Главная


«И положил еси на главах их венцы…»

В помощь молодым христианам,
вступающим в брак

 

 

 

По благословению архиепископа Казанского и Татарского Анастасия

 

Набережные челны, 1997

 

 

 

Содержание

 

Предисловие

   Часть I. Что есть христианский брак?

Божественное установление брака. Священное Писание о Таинстве брака

"Будет два в плоть едину"

Формы совершения брака в древней Церкви

Форма заключения брака в русской Церкви

Искание брака в близком родстве

Вольное обращение между собой жениха и невесты и супружеские отношения прежде венца

   Часть II. Начало христианской семьи

Обручение и венчание

Плод чрева на пользу

О благодарности Богу за рождение ребенка

Супружеское сношение в непозволительные (физически) времена

Неумеренность в супружеском ложе

Невоздержание от супружеского ложа в Великий пост

Прелюбодеяние

   Приложение

 Молитвы перед вступлением в брак и христианским супругам

Святителю Николаю, Архиепископу Мирликийских, чудотворцу молятся о целомудрии и благополучном замужестве дочери

Благоверному князю Петру, в иночестве Давиду и княгине Февронии, в иночестве Ефросинии, Муромским чудотворцам молятся при вступлении в брак

Мученикам Адриану и Наталии молятся о благочестии брака вообще

Молитва на брань блуда

Молитва от осквернения

Пред Феодоровскою иконою Божией Матери

Пред Почаевской иконою Божией Матери

  ПРИ РОДАХ

Молитва ко Пресвятой Богородице

Молитва ко Господу Иисусу Христу

  ПРИ КОРМЛЕНИИ

Пред иконою Божией Матери "Млекопитательница"

Молитва

ЧТО ЕСТЬ ХРИСТИАНСКИЙ БРАК?

     Брак - есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их  супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и Христианскому воспитанию детей.

Святитель Филарет, Митрополит Московский

 

     Нет лучшего руководства к семейной жизни, чем Священное Писание. Я очень советую почаще перечитывать, например, свв. Апостолов о семейной жизни, принимая их серьезно, как Слово Божие, живое во все времена. Приступая же к чтению, просите Господа, а также и автора каждой конкретной книги, о том, чтобы понять и приложить к своей жизни то, что прочтете. Особенно много полезного для руководства и вдохновения именно семейных христиан находится в Первом послании св. Апостола Петра и в посланиях апостола Павла к Коринфянам и к Ефесянам. "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно..." (Евр. 13, 4). Многие сейчас слишком легко относятся к отношениям между полами. Все виды извращений и похоти одобрены нормами современной этики. Или, например, находятся люди, пытающиеся проводить "христианское" отношение к браку, даже в самых интимных его проявлениях, и в то же время уничижать девство. Или есть христиане, которые, состоя в браке, отказывают своим партнерам в полноценных супружеских отношениях из-за иллюзорного призвания жить в чистоте, в то время как св. Апостол Павел говорит, что мужу и жене должно воздерживаться по взаимному "согласию, на время упражнения в посте и молитве" (1 Кор. 7, 5). Иногда эта последняя проблема - а она создает еще тьму действительных проблем вокруг себя - возникает от того, что кто-то один обращается ко Христу или начинает жаждать более усердной христианской жизни, уже состоя в браке. По учению св. Апостола Павла, брак не должен распадаться, если неверующий согласен жить с верующим. В таком случае супруг-христианин несет огромную ответственность перед Богом за свое поведение   по отношению к другому супругу и к семье. Истинное обращение и духовный рост ведет семейного христианина к более самоотверженной любви в семейной жизни, к большему желанию облегчить жизнь тому, с кем он живет. (Такие исключительные примеры, как житие св. Алексия, Человека Божия, нельзя принимать за общее правило). К несчастью, обычная картина, когда новообращенный начинает проповедовать и прекращает показывать интерес к чему-либо "мирскому". Св. Апостол Петр говорит, что "без слова" (1 якоже и Христос Пет. 3, 1) поведение женыхристианки может привести неверующего мужа к Господу. Получая откровение от Бога, нам следует помнить Матерь Божию, "слагавшую глаголы сии в сердце Своем" (Лк. 2, 51). И, помня, как Она искала поддержки от сродницы Своей Елизаветы после чудесного события Благовещения, не беритесь управить себя самостоятельно, но поищите наставления у своего духовного отца. Желающим избрать семейную жизнь можно посоветовать просить у Бога, чтобы Он нашел мужа или жену, с которым(-ой) они смогли бы жить по-христиански и воспитать детей христианами.

Из книги сестры Магдалины 
"Мысли о детях в Православной Церкви сегодня"

 

 

БОЖЕСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА
Священное Писание о Таинстве брака

     Цель божественного установления брака такова: умножение и сохранение рода человеческого, взаимное вспомошествование супругов в этой жизни и обуздание греховных похотей человека. 
     Быт. 1, 27: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию, сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". 
     Быт. 1, 28: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею". 
     1 Кор. 7; 1, 2: " А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа". 
     Еф. 5; 23, 24: "Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем". 
     Еф 5; 31, 32: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви".

