Святая Царица-Мученица Александра
СЛОВА ДОБРЫЕ
Предисловие иерея Артемия
Владимирова
Перевод с английского Лидии Васениной
Братство Преподобного Германа
Аляскинского
Платина, Калифорния
Российское Отделение
Валаамского Общества Америки
Москва, 1998
«Слова добрые» - это дневниковые записи Государыни, сделанные в период с 1908 по 1915 год (ГАРФ, ф.640, on. 1, д.317). это выборка из одной из глав книги нашего издательства — книги писем и дневниковых записей Александры Феодоровны — «ДИВНЫЙ СВЕТ». Также вышли отдельными изданиями еще две главы из этой книги: «О браке и семейной жизни» и «Сад сердца».
Ценность всех этих дневниковых записей представляется в том, что святая Царица сама в них свидетельствует о себе. Они не есть исследования и мнения неких авторов - благо- или зложелательных, патриотов или космополитов, верных Христу или неверных. Одни из них нечаянно и невольно могут отклоняться от правды, другие намеренно искажают ее. Записи эти не предназначались к публикации, но волей Божией становятся известными миру.
В этих записях, как в писавшихся исключительно для себя, нет строгого порядка. Что написано от своих размышлений, а что выписано от других и выписано ли дословно или в собственном понимании, не всегда можно знать. Государыня упоминает имена Дж. Р. Миллера, Т. А. Кемписа, Колъриджа, Ларошфуко, Раскина, Вордсворта, Лонгфелло, Т. Рузвельта, Теннисона, Гераклита, Рихтера, М. Б. Карпентера и других. Но не смутят нас неправославные имена. Как сказал протоиерей Артемий Владимиров в предисловии к книге «О браке и семейной жизни»: «Для нас всего важнее то, что Александра Феодоровна, читая книги, выписывает из них наиболее созвучное ее собственному опыту. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию. Философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения - все составляло пищу для ее богомыслия. Думаем, что далеко не каждый из изучаемых ею авторов был православным, но душа Царицы, умевшей любить «так искренно, так нежно», с христианской мудростью и рассудительностью извлекала перлы нравственных сентенций и максим, более всего говоривших ее женскому сердцу». Записи эти свидетельствуют о чистоте ее души, ставшей достойной пред Богом приятия мученичества за имя Христово.
Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. "Ежедневное умирание — это тропа к ежедневной жизни".
Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрываются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малейшим из них.
Основа благородного характера — абсолютная искренность.
Влияние хороших женщин — это самая великая сила после милости Божией, которая формирует хороших мужчин.
Венец любви — это тишина.
Любящее сердце — самое необходимое для нас.
Пока любишь, прощаешь.
Быть неправильно понятым даже теми, кого любишь, — это крест и горечь жизни... Это самое жестокое испытание для преданности. Это то, что должно было чаще всего ранить сердце Сына Человеческого... Увы! Никогда не отступать, никогда не проявлять холодность, быть терпеливым, сочувствовать, выказывать нежность. Искать распускающийся цветок и раскрывающееся сердце... Всегда надеяться, как и Бог. Всегда любить — это долг.
Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
Жизнь — ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.
Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.
Пережив горе, знаешь, как сочувствовать другим.
Быть великим — значит быть счастливым, — это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым — значит быть счастливым, — вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.
Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним, которую можем принести.
Искреннее сознание своего недостоинства делает исполнение каждого благословения великим и бесценным.
Ближе к Богу мы бываем, когда считаем себя самыми недостойными. И приятнее всего для Него мы тогда, когда смиряемся и раскаиваемся до пыли и пепла.
Когда неожиданно надвигаются тучи и небо над нами темнеет, будем с радостью ожидать от него благословенного ливня; а когда он пройдет, тучи рассеются, и солнце засияет ярче, чем прежде.
Никогда так не почувствуешь страдания других людей и не утешишь их, чем когда разум твой охвачен и смягчен собственным горем.
Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.
Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.
Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.
Мы должны крепиться и молить Бога, чтобы Он даровал нам терпение вынести все, что Он нам ниспошлет. Искушения, попущенные мудрым и любящим Отцом, предшествуют Его милостям.
Братская доброта и милосердие обычно проявляются в мелочах. Маленькие знаки внимания, пустяки, но постоянное самоотречение; коротенький разговор о желаниях и настроениях других; деликатный, не показной уход от всего, что может причинить боль — это те мелочи, которые создают мир и любовь и которые гораздо больше внешней вежливости.
Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.
Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!
Доброта — ключ человеческого сердца.
Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.
Тот, кто хочет зажечь сердца других людей любовью ко Христу, должен сам пылать этой любовью.
Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.
Слова, сказанные от сердца, найдут другое сердце, сопровождаемые святым сочувствием.
Чем больше осознание собственного недостоинства, тем больше даров может быть воспринято.
Если все хорошо внутри,
То ничто не повредит снаружи.
Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.
Смелей в тяжелый путь пускайся, брат,
Он приведет туда, где горя не бывает,
Но легкого, без бедствий и утрат,
Никто еще пути туда не знает.
Учи, чтоб боль других я понимал,
И недостатки им прощал без злобы,
Чтоб милость к людям чаще проявлял,
И милость мне оказывали чтобы.
Смирение — это такое важное состояние души, без которого трудно сделать свою жизнь разумной и благочестной. Невозможно видеть без глаз и жить без дыхания, но еще менее возможна христианская жизнь без смирения.
Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет.
Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего.
Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.
Каждое искушение имеет свои смысл и цель и дается нам неспроста.
Потщиться сделать счастливыми своих ближних — это путь и к собственному счастью.
Вуаль, которая закрывает от наших глаз события последующих лет, соткана милосердной рукой.
Религиозное воспитание — самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.
Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.
Когда на сердце тяжкий груз утрат,
Надежды нету более,
Стараемся, чтоб ни единый взгляд
Не выдал наше горе.
И улыбаемся, хоть плачет все внутри,
И в тягость разговоры,
И трудно так уснуть, чтоб до зари
Забыть о горе.
Такая участь многих ждет
В житейском бурном море,
И горе спины их согнет,
Придавит тяжко горе.
И все же впереди надежда брезжит,
Залечит раны время,
Природа-мать своих детей поддержит,
И легче станет бремя.
В самом волнении, которое сопровождает первое потрясение от несчастья, есть что-то, что поддерживает нас так же, как острая боль часто стимулирует и кратковременно поддерживает организм. Отчаяние появляется потом, когда боль уже притупилась, когда исчезло эмоциональное напряжение, помогающее нам ее терпеть. И день сменяет день в скучном однообразии, и испытание становится ужасной повседневностью. Именно тогда нашей душе начинает что-то недоставать, зрение и слух напрягаются в надежде разгадать секрет нашего существования, который может превратить простое терпение в удовлетворение.
Да будут любовь, мир и
Благословения вечные
Венцом твоего расцвета.
О, мой друг!
И если терния предварят
твой расцвет,
То неужели у меня не должно быть так же?
Я пишу тебе, потому что любое выражение человеческого сочувствия приносит небольшое облегчение, хотя бы напоминает таким, как ты, что мы в мире не одиноки. Я знаю, что ничто не может возместить тебе твою потерю. Но ты можешь найти любовь на земле вокруг себя. Эта любовь не умерла. Ты можешь найти любовь и в другом мире. Почему те, кто покинул нас, если они сейчас с Богом, не могут не быть ближе к нам, молясь за нас на небесах, и помогают нам, и ведут тем путем, в котором мы нуждаемся. Да, не бойся верить, что тот, которого ты любила, все еще рядом с тобой, и ты с ним рядом, и вы оба близки Богу, Который, распявшись на Кресте, отдал за вас Свою жизнь. Это все, что я могу сказать. Но верить в это — большое утешение.
Верь, что те, кто нас покинул, ближе к нам, чем когда бы то ни было, и если, в чем нет сомнений, они действительно скорбят о наших невзгодах и неправильных поступках, их скорбь не напрасна. Их сочувствие — это обещание помощи в окончательном избавлении от горя тех, на кого они взирают с любовью.
Учись ради любви к Богу расставаться даже с близким и дорогим тебе человеком.
Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина.
Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.
Такие чувства у людей бывают,
В которых к небесам они взывают.
И увлажняет их тогда глаза
Свободная от чувств земных слеза.
Она такою чистотой блистает,
Лик ангела она не запятнает.
Вы знаете ль, какою силой
Цветочек обладает милый?
*****
Были ли эти маленькие цветы рождены, Сознавая и половину красоты своей?
*****
Есть много людей, в которых Богом заложена жажда совершенства, которые не удовлетворены собой, стыдятся себя, терзаются желаниями, которые не в силах удовлетворить, инстинктами, которые не могут осознать, силами, которые не могут применить, обязанностями, которые не могут выполнить, смятением, которое не могут никому высказать, кто рад бы был любому изменению, которое сделало бы их благороднее, чище, справедливее, более любящими, более чистосердечными и разумными, и, когда они думают о смерти, их мысль можно выразить словами поэта:
К жизни, не к смерти я устремляюсь,
Ярче, полнее жить собираюсь,
Малостью не удовлетворяюсь.
