Главная


Впервые в храме

 

 

Внутреннее устройство храма

 

Алтарь

 

Слово "алтарь" происходит от двух латинских слов - аlta ara ("высокий" и "жертвенник"). По-гречески же алтарь в древности назывался "бима", что означало возвышенный жертвенник, возвышение, с которого ораторы произносили речи, судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд, раздавали награды. Эти названия в общем соответствуют духовному назначению алтаря в православном храме. Они также свидетельствуют, что уже в глубокой древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это, как правило, соблюдается и до наших дней.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

В центре алтаря находится престол - стол, на котором во время Литургии совершается Таинство Евхаристии (см. далее главу "Таинства Православной Церкви"). Престол символизирует собой Гроб Господень.

Со временем алтарь со святым престолом стал все более отгораживаться от остальной части храма. В катакомбных храмах (1-V вв. по Р. X.) уже существовали солея и алтарные преграды в виде низких решеток. Затем возник иконостас с царскими и боковыми дверями, который служил своего рода разделительной чертой, отгораживающей алтарь от остального храма.

В соответствии с древнейшими традициями в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - абсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола, на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее (т. е. небесное, божественное) место.

В больших храмах и кафедральных соборах соответственно алтарной абсиде вокруг Горнего места полукружием расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу. Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя мимо него, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является светильником, разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Это соответствует Откровению Иоанна Богослова, видевшего на этом Горнем месте семь золотых светильников.

Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и о упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в не богослужебное время священные сосуды и облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения.

По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило.

Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующие несозданный свет Святой Троицы, или два раза по три (вверху и внизу) или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Алтарь, по причине совершаемого в нем таинства Евхаристии, как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, потому и в наши дни Он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.

В православном храме алтарь - святая Святых. Действительно, святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконис, а впоследствии для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также и так называемым алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т. п.

На Руси в древности в алтаре не принято было держать иконы с изображением каких-либо святых жен, кроме Богородицы, а также иконы, на которых имелись изображения людей, не причисленных к лику святых (например, воинов, стерегущих Христа или мучивших святых страдальцев за веру, и т. п.).

 

Жертвенник и его назначение в храме

 

В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше.

Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Оба своих названия это место алтаря получило потому, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.

В Древней церкви в алтаре жертвенника не было. Он устраивался в особом помещении, в древнерусских храмах - в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Такие приделы с двух сторон алтаря к востоку повелевалось устраивать еще Апостольскими постановлениями: северный придел - для предложения (жертвенника), южный - для сосудохранилища (ризницы). Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь, а в приделах чаще всего стали устраивать храмы, то есть ставили и освящали престолы в честь священных событий и святых. Таким образом, многие древние храмы стали иметь не один, а два и три престола, соединять в себе два и три особых храма.

И в древние, и в новые времена часто сразу же создавалось несколько храмов внутри одного. Для древней русской архитектуры характерна постепенная пристройка к одному первоначальному храму сначала одного, затем двух, трех и более храмов-приделов. Превращение жертвенника и сосудохранилища в храмы-приделы - также достаточно характерное явление.

В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, имеется Крест с Распятием.

Жертвенник знаменует "нищету первого пришествия Христова - в особенности же сокровенную природную пещеру, где были и ясли", то есть место Рождества Христова. Но поскольку в Рождестве Своем Господь уже приуготовлялся к крестным страданиям, что и изображается на проскомидии крестообразным надрезанием агнца (частицы просфоры, которая в конце литургии пресуществляется в Тело Господне), то жертвенник знаменует собою также Голгофу, место крестного подвига Спасителя. Кроме того, когда Святые Дары в конце литургии переносятся с престола на жертвенник, он приобретает значение пренебесного престола, куда вознесся Господь Иисус Христос и воссел одесную Бога Отца.

Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается таинство Бескровной Жертвы и присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник также является священным местом, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.

 

Живописные изображения средней части храма

 

В размещении живописных композиций в центральной части храма, как и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные, допускаемые церковными правилами варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.

В центре купола изображаются Бог Вседержитель и Иисус Христос. Под Ним, по нижнему краю сферы купола, - серафимы (высшая ангельская иерархия). В барабане купола - восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил - райскую ветвь, Уриил - огонь.