 

 

"БУДЕТА ДВА В ПЛОТЬ ЕДИНУ"

     Конечно, великое и ответственное дело для христианина и христианки - избрать себе друга или подругу на всю жизнь. О христианском браке Слово Божие говорит: "Будета два в плоть едину" - т.е. в нем двое составляют как бы один организм, одну общую жизнь. Жена-христианка прежде всего думает о муже, а потом уже о себе. И такой христианский супружеский союз Господь закрепил Своим Божественным словом: "Еже Бог сочета, человек да не разлучает..." 
     И замечательно то, что в таком христианском браке, любовь мужа и жены имеет тот же бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап. Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви и говорит: "Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь, и Себя предал за ню (за нее). В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющем и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, что они во всем уподобляются друг другу, а иногда (к старости) даже и внешне становятся похожи друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии, в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви. 
     Но как тяжело бывает в наши дни видеть опрометчивое, безрассудно-неосторожное и совершенно нехристианское отношение молодежи к этому серьезнейшему вопросу. Постоянно приходится наблюдать, как браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, проверенному чувству любви, а по "влюбленности" - чувству не серьезному, не глубокому. Часто содержанием такой влюбленности является, увы, в сущности, только животная похоть, только "волнение крови молодой" (а иногда и не молодой, да грязно- бурливой...). 
     И вместе с этим, в таких "браках" в предбрачную пору постоянно наблюдается фальш и самоприкрашивание и тела, и  души, лицемерное желание не быть, а казаться лучше и красивее. Но ведь жизнь можно сроить только на правде, на лжи она устоять не может. И отсюда столь частое разочарование супругов друг в друге и безобразная практика разводов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти "влюбленности" постоянно разрешаются в "гражданские браки", т.е. незаконные связи. Систематические нарушения 7-й заповеди, за которые Церковь отлучает от принятия св. Таин. А оканчивается все это сплошь и рядом трагически - не только ссорами, но и преступлениями: убийством или самоубийством. 
     Христианский брак - есть живая жизнь двух в единении, И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Конечно, и в христианстве эту супружескую любовь, как известное слагаемое, входит любовь страстная, связанная со свойственной каждому человеку естественной половой склонностью и чисто телесным влечением его к другому полу. Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в привязанность супругов входит, как мы сказали, только как слагаемое; и иногда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских союзах. А в житиях святых мы видим ряд примеров, как супруги-христиане по обоюдному согласию отказывались от половой жизни - то с самого начала брака, то после 40 лет. И замечательно, что в таком браке, когда супруги-подвижники живут "как брат и сестра", их взаимная любовь отличается особенною силою привязанности, всеобъемлющей верности и взаимного уважения. Так христианство освятило, возвысило и преобразило брачный союз. 
     Но в христианской семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся и дети, и родители. И на взаимные отношения тех и других христианство, опять-таки, накладывает свой характерный отпечаток. В каждой доброй семье непременно должна быть единая семейная жизнь. "Наше", общее - всегда должно в ней стоять выше "моего", личного. Недаром все члены семьи носят одну фамилию - общею, дружною жизнию должны они и жить. 
     Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И семья - его первый долг. О тех, кто не заботится о своей семье, ап. Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: "Если кто о своих , и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного..." (1 Тим. 5, 8). 
     Часто бывает в жизни, что родители, направляя детей на тот или иной жизненный путь, поступают наперекор их склонности и сердечному желанию. А иногда бывают вообще несправедливы. И против этого апостол прямо говорит: "Отцы, не раздражайте чад своих, чтобы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Кол. 3, 21 и Еф. 6, 4). Чрезмерная, непосильная требовательность, действительно, повергает детей в уныние. Тем более, несправедливость: для ребенка отец - высший авторитет пойдет против того чувства правды, которое в ребенке гораздо сильнее, чем во взрослом. Получится положение, прямо- таки, безвыходное для детской души... но еще хуже бывает, когда родители чересчур балуют детей, бывают слишком снисходительны к ним и часто оставляют их без присмотра. Отсюда может получиться уже великая нравственная порча ребенка, тем более, что как мы видели, слово Божие прямо повелевает родителям воспитывать и наставлять детей в Законе Господнем... Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать: недаром именно к ней бежит с криком "мама", когда его обидели. И пред матерью - великая задача: воспитать сына (или дочь) - верующего христианина, отзывчивого, трудолюбивого, полезного работника Церкви и государству; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены. Это - алтарь ее служения своему Господу, работа не менее важная, чем его работа для семьи. 
     И стыд, позор тем матерям,, которые тяготятся воспитанием своих детей и отдают их часто целиком на попечение наемных лиц, забывая о том, что душу ребенка так легко повредить или загрязнить. Да разве кто-нибудь может заменить ребенку родную мать?..

Из книги игумена Филарета
"Конспект по Закону Божию"

 

ФОРМЫ СОВЕРШЕНИЯ БРАКА В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

     В первом веке новой эры христиане, как римские граждане, вступали в брак по гражданским законам греко-римского государства. По римскому праву для действительности брака