиации были бы всевозможной "амплитуды
и размеров". Ученые установили, какой формы Вселенная
Ученые установили, что наша Вселенная конечна, весьма
компактна, а по форме напоминает футбольный мяч, то есть сферу, состоящую из пятиугольников.
Научное название такой формы - додекаэдр Пуанкаре. Анализ астрономических данных, полученных
в Парижской обсерватории, проводили Джеффри Уикс и Макартур Феллоу из Нью-Йорка при содействии своих французских
коллег. Результаты исследования опубликованы в
авторитетном журнале Nature в среду. Ученые
проанализировали предоставленные NASA данные микроволнового анизотропного
зондирования Уилкинсона (WMAP - Wilkinson
microwave anisotrophy probe), которое отслеживает остаточный радиационный фон
во Вселенной, ставший следствием Большого взрыва. Радиация - все, что
осталось от взрывов в только что возникшей Вселенной, которой было около 380
тыс. лет. Такие взрывы приводили к образованию звезд, а волны радиации в NASA
отслеживают с помощью WMAP. В бесконечной Вселенной "волны"
радиации были бы всевозможной "амплитуды и размеров". Однако в нашей есть довольно строгий и
ограниченный набор. Математик Джеффри
Уикс проанилизировал
модель Вселенной, составленной из пятиугольников, и обнаружил, что радиационные
возмущения в модели вполне соответствуют реальным, причем без всякой
специальной подгонки. По мнению исследователей, это излучение невозможно
совместить с представлением о бесконечной Вселенной. "С античных времен
люди размышляли о том, конечна или бесконечна наша Вселенная. Сейчас, после
более чем двух тысяч лет предположений, конкретные научные данные могут
положить конец предположениям", - говорит Уикс.
Как сообщает Reuters,
астроном Джордж Эллис из Университета Кейптауна пишет в комментарии к исследованию,
что методика Уикса и его коллег корректна, и, по
всей видимости, мы действительно живем в маленькой замкнутой Вселенной. |
"Все
ученые верующие"
|
Так считает директор Института математики, академик, профессор
Латвийского университета Андрис Буйкис.
— Господин Буйкис,
согласитесь, для верного служителя точной дисциплины ваши взгляды выглядят
странно... — "Точная дисциплина" — это
распространенное заблуждение. В действительности математика — одна из самых
философских наук, потому что она занимается абстрактными вещами. Ее язык —
язык формул — очень гармоничен, в нем есть свои законы. Если я вывожу слишком
длинные формулы, не ощущая в них симметрии, как в поэзии ритмики, то сразу
понимаю, что куда-то вкралась ошибка. — И все же наука — область
консервативная, трудно находиться в оппозиции? — Сегодня "в оппозиции"
находится примерно половина мирового сообщества ученых. Поскольку
обнаруженные в последнее время фундаментальные факты
невозможно объяснить известными нам законами, ставится вопрос о смене
парадигмы науки (системы координат). Старая признает
основой мироздания вещественный мир, а сознание считает вторичным. Новая
предлагает считать по крайней мере равноправными
вещественный мир, энергетический и информационный. — Какие же открытия заставили ученых
сомневаться в основах? — Сомневаться заставляют не столько
открытия, сколько противоречия с признанными законами, которые обнаруживаются
по мере углубления в науку. Чем глубже, тем больше вопросов. Особенно у тех,
кто работает с бесконечностью — жизни, пространства, времени, чисел. Так что
не случайно американский опрос выявил 40 процентов верующих среди ученых со
степенями, занятых в этих областях — биологии, физике, астрономии и
математике. — То есть уже открытых законов природы
оказывается недостаточно для полноценного понимания этой же природы? — В том-то и дело. И одной из самых
больших загадок остается человек. В середине прошлого века нобелевский
лауреат по физике Эрвин Шредингер попытался объяснить сущность жизни при
помощи фундаментальных вроде бы законов — квантовой механики и теории
относительности. Но дальнейшее развитие показало, что это не приблизило нас к
пониманию человеческого сознания. Что заставляет некоторых современных ученых
считать традиционную науку во многом ограниченной, уж слишком многих вещей