В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом; напротив, по диагонали, в юго-западном парусе, - евангелист Лука с тельцом; в северо-западном парусе - евангелист Марк со львом; напротив него, по диагонали, в юго-восточном парусе, - евангелист Матфей с ангелом в образе человека. Затем по северной и южной стенам сверху вниз могут следовать рядами изображения апостолов и святителей, преподобных и мучеников.

Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до нижней границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. Их высота, как правило, около 160 сантиметров. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали священных изображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами.

Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней части храма помещаются изображения "Христос и грешница" и "Спасение утопающего Петра". Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, - образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества. На столпах в средней части храма, где они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе.

Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

Помимо западных врат православные храмы имеют обычно еще два входа: в северной и южной стенах. Эти боковые входы могут означать Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе, через которые мы как бы входим в общение с Богом. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три - во образ Святой Троицы, вводящей нас в жизнь вечную, в Небесное Царство, образом которого является храм.

В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину - в рост человека. Крест делается восьмиконечным, с надписью на верхней короткой перекладине "I Н Ц I" (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости - останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку - образ Иоанна Богослова. Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божия такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова: "Жено! се, сын Твой", и, обратясь к апостолу: "Се, Мати твоя" (Ин. 19, 26-27), тем самым восыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, все верующее в Бога человечество.

В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой (или налой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.

Аналой - вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на него Евангелия, Апостола или прикладывания к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение вообще духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Аналой используется и при многих других службах и требах. Он не является обязательным священно-таинственным предметом в храме, но удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, который имеют в данный праздник одежды духовенства.

 

Притвор

 

Обычно притвор отделяется от храма стеной с западными вратами в середине. Само название "притвор" отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части - трапеза, поскольку в древности в ней устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс - место для наказанных.

На Западе эта часть храма получила название нартекса. Теперь практически почти все наши храмы, за редким исключением, имеют эту третью часть. Однако необходимо отметить, что древнерусские храмы, особенно Киевской Руси, имеют очень большие по объему притворы, занимающие до одной трети всего храмового объема, что было связано с большим числом оглашенных. В дальнейшем же притворы становятся все меньше. В шатровых столпных храмах XVI в. они практически отсутствуют. В храмах Нового времени притворы либо также отсутствуют, либо носят условный характер.

Сейчас у притвора имеется богослужебное назначение. В нем совершаются литии на великих вечернях и панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. Во многих храмах в притворе совершается также последование определенных частей вечерних богослужений.

В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в нем находятся различные иконы. Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее. Притвор может устраиваться и под колокольней, если она вплотную примыкает ко храму.

 

Свет и светильники

 

Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме - окна, лампады и свечи.

Богослужебный Устав предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.

Какие же светильники находятся в храме, что они символизируют?

В алтаре за престолом горят в особом светильнике - семисвечнике - лампады или свечи, лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по несколько лампад; кроме того, у икон ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи.

Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе - за литургией, а также перед чтением Евангелия, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди и Самого Христа, как Света от Света, как Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами "Свет Христов просвещает всех"

Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях (двусвечниках и трехсвечниках).

Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой.

Эта свеча знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в некоторые моменты богослужения находятся в руках священников. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами.

В центральной части храма из купола вниз спускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, - паникадило.

Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликадилами. Поликадила имеют от семи до двенадцати светильников, в то время как паникадила - более двенадцати.

 

Солея

 

Иконостас устраивается на том же возвышении, что и алтарь. Но это возвышение продолжается от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся. Возвышение это бывает на одну или несколько ступеней от пола храма. Расстояние между иконостасом и окончанием возвышенной площади называется солеей (с греч. - возвышение).

 

Церковная паперть

 

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти. Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет весьма определенный смысл, так как является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Паперть - это первое возвышение храма. Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение. Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, - это третье возвышение.

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу: первое - это начало духовной жизни, самый вход в нее; второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина; третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

 

 

Амвон

 

Амвон - выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл. На самом деле Алтарь не оканчивается преградой - иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.

Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения. Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

 

 

Живописные изображения в алтаре

 

Запрестольные Крест и икона

 

В алтаре православного храма есть два образа, которые, как правило, находятся за престолом с двух сторон его восточной части, - запрестольные Крест с изображением Распятия и образ Богоматери. Крест называется еще выносным, так как он выносится в особо торжественных случаях во время крестных ходов (он укреплен на длинном древке, вставленном в подставку). Так же устроена и выносная икона Богородицы. Если смотреть от царских врат, Крест помещается у правого угла престола, икона Богородицы - у левого.