Этим людям можно повторить слова Господа: «Дерзай, чадо» (Мф. 9, 2). Бог щедро одаривает людей. Если есть жажда Божественного, она несомненно будет удовлетворена. Если вы стремитесь стать лучше, так и будет. Только верьте своим лучшим чувствам, не старайтесь заглушить в себе эту жажду святого, боритесь, несмотря на ошибки, промахи, даже прегрешения. За каждого, за кого Бог с вас спросит, даже когда Он прощает, продолжайте борьбу, несмотря на все разочарования. Да благословенны будут те, кто жаждет правды! Нам было сказано: «И Дух и невеста глаголют: прийди! И слышай да глаголет: прийди! И жаждай да прийдет, и хотяй да приймет воду животную туне» (Ап. 22, 17)
«Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая приведшу многи сыны въ славе, начальника спасения ихъ страданьми совершити» (Евр. 2, 10)
«Да оузрят нищии и возвеселятся:
Взыщите Бога, и жива будет душа ваша»
(Пс. 68, 33)
Неси с радостью свой крест: тебе его дал Господь.
Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравиться, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
Пока жив, можешь употребить жизнь на помощь ближнему. Жизнь — прекрасное дело.
Душа, открытая более другого духовному, лучше знающая Бога, больше боится ошибиться пред Ним, больше трепещет в памяти о Страшном Суде.
Настоящая добродетель — это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.
Нам нужно искать своего спасения в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении. И потом, нам надо по-настоящему верить в Бога даже в малом. Большинство людей проводят жизнь, охая и сокрушаясь по поводу своих привычек, рассуждая о том, что их надо изменить, составляя правила своей жизни в будущем, которого они ждут, но которого, быть может, будут лишены, и таким образом теряют время, которое следовало бы тратить на добрые дела на пути к своему спасению. К спасению нужно стремиться каждый день и каждый час. Нет времени, лучшего для того, которое Господь в своей милости дает нам сейчас, а что принесет нам завтрашний день, мы не знаем. Спасение достигается не одним нашим мечтанием, а усердным прилежанием. Постоянное трезвение угодно Богу.
Даже мелочи становятся великими, когда они о воле Божией. Они малы сами по себе, но тотчас же делаются великими, когда исполняются ради Него, когда ведут к Нему и помогают навечно с Ним соединиться. Вспомните, как Он сказал: "Верный въ мале, и во мнозе веренъ есть, и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть" (Лк. 16,10).
Душа, которая искренне стремится к Богу, никогда не смотрит, большое это дело или малое; достаточно знать, что Он, для Кого это делается, безгранично велик, что все создания Его должны быть полностью Ему преданы, а достигнуть этого можно, только выполняя Его волю...
Страдать, но не терять мужество — вот в чем величие... Куда бы ни вел нас Бог, везде мы Его найдем, и в самом изматывающем деле, и в самом спокойном размышлении...
То, что нас угнетает и ранит нашу гордость, больше приносит пользы, чем то, что волнует и вдохновляет.
Как незначительна была бы смерть,
Когда бы лишена она была
Страданий и борьбы, и отреченья.
Часы, что провела, родной, с тобою,
Как жемчугов бесценный ряд,
Те жемчуга считаю я порою,
И каждая ласкает взгляд.
И каждая дарует утешенье,
Когда одна сижу,
А после этого общенья
На крест гляжу.
Воспоминанья радуют и мучат,
О том, что было, трудно вспоминать,
Те жемчуга меня приучат
Крест целовать.
Пусть, вечным светом озарен,
Рассеет тучи небосклон,
Морщин усталого лица
Коснется нежно длань Творца.
Мир воцарится в доме том,
Где помнят с верою о Нем.
Когда придет прощанья час и страх пред неизбежным,
В душе твоей поселится печаль и боль,
Твою сожму я руку, прошепчу я нежно:
"Христос с тобой".
Когда от счастья сердце чаще бьется,
И благ всех льется дождь златой,
То с губ моих опять сорвется:
"Христос с тобой".
Коль твой источник радости и веры
Иссякнет, вновь скажу тебе, друг мой,
Чтобы не так ты чувствовал потерю:
"Христос с тобой".