она не может объяснить—ту же телепатию, ясновидение,
вещие сны... Биофотоны — научно признанные элементы, из которых состоит живая
клетка, открыты всего лет 20 назад и являются широким полем для исследования
сознания. Скажем, в момент смерти клетки излучают особое свечение, а свет —
это информация. И значит, извещение о гибели навечно фиксируется в
недоступной нам пока среде, потому что фотон вечно будет лететь со скоростью
света. В 93-м российский академик Шипов в своей
монографии предложил идею торсионных полей (полей кручения),
продемонстрировав через уравнения сценарий рождения вещества из невидимого,
то есть доказал первичность духа. На практике его коллега академик Акимов
обрабатывал торсионным полем алюминий, что подтверждает возможность
воздействия полей информационного уровня на вещественный мир. Самое удивительное открытие конца XX
века, сделанное в США, назвали квинтэссенцией — Вселенная расширяется с
ускорением. А это по известным законам физики невозможно, и, значит,
существует неведомое нам поле, работающее против гравитации. Из этой гипотезы
вытекает, что исследованная нами до сих пор видимая материя занимает всего 4
процента (!) от существующей, которая включает еще 26 процентов темной
материи и 70 процентов темной энергии. И после этого мы говорим, что много
знаем! Наши знания об окружающем мире, по-моему, очень хорошо иллюстрирует
притча про то, как трое слепых ощупывали слона и каждый
сложил о нем собственное впечатление. Но слон-то как был собой, так и
остался. — Человек может понять лишь то, что
позволяет его достаточно скромное развитие — мы ведь даже летать не умеем. — Но мы сами ограничиваем свои
возможности, признавая в основном то, что можем увидеть и потрогать. Ведь
если я буду внушать себе, что боюсь высоты, то, подавив свои возможности, не
смогу подняться на высокую башню и увидеть много нового. —Но если на обычного человека свалятся
необычные способности, он же не обрадуется, а побежит лечиться. Вот эта наша ограниченность во взглядах мешает развитию и заставляет втискивать мир в
узкие рамки догматов. К примеру, наукой признаны законы движения планет
Кеплера, но в большинстве книг забывают сказать, что он серьезно занимался
астрологией и вывел их оттого, что умел слышать музыку небесных сфер, — когда
планета удаляется по орбите, ее музыка делается тише и усиливается по мере их
приближения. Высший Разум обычно выбирает для передачи нам людей
подготовленных — многие композиторы и поэты признавались в том, что лишь записывают
льющуюся на них информацию. И кто знает, может быть,
считающиеся безумными люди на самом деле просто опередили свое время? — Возвращаясь к открытию
квинтэссенции, к чему может привести расширение Вселенной? — Пока у науки есть два сценария: либо
она будет продолжать расширяться и наша солнечная система с
постоянной скоростью будет удаляться от других звезд (тогда на нашем
небосклоне останется одно Солнце), либо из-за гравитации расширение будет
замедляться и со временем все свернется в одну черную точку. О дальнейшем
ясных выводов пока нет. — Что нового думают ученые о
человеческом сознании? — До сих пор исследовать сознание
означало исследовать мозг, что вписывается в привычную парадигму о
первичности вещественного мира. Но вот в американском Институте математики
сердца обнаружили, что нейроны существуют не только в мозге, но и около
сердца. И пришли к выводу, что именно сердце принимает окончательные решения,
подавать информацию в мозг или нет. Оно контролирует безэмоциональный
мозг. И тогда первичность души, чья сущность заложена в сердце, о чем говорят
религия и разные эзотерические учения, уже не кажется глупостью. — Наверное, вера накладывает отпечаток
на мышление ученого. — Так ведь ученые все верующие! Они верят
в принятые основные предположения, которые математики называют аксиомами. И
раз в основе науки тоже лежит вера, то по большому счету между наукой и
религией нет различий. — Но в академической науке принято
верить в то, что можно "пощупать". — Теперь уже косвенно можно
"пощупать" и темную материю, и темную энергию.