До XVII в. в России в древности не было определенности единообразия в запрестольных образах и ставились разные иконы: Троицы и Богоматери, Креста и Троицы. Посетивший Россию в 1654-1656 гг. Антиохийский патриарх Макарий указал патриарху Никону, что за престолом следует ставить Крест с Распятием и икону Богородицы, поскольку в Распятии Христовом уже содержится совет и действие Пресвятой Троицы. С тех пор так делается и поныне.

Запрестольный Крест может быть разной формы, но непременно должен иметь на себе образ Распятия Христова. Здесь следует сказать о догматических значениях форм Креста и различных изображений Распятия. Есть несколько основных форм Креста, приемлемых Церковью.

Крест четырехконечный, равносторонний есть знамение Креста Господня, догматически означающее, что ко Кресту Христову равно призываются все концы вселенной, четыре стороны света.

Крест четырехконечный с удлиненной нижней частью подчеркивает представление о долготерпении Божественной любви, отдавшей Сына Божия в крестную жертву за грехи мира.

Крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, - очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что соответствует понятию о храме как корабле, плывущем в Царство Божие. Но он имеет и еще одно значение. "Полумесяц" - это так называемая цата - символ императорской власти. Таким образом, крест как символ Церкви покоится на цате - символе светской высшей власти.

Царство в такой символике определяется и как опора, и, в то же время, обозначается иерархическое "нижнее" положение светской власти относительно Церкви как власти духовной.

Крест восьмиконечный имеет одну среднюю перекладину длиннее других, над ней одну прямую короче, под ней тоже короткую перекладину, один конец которой поднят и обращен на север, опущенный - обращен на юг. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина - табличка с надписью "Иисус Назорей Царь Иудейский", прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина - подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более современный поздний вид изображает Тело Христа провисшим с поднятыми вверх и в стороны руками.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Однако такой образ не передает всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир.

Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину его смысла. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине - приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой - луна.

Под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам. Этому древу и противопоставлено теперь древо самого Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю Вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений.

Запрестольный Крест бывает и восьмиконечным, но чаще четырехконечным с удлиненной вниз вертикальной перекладиной. На нем изображено Распятие, причем на поперечной перекладине вблизи дланей Спасителя в медальонах иногда помещаются образы Богоматери и Иоанна Богослова, предстоявших у Креста на Голгофе.

 

Другие изображения

 

В самых верхних сводах алтаря изображаются херувимы.

В верхней части алтарной абсиды помещается образ Духа Святаго в виде голубя, спускающагося с небес на Господа Иисуса Христа во время крещения в водах иорданских.

В средней части центрального полукружия алтаря за Горним местом с древнейших времен принято было помещать образ Евхаристии - Христа, преподающего причастие святым апостолам, или образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. Слева и справа от этого образа, по северной и южной стенам алтаря последовательно помещаются образы ветхозаветных пророков, святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова).

 

 

 

Иконостас

 

Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами к средней части храма, носящей название церковь.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата - двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря - престол и все происходящее в алтаре. На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней. Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются царские врата - двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них исходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия людям. Он таинственно проникает в них также во время входов с Евангелием и на великом входе за литургией в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

Слева от царских врат, в северной части иконостаса, против жертвенника устраиваются северные одностворчатые двери для выходов священнослужителей в уставные моменты богослужения. Справа от царских врат, в южной части иконостаса находятся южные одностворчатые двери для уставных входов священнослужителей в алтарь, когда они совершаются не через царские врата. Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма), прообразом которой является завеса в Иерусалимском храме. Она отдергивается и задергивается в уставные моменты и знаменует собою вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии.

На царских вратах помещаются обычно образ Благовещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем рождении Спасителя мира Иисуса Христа, а также образы четырех евангелистов, возвестивших об этом пришествии Сына Божия во плоти всему человечеству. Это пришествие, являясь началом, основным событием нашего спасения, воистину отверзло людям закрытые доселе двери небесной жизни, Царства Божия. Поэтому образы на царских вратах глубоко соответствуют их духовному значению и смыслу.

Справа от царских врат помещается образ Христа Спасителя и сразу за ним - образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм или придел. Слева от царских врат ставится образ Матери Божией. Тем самым всем присутствующим в храме показывается, что вход в Царство Небесное открывается людям Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью.