О друг, с любовию и верой в Бога,
Смиренно крест неси до смерти свой,
И повторяй все время и помногу:
"Христос с тобой".
На ошибках людей учатся следующие поколения.
Неверующий и неверный, не внемлющий небесному зову не удостоится бессмертия.
Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.
Живущий — возрастающий; святой —возросший.
Природа Бога — Дух. Имя Бога — Любовь.
Отношения Бога и человека — это отношения Отца и сына.
Бог вечно от отчаянья нас лечит,
Он так велик, повсюду ты
Его поддержку можешь отыскать,
И мощь Его, и чудо красоты,
Что зло вокруг помогут разогнать.
И легче, чем представить можем,
Он радость обрести поможет.
Не забывай о том, душа, скорбя,
Что Бог во всем хранит тебя.
От тягот жизни в этом мире
Одно лишь средство существует,
Всего одно — святая вера,
Что все теченье нашей жизни,
Каким бы ни было оно печальным,
Во власти Господа оно.
Он все несчастья превращает в благо,
Нас приближая к высшей цели.
Быть вместе мало нам дано,
Так мало, милый,
Из нас кому-то суждено
Сойти в могилу.
Короткий путь!
А вместе быть
Так славно было,
И без любви остаться жить
Одной нет силы.
Порою мысль ко мне придет,
И все осветит —
За гробом счастье меня ждет,
С тобою встреча.
Псалом жизни
Не тверди в строфах унылых:
"Жизнь есть сон пустой". — В ком спит
Дух живой — тот духом умер,
В жизни высший смысл
Жизнь не грезы! Жизнь есть подвиг!
И умрет не дух, а плоть.
"Прах еси — ив прах вернешься," —
Не о духе рек Господь.
Не печаль и не блаженство
Жизни путь: она зовет
Нас к труду, в котором бодро
Мы должны идти вперед.
Путь далек, а время мчится, —
Не теряй в нем ничего.
Помни, что биенье сердца —
Погребальный марш его.
На житейском бранном поле,
На биваке жизни будь,
Не рабом, а будь героем,
Закалившим в битвах грудь.
Не оплакивай былого,
О грядущем не мечтай,
Действуй только в настоящем
И ему лишь доверяй.
Жизнь великих призывает
Нас к великому идти,
Чтоб в песках времен остался
След и нашего пути.
След, что выведет, быть может,
На дорогу и других —
Заблудившихся, усталых —
И разбудит бодрость в них.
Встань же смело на работу,
Отдавай все силы ей.
И учись в труде упорном
Ждать прихода лучших дней.
Лонгфелло (перевод И.А. Бунина)
Не говори, что прошлое мертво,
Хотя и осень наступила уж давно,
Хотя уже угасли краски дня,
И музыка замолкла для меня.
Внутри, хотя никто не знает,
Пережитое сохраняет
Всю власть и силу надо мной,
Ему послушен разум мой.
Влияет прошлое невольно
На все мои дела сегодня.
Как странно, что случайный взгляд
Воспоминаний будит ряд,
И пробуждает с новой силой
Все, что когда-то мило было.
Иные ропщут, если в жизни их,
Не омрачаемой ничем доселе,
Хоть тень возникнет горестей скупых,
Как маленькая тучка в небе.
Другие благодарностью ответят,
Коль Бог в великой милости Своей,
Мрак грустной жизни их осветит
Хоть отблеском своих лучей.
Христианство учит нас не только тому, что каждый из нас должен жить так, чтобы спасти свою душу, но что каждый должен также стремиться сделать для ближнего все, что в его силах. Мы не можем полностью в должной мере следовать этому учению, так как сила сильнейшего из людей в присутствии безграничной мощи и безграничной мудрости кажется слабостью, затмеваются самые зоркие глаза людей. По крайней мере, не каждый из нас может стремиться к высшему, так как свет и сила даются нам в качестве идеала. Но ни к чему другому стремиться не следует. Мы должны быть не только хорошими, но и сильными. Мы должны быть не только высоконравственными, но и мужественными. Мы должны думать о возвышенном и понуждать себя. В Священном Писании не написано, что мы должны быть только простыми, как голуби. Там написано также, что мы должны быть мудрыми, как змеи. Опыт, не соединенный с совестью, делает опытного человека в социальном плане диким зверем, который нападает на сородичей и поэтому должен быть изгнан. Мягкость и доброта, не соединенные с силой и решительностью, почти бессильны творить добро.
Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство... Отдавайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным посредникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "тридъ любв^' (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам сердце. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедняков — созданий Христа.
Нет человека настолько бедного, чтобы он мог считать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позволил Господу решать все за него.
Пусть и лицо твое просияет, как у Моисея, радуя других, но не любуйся собой, как перед зеркалом.
Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. Любовь к Родине по силе своей близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации. Хотя и видимы ее поля и города, ее высшее величие и главные святыни, как и все духовное — это сфера невидимого.
В самом слове "мужество" есть что-то, что говорит о почти неискоренимой любви к героическому в сердце человека. Но, может быть, самое истинное мужество — это часто менее героическое, но более напряженное и деловое, чем мы склонны представлять. Это, главным образом, выполнение очень мелких дел, вся ценность которых в том, что делать их можно только с верой в Бога: скрывать свое настроение, не говорить ни слова о своих огорчениях, взять на себя ношу прежде, чем ее возьмут другие, прощать другим, но не прощать себе.
Для большинства из нас главное искушение — это потеря мужества, главное испытание наших сил — в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде прозаических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперед, выбирая правильный путь, пробираться к слабо мерцающему свету и никогда не сомневаться в высшей ценности добра, даже в малейших ее проявлениях — это обычная задача жизни многих, и, выполняя ее, люди показывают, чего они стоят.
Он изучил высшее из всех искусств — как вести себя по отношению к своим врагам. Враги у него, разумеется, были, как у всякого сильного человека, живущего полной жизнью. Нельзя вести насыщенную жизнь, много работать и не возбуждать при этом в большей или меньшей степени зависть, неприятие, клевету, презрение, вражду...
Ни от одного человека не требуется, чтобы он равнодушно переносил враждебное отношение. Мы должны охранять свою личность и репутацию свою и своего труда. Правда — это не какая-то обезличенная вещь, и жизнь — это не пьеса, где действуют абстрактные герои. Мы живем в мире, где взаимодействие добра и зла касается нас лично. Поэтому в нашей жизни возникают конфликты и вражда. Перед лицом диавольской вражды мы должны проявлять выдержку, терпение, показывать презрительное равнодушие, но никогда не должно быть покорного молчаливого согласия, а, наоборот, должна быть по силам нашим непримиримая брань. Все зависит от сути конфликта. Мы можем пострадать сами, но не можем позволить, чтобы страдала истина. Когда мы это осознаем и подчиняем этому свои личные чувства, не так трудно переносить враждебность. В человеке с сильной верой это вызывает решимость. Он идет своим путем среди мира, враждебного ему, как победитель... и, конечно, победит.
Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными — это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть — победа.
Подобие с отдельными черточками отличия — залог дружбы.
Жизнь человечества — это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей — это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.
Тот, кто выбрал более высокую цель, даже и, не достигая ее, все же значит больше, чем тот, чья цель ниже.
Важнее всего научиться проводить различие между главными и важными идеями и маленькими и второстепенными мыслями, которые, сменяя друг друга, проносятся у нас в мозгу.
Бдение и трезвение, какими бы трудными они поначалу ни казались, шаг за шагом становятся все легче и приятнее. Таинственным образом наша натура как бы раздваивается, остается все меньше желанных побед и больше добрых ощущений, чем достигается полное владение собой. Насколько приятнее ехать на разгоряченной лошади, чем плестись на заморенной кляче, хотя это и требует больше сил и умения. В первом случае вы чувствуете под собой сгусток живой свободной силы, а в другом вынуждены пришпоривать тупого и безжизненного раба.
Лучшая часть красоты та, которую внешне выразить невозможно.
Люди видели шипы на главе Иисуса, а ангелы видели розы.
Многие знания о вещах божественных сокрываются, когда вера мала.
Самопожертвование — это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.
Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.
Ликует Небесная Церковь, чье слово
Для нас — любовь, а не только вера,
И пребывает торжеством в вечных пределах.
Люди там спрашивают друг друга:
"Ты любишь?", а не только что: "ты веруешь?"
И все пред алтарем Господним
Отвечают: "О, Боже, я люблю Тебя!"
Надежда может быть якорем, вера — рулем,
А Любовь, Великая Любовь — Капитаном наших душ.
Храни меня и от праведного гнева,
Ведь гнев к хорошему не приведет,
Вверх, вверх, к небесной чистоте
Мне помоги взобраться.
Таким же праведным я должен стать,
Как Ты. Твой образ ведь Тобой задуман,
И потому грехи других я должен понимать.