и. значит, границы доказательств расплываются и спор
получается чисто психологическим: в одно верить правильно, в другое — нет. Но
все научные открытия поначалу сталкиваются с сильной оппозицией (как было и с
теорией Ньютона в свое время), потому что люди с трудом отвыкают от привычных
представлений. —А как с точки зрения новой парадигмы
объясняется начало начал и бесконечность?
— Как только наука доходит до крайних
вопросов, вразумительных ответов она пока не дает. Простой пример — мы
определили плотность Вселенной, она лежит около критического значения. Но мы
не знаем, выше него или ниже. Что естественно — нам же не с чем сравнивать,
мы знаем только то, что можем увидеть, услышать, пощупать. Как будто какой-то
мудрый ум придерживает нашу любознательность, уводит от главного понимания,
потому что мы попросту не доросли до таких ответов. Наш же опыт показывает:
все открытия в первую очередь попадают в руки людей, облеченных властью,
военных и используются для порабощения других. Дай нам сегодня сверхновые
фундаментальные идеи, их постигла бы та же судьба. Мы давно знаем, как уничтожить планету,
но никто не знает, как ее спасти — вот о чем надо думать. До сих пор
человечество не выработало осмысленного развития, которое обеспечит его
долгосрочное существование. Сегодня миром правят деньги, в погоне за ними мы
засоряем атмосферу, опустошаем недра, вырубаем леса, чем уродуем климат. Вот
новая парадигма ставит духовные ценности выше материальных.
Успеют ли люди это осознать? Ответ прост: не успеют — погибнут. |
Наука и
религия. Атеисты и христиане.
|
"Не прячьтесь от Бога!"
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей отец Всеволод ЧАПЛИН: - НАУКА и религия - это две самостоятельные области познания мира. Наука пользуется наблюдениями за природой. Религия же опирается на то, что открывает нам Бог через свое слово (через Священное Писание), через чудеса. Не нужно заставлять человека верить в то или иное религиозное учение. Точно так же не стоит заставлять всех верить в науку и соглашаться с любыми ее выводами. При всем моем уважении к академику Гинзбургу я не считаю единственно объективными научные знания, а тем более их идеологические интерпретации. Наверное, нельзя доказать существование Бога, используя только разум и наблюдения за материальным миром. Но точно так же нельзя доказать небытие Бога. Фактов сверхъестественных явлений достаточно много. А доказательств теории Дарвина практически нет. Однако даже знание об этом не убедило человека в существовании Бога. Чтобы познать Бога, нужно открыть ему душу, обратившись к нему в молитве. А неверующий же обычно - это тот, кто прячется от Бога из-за гордыни и нежелания менять собственную жизнь, отказываться от чего-то, что стало идолом и заслонило собой Бога. Например, от культа "свободного разума". Аргументы и Факты, N47, 24.11.2004, с. 20 Религиозность учёных
Истинные учёные, за самыми редкими исключениями, всегда были и остаются людьми религиозными. "Переберите в своём уме, - говорит один наш русский учёный, - великих поэтов, художников, ораторов как в древности, так и в новые времена, и вы затруднитесь указать среди них безбожников; перечислите знаменитых философов - вы найдёте между ними пантеистов и дуалистов, но не встретите атеистов; припомните первоклассных учёных, и в великом числе их едва найдете трех-четырех, близких к неверию. В числе безбожников можно отыскать учёных, но не многих и не первоклассных, можно указать писателей, но посредственных, можно найти мыслителей, но не гениев" (проф. А. Беляев). Другой учёный высчитал, что 92 процента естествоиспытателей и философов принадлежат к числу верующих в Бога, 6 процентов - более или менее равнодушных к религии и лишь 2 процента идут против неё (Пфеннигедорф). "Полузнайки только остаются вечными материалистами", т.е. безбожниками, - читаем в письме нашего русского поэта Я.П. Полонского к графине С.