Далее за иконами Богоматери и храмового праздника по обе стороны Царских врат, насколько позволяет пространство, ставятся иконы наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий. На боковых, северных и южных дверях алтаря изображаются, как правило, архидиаконы Стефан и Лаврентий (первомученики), или Архангелы Михаил и Гавриил, или прославленные святители, или ветхозаветные первосвященники. Над царскими вратами помещается образ Тайной вечери как начала и основания Христовой Церкви с ее самым главным таинством. Этот образ указывает также, что за царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной вечере, и что через царские врата совершится вынесение плодов этого таинства - Тела и Крови Христовой для причащения верующих.

Справа и слева от этой иконы образа Тайной вечери, во втором ряду иконостаса находятся иконы важнейших христианских праздников, то есть тех священных событий, которые послужили спасению людей.

Следующий, третий ряд икон (так называемый деисисный) имеет своим центром образ Христа Вседержителя, в царственном облачении восседающего на троне, как бы грядущего судить живым и мертвым. (Но так же часто используется и иная икона - "Великий Архиерей" - эта традиция более древняя.) По правую руку от Христа изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя - образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи в таком же молитвенном положении. Эти три иконы носят название деисуса (от греч. "деисис" - моление).

По сторонам от Богоматери и Иоанна Крестителя располагаются образы апостолов, обращенных ко Христу в молитве.

В центре четвертого ряда (так называемого пророческого) иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем в лоне Своем или на коленях. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки.

В пятом ряду иконостаса (так называемого праотеческого; пятый ряд не является обязательным и может отсутствовать) по одну сторону помещаются образы праотцев, а по другую - святителей. В центре этого ряда часто помещается образ Господа Саваофа, Бога-Отца. Его изображение появляется у нас в Церкви примерно в конце XVI в. в виде композиции "отечество", где в лоне Бога-Отца, имеющего облик седовласого старца, изображены Господь Иисус Христос и Святой Дух в образе голубя.

Иконостас непременно венчается Крестом или Крестом с Распятием как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

Первые три ряда иконостаса, начиная с нижнего, каждый в отдельности и все вместе содержат в себе полноту духовного представления о сущности Церкви и ее спасительном значении.

Иконостас, как и любые иконы, освящается особыми молитвами священников или епископов и окроплением святой водой.

 

Ризница

 

Ризница находилась в древности в правом, южном приделе алтаря. Но с устройством в нем престола ризница стала располагаться или здесь же, в правом приделе у стен, или в особом месте вне алтаря, или даже в нескольких местах.

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

 

Святой Престол. Его символика и устройство

 

Святой престол православного храма символизирует невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога - Творца и Промыслителя всего сущего, всей вселенной.

Престол, как знамение единого Бога Вседержителя, являющегося средоточием и центром всякого тварного бытия, должен располагаться только в центре алтарного пространства, отдельно от всего.

Четыре стороны престола соответствуют четырем сторонам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь), четырем степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род). Престол знаменует собою также Христа Вседержителя.

В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди, призываются к общению с Богом в Святых Тайнах, ибо Евангелие проповедуется, по слову Спасителя, "по всей вселенной, во свидетельство всем народам" (Мф. 24, 14). Четыре стороны престола знаменуют также свойства Личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек.

Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в Храме Небесном. Там были: телец - символ жертвенного животного; лев - символ царской власти и силы; человек - символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие; орел - символ вышней, горней, ангельской природы. Эти символы присвоены в Церкви и четырем евангелистам: Матфею - человек, Марку - лев, Луке - телец, Иоанну - орел.

Святой престол также знаменует собою Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе.

Чаще всего святой престол устраивается следующим образом.

На четырех деревянных столпах высотой примерно 98 см полагается деревянная доска так, чтобы ее углы точно ложились на столпы, вровень с ними. Площадь престола чаще всего зависит от величины алтаря.

Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской престола ставится пятый - для поставления на нем ящичка с мощами святых. Углы верхней доски, называемой трапезой, в местах их сопряжения со столпами заливаются воскомастихом - расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, все эти вещества "образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти".

Престол скрепляется четырьмя гвоздями, знаменующими те гвозди, которыми Господь Иисус Христос был пригвожден к кресту, омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой. Престол особым образом помазуется святым Миром, что знаменует и возлияние Мира на Христа Спасителя перед Его страданиями, и те ароматы, которыми было полито Тело Его при погребении, и теплоту Божественной любви, и благодатные дары Божии, излившиеся на нас благодаря крестному подвигу Сына Божия.

Затем престол облачается в особо освященную белую нижнюю одежду, символизирующую плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб.

Вслед за этим престол опоясывается вервием (веревкой) длиной около 40 м. Если освящение храма совершает архиерей, то вервием опоясывается престол так, что оно образует собою кресты со всех четырех сторон престола. Если же храм освящается по благословению епископа священником, то вервием опоясывают престол вокруг в виде пояса в верхней части. Это вервие знаменует собою путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к первосвященникам иудейским, и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную, объемлет собою все творение Божие.

Затем престол облачают в верхнюю, нарядную одежду - индитию, которая знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего "судить живым и мертвым". Тем самым изображается, что слава Иисуса Христа, Сына Божия, которую имел Он и прежде всех времен, непосредственно основана и на его крайнем уничижении, даже до смерти, во время первого пришествия, на той Жертве, которую Он принес Собою за грехи человеческого рода.

В соответствии с этим архиерей, совершающий освящение храма, до покрытия престола индитией священнодействует в белой одежде, надеваемой поверх его святительских риз. Совершая действия, знаменующие погребение Христово, архиерей, символизирующий собою также Христа Спасителя, облачается в одежду, соответствующую погребальной плащанице, в которую было обернуто тело Спасителя при погребении. Когда же престол одевается одеждой царственной славы, тогда с архиерея снимается эта погребальная одежда, и он предстает в блеске святительских риз, изображающих одежды Небесного Царя.

При начале освящения престола из алтаря удаляются все мирские люди и остаются одни священнослужители. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что в это время "алтарь становится уже небом, и туда нисходит сила Духа Святаго". Одновременно из алтаря выносятся и все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Этим изображается, что незыблемо и неподвижно утверждаемый престол есть знамение Нерушимого Бога, от Которого получает свое бытие все, что подвержено движению и изменению.
После того как освящен неподвижный престол, все движимые священные предметы и вещи вновь вносятся в алтарь.

На святом престоле кроме индитии и покрывала находится несколько священных предметов: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница, пелена (полупрозрачная ткань), покрывающая все предметы на престоле в промежутках между богослужениями.

Антиминс - четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов - тельцом, львом, человеком, орлом - и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подписью епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова в чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам распятого на Кресте Спасителя.

Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить литургию. Если во время литургии загорится храм или если иное стихийное бедствие будет угрожать зданию храма, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и завершить на нем Божественную литургию.

Поверх сложенного антиминса непременно полагается на престоле Святое Евангелие, называемое напрестольным, которое является такой же неотъемлемой принадлежностью престола, как и антиминс. Евангелие полагается в середине престола поверх антиминса для того, чтобы видимым для всех образом свидетельствовать и обозначать постоянное присутствие Господа Иисуса Христа в самой главной и священной части храма. С этим Евангелием совершают входы на литургии, на некоторых вечернях его выносят на середину храма для чтения или поклонения ему, в определенных случаях его читают на престоле или в храме, им крестообразно осеняют престол в начале и в конце литургии.

Так как на престоле совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых, то рядом с Евангелием на престол непременно полагается Крест с изображением Распятого Господа. Напрестольный Крест является третьей неотъемлемой и обязательной принадлежностью святого престола.
Помимо антиминса, Евангелия, Креста как обязательных священных предметов, составляющих неотъемлемую принадлежность престола, на нем находится дарохранительница, предназначенная для хранения Святых Даров. Дарохранительница - особый сосуд, обычно устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей.

Он, как правило, делается из не окисляющегося металла, вызолочен. Внутри этого сосуда в гробнице или в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей.

На престолах принято также полагать и дароносицы - небольшие ковчежцы или кивоты, чаще всего устраиваемые в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху.

Внутри дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица (небольшая ложка для причащения), иногда сосуд для вина. Дароносицы служат для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для их причащения.
На престоле может находиться сосуд со святым Миром. Если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

Для покрытия престола существует особая пелена - покров, которым накрываются все священные предметы на престоле по окончании богослужений. Этот покров знаменует собою покрывало тайны, которым святыни укрываются от глаз непосвященных.

Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, знаменующие собою степени духовного совершенства, необходимые для восхождения к святыне Божественных Тайн.