А. Толстой. Ибо они, добавим словами известного химика Либиха, "хватают верхушки исследования естественных наук и воображают, что имеют право объяснять несведущей и легковерной публике, как произошёл весь свет и жизнь и как много знает человек о самых возвышенных предметах". "Наука же, - говорит другой учёный, Джевонс, - если ею заниматься со смирением и должным сознанием крайней ограниченности наших умственных способностей, может внушать нам только более высокие и более обширные понятия о задачах творения..." Наш русский исследователь [Кожевников В. Современное научное неверие. С.-Посад, 1912] по вопросу об отношении людей учёных к религии приводит длинный список искренне и глубоко верующих учёных. Уже среди вольнодумного XVIII века список учёных-верующих содержит в себе такие первоклассные имена, как Д. Вернули, Эйлер, Бредли, Цельсий, Уатт, Гальвани, Вольта, Шталь, Гофман, Боэргава, Кавендиш, Линней, Лавуазье, Биш, Бонне, Вернер и др. XIX век список этот сильно увеличил. Даже в последарвиновский период, ознаменовавшийся сильным наклоном в сторону признания за наукой исключительных прав, главные вожди новейшего естествознания, величайшие естествоиспытатели и математики, творцы современного точного знания, в преобладающем большинстве оказываются людьми религиозными, даже искренними христианами и церковниками. Вот их имена: математики и астрономы - Гаусс, Риман, Эрмит, Брюстер, Гершель, Бессель, Медлер, Леверье, Секки, Ламб, Джиль, Уиттекер, Фай, Маундер, Эбней, Р. Бойль, Ньюкомб; физики - Ампер, Румфорд, Коши, Эрстед, Джоуль, Фарадей, 0м, Фрауенгофер, Френель, Р. Майер, Гири, Гельмгольц, Дж. Стоке, Максвелл, лорд Кальвин-Томсон, Беккерель, лорд Рейли, Крукс, Рамзай, Дж.Г. Гладстон, Бальфур-Стюарт, Тэт, Лодж, Тесла; химики - Дальтон, Гей-Люссак, Г. Деви, Авогадро, Берцеллиус, Шеврёль, Либих, Шёнбейн, Девиль, Дюма; биологи-зоологи - Кювье, Жофруа, Сент-Илер, Латрейль, Бланшар, Агассиц, Эренберг, фон Бенеден, Карпентер, Мендель, Леббок, Р. Ланкастер, Мекелистер, Роменс, Уоллес; ботаники - Декандоль, Шранк, Марциус, Броньяр, Шлейден, Линдлей, А. Браун, Шимпер, Лейнис, Ганштейн, Тистльтон-Дайер; анатомы- Гиртль, Р. Оуэн, Флауер; физиологи и медики - И. Мюллер, Кильмейер, Клод-Бернар, Бишоф, Карл фон Бер, Вагнер, Пуше, Чарльз, Белль, Пастер, Листер, Педжет, Окленд. Немецкий проф. Деинерт Э. в своем интересном труде [Религиозные воззрения естествоиспытателей. Харьков, 1912] привёл свидетельства 423 естествоиспытателей и врачей, начиная с древнейших времён и кончая современностью. Оказалось, что из них 349 являются безусловно верующими, 18 равнодушными к религии и только 9 атеистами. Английский ученый–атеист доказал существование Бога
Крупный британский ученый Энтони Флю, известный оппонент религии, заявил, что есть научные доказательства существования Бога. Последние исследования в области биологии доказывают, «что в процессе зарождения жизни было необходимо участие разума», – это заявление Флю сделал в видеофильме, снятом по материалам научной конференции, прошедшей в США в мае. Ранее Флю написал в журнале «Philosophy Now», что его атеистические убеждения серьезно поколебались. По словам ученого, на его мировоззрение повлиял католик из Техаса Рой Варгезе. Он написал книгу «Чудо мира», организовал конференцию в Нью-Йорке, где 81-летний Флю впервые увидел результаты исследований, изменившие его взгляды. Австралия. Верующие люди живут более счастливо
Канберра, Австралия. Христиане счастливее атеистов – такой вывод содержится в исследовании, проведенным изданием «National Church Life». Результаты исследования были приведены в выпуске «The Age» от 11 декабря. В издании отмечается, что верующие обладают большим чувством смысла жизни, они более подвержены личному росту и настроены более оптимистично. Верующие также чаще готовы придти на помощь другим, они больше склонны к оказанию благотворительности и выполнению добровольных работ. «Снижение уровня важности церковной жизни в Австралии и секуляризация такого праздника как Рождество приводят с снижению благополучия общества», – отметил доктор Джон Беллами, участвовавший в проведении исследования. «Без сомнения, что религия и духовность являются символами надежды человека», – добавил он. У верующих людей крепче физическое и умственное здоровье, выше уровень самоуважения, оптимизма, заботы об окружающих, чувства безопасности и удовлетворенности жизнью. Верующие люди счастливее атеистов, согласно исследованию британского