Престолы православных храмов освящаются во имя какого-либо святого лица или священного события, от чего получает свое название весь храм и приход. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им несколько приделов (небольших церквей, приделанных к основному храму), то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола.

Однако иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.

 

Средняя часть храма

 

Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный. Толкования сходятся в том, что, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, средняя часть храма - это подобие тварного мира.

При таком соотношении значений частей храма становится понятным смысл отделения алтаря от средней части: алтарь с самого начала непременно должен быть отделен от нее. 

Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде.

 

 

 

Архитектура храма

 

Православный храм в исторически сложившихся формах символизирует Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного.

Храмы Православной Церкви отличаются архитектурным разнообразием. Однако архитектура каждого храма символически соответствует церковному вероучению.

 

Виды православных храмов

 

Так, храмы в виде креста символически означают, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означают вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг - это символ вечности, не имеющей ни начала, ни конца; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменуют собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению.

У христиан были распространены нефные (от римского "неф" - корабль) храмы (своим внешним видом они напоминают корабли) в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом, в котором располагался алтарь. Такие храмы кое-где существуют и поныне, но их мало.

Были распространены храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри (в центре) - в форме креста, круглые или по внешней форме прямоугольные, а внутри (в средней части) - круглые.

Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; на всем протяжении истории церковной архитектуры храмы продолжали быть двух-, а чаще трехчастными.

Господствующим в храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, которое напоминало внутренний вид храма в катакомбах. Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа.

Ко времени Крещения Руси (988 г.) в Византии сложился тип крестово-купольного храма, который объединил достижения всех предшествовавших направлений развития восточных традиций храмового зодчества.

Вместе с Православием Русь переняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как киевский Софийский собор, София Новгородская, владимирский Успенский собор, нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного.

Однако в православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В ХV-ХVП вв. в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов. Появляются сильно вытянутые, прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток, одноэтажные и двухэтажные, с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные, с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок или луковиц. Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом, прилегая к нему, над его храмовым притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская церковная деревянная архитектура. Свойства дерева как строительного материала обусловили своеобразие и особенности этого стиля. Создать купол, имеющий плавные формы, из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него появляется шатер остроконечной формы. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи). Такие храмы получили название шатровых.

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство. Вместе с тем ряд авторитетных исследователей полагают, что именно каменное светское зодчество (башни крепостей, терема) определило шатровое деревянное зодчество.

На Руси стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни. Первым из храмов такого типа была воздвигнутая в Коломенском Вознесенская церковь (1530-1533 гг.). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается храм Василия Блаженного в Москве - сложное, затейливое сооружение XVI в., воздвигнутое зодчими Бармой и Постником в честь присоединения Казани.

Но шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (нефных) церквей и свидетельствовали о торжестве царства над священством.

Сегодня русские храмы столь разнообразны в облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия.

Так, например, символично количество храмовых куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола - Четвероевангелие и четыре стороны света; пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви и семь Вселенских Соборов.

 

 

 

 

История возникновения храмов

 

В обычном жилом доме, но в особой горнице, "большой, устланной, готовой" (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12), состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос Сам совершил первую Божественную литургию - таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь и долго беседовал за трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного. При этом Господь заповедал "творить сие" и впредь - то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание.

Так было положено начало христианского храма - особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и богослужения - того, что в развитых, достигших расцвета формах мы сегодня видим в наших православных храмах.

Гонения на христиан в первые века от Рождества Христова заставляли их искать иные места для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в Древнем Риме и других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах (просторных храмах с открытым алтарем) в алтаре имелся престол, за ним - кафедра (седалище) епископа, причем алтарная часть была на возвышении - солее, затем следовала средняя часть храма, а за ней - отдельная, третья часть для оглашенных (готовящихся к принятию крещения) и кающихся, соответствующая притвору (входу в храм) в современном храме.

Древнейшие катакомбные христианские храмы были разделены на три части, с алтарем, отделенным невысокой преградой от остального храма. Это - классический тип православного храма, сохранившийся и до наших дней.

Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV в., а затем принятие христианства в Римской империи положили начало новой эпохе в истории церковного искусства. Разделение Римской империи на западную - Римскую и восточную - Византийскую части повлекло за собой сначала чисто внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви на Западную, Римско-Католическую, и Восточную, Греко-Кафолическую.

 

 



Hosted by uCoz