психолога
Лондон, Великобритания. Верующие люди счастливее неверующих. К такому выводу пришел психолог Стивен Джозеф из Университета Уорвика в Великобритании, проводя свое исследование. Работа доктора Джозефа под названием «Религиозность и ее связь со счастьем: цели жизни и самореализация» была опубликована в журнале «Умственное здоровье, религия и культура». Опрос, в котором участвовало 57 мужчин и 44 женщины, также показал общую взаимосвязь религии и счастья. Возможной причиной этого называется тот факт, что у религиозных людей больше ощущения цели в жизни, чем у неверующих. Вместе с тем доктор Джозеф также указывает, что исповедание какой-либо религии является лишь одним из путей определения смысла и целей в жизни человека. «Люди, уделяющее меньше сил достижению финансового успеха и старающиеся больше проявлять свое чувство общности – в частности, жертвуя деньги на благотворительные цели и помогая другим людям, – являются более счастливыми, вне зависимости от их отношения к религии», – уточнил британский психолог. |
Атеизм в
опасности - соглашаются философы, интеллектуалы и ученые
|
Безбожие
в опасности. В этом согласны между собой философы, интеллектуалы и ученые.
"Атеизм как теория все больше теряет позиции в мире", - говорит
теолог из Мюнхена Вольфгарт Панненберг.
Его коллега из Оксфорда Алистер Макграт согласен с ним. Удел атеизма в будущем - "частное мнение отдельных личностей, а не широкое общественное признание, на которое он когда-то рассчитывал", пишет Макграт в американском журнале Christianity Today ("Христианство сегодня"), сообщает The Washington Times. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru). На атеизм обрушились две напасти. Одна из них - это то, что он, похоже, теряет свои научные основания. Вторая - исторический опыт сотен миллионов людей во всем мире показывает, что атеисты не могут претендовать на высокие моральные устои. Британский философ Энтони Флу, в прошлом убежденный гуманист, повернулся к атеизму спиной, заявив, что эволюция не может объяснить, как одна-единственная клетка может содержать больше информации, чем целые тома энциклопедии "Британника". Э. Флу все еще не признает существования библейского Бога. Однако он принял концепцию "разумного сотворения", и переход бывшего посла светского гуманизма к убеждению, что за сотворением Вселенной стоит чей-то разум, впечатляет. Несколько лет назад европейские ученые только посмеивались, когда исследования в США, например, в университетах Гарвард и Дьюк, выявляли зависимость выздоровления от веры и молитвы. Теперь 1200 исследований в научных центрах по всему миру пришли к тем же выводам. Другая ахиллесова пята атеизма - это бесчеловечные и безумные поступки, которые совершались от его имени. "Со временем в рядах атеистов появилось столько же мошенников, психов и карьеристов, сколько и в среде приверженцев различных религий. В лице Сталина атеизм приобрел продолжателя дела испанской инквизиции", - пишет Макграт. |
Сила святых мощей
|
В Киево-Печерской лавре творятся
настоящие чудеса
Совсем недавно Киево-Печерская лавра была музеем, главная цель которого заключалась в атеистической и антирелигиозной пропаганде. В музейных залах стояли вскрытые гробницы с мощами, и прошедшие курс специального обучения лекторы пытались убедить посетителей, что ничего святого и сверхъестественного в лавре нет. Говорили, что мощи - это средство поповского обмана, что нетленны они только по той причине, что лаврские пещеры проложены в сухих известковых породах, где зимой и летом постоянные температура и влажность воздуха, и это якобы способствовало мумификации похороненных здесь монахов.
- Но лекторы обходили молчанием удивительную загадку, - говорит исследователь аномальных явлений писатель Анатолий БЕРНАЦКИЙ. - При вскрытии пещерных захоронений оказалось, что только часть из них находилась в мумифицированном состоянии и представляла собой мощи. Остальные оказались обычными, как и на любом другом кладбище, захоронениями. Чтобы проникнуть в тайну этих различий, были проведены серьезные исследования. Вначале были изучены образцы воздуха. Его заборы сделали как в пещерах, так и в саркофагах, где находятся мощи святых. Саркофаги не герметичны. Поэтому представлялось, что воздух в них должен обладать теми же, что и в пещерах, свойствами. Но обнаружилось поразительное различие. Воздух в подземных помещениях вообще удивительно чист. Но в саркофагах количество микробов было в 9 - 10 раз меньше, чем в пещерах. А особо вредные гемолитические бактерии отсутствовали вовсе. Какая-то непонятная сила угнетала рост болезнетворных организмов, делая воздух бактерицидным. Проводились в пещерах и опыты с биологическими объектами - семенами пшеницы. В результате было установлено, что излучение, исходящее от святых мощей, повышает жизненные силы семян. На первых стадиях роста такие растения имеют в 2 - 3 раза большую массу зелени по сравнению с контрольными. Но и это не все. Например, с помощью специальной кобальтовой пушки зерна пшеницы облучались летальными для этого вида растений дозами радиации. После этого часть облученных семян помещалась возле саркофагов святых угодников. В дальнейшем при высевании эти семена дали вполне нормальные проростки. В то же время зерна, не соприкоснувшиеся с аурой подземных захоронений, и вовсе не проросли.
Заинтересовала ученых и жидкость, которая выделяется черепами лаврских святых. - Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей, - продолжает Анатолий Сергеевич. - Время от времени то один, то другой из них начинал мироточить - выделять благоуханную маслянистую жидкость, использовавшуюся для помазания верующих. «Возраст» некоторых из этих черепов приближается к тысяче лет. Во времена, когда советскими властями монастырь был превращен в музей-заповедник, мироточение черепов прекратилось. Однако в 1988 году, когда в честь тысячелетия крещения Киевской Руси часть музея вновь была передана православной церкви, несколько черепов «ожили». Сказать, что это был хитрый фокус священнослужителей, проделанный для обмана верующих, ни у кого не повернулся язык. Видимо, по той причине, что мироточение обнаружили не служители культа, а научные сотрудники музея-заповедника. Так вот, в биохимической лаборатории Киевского мединститута и был исследован состав жидкости, выделяемой черепами. Экспертная комиссия во главе с профессором Юрием ХМЕЛЕВСКИМ пришла к выводу, что она имела дело с выделениями, присущими... живому организму. - В представленном образце мы обнаружили высокоочищенные масла примесей белков, - заявил профессор. - Отсутствие неорганических фосфатов и ионов аммония указывает, что эти образцы не являются продуктами распада мертвой ткани. Белки, обнаруженные в жидкости, имеют органическое происхождение. И синтезировать подобные соединения даже при использовании современных технологий практически невозможно.
- В пещерах еще много такого, что не имеет четкого научного объяснения. Например, отразившееся и застывшее в стекле оклада изображение чудотворной иконы. Никто так и не смог предложить хотя бы какое-то толкование физической сущности этого явления. «Такого просто не может быть», - говорили и оптики, и специалисты в области физики твердого тела. Наверное, стоит согласиться с теми учеными, которые считают Киево-Печерскую лавру уникальнейшим местом на Земле, где происходят явления, пока не доступные человеческому разуму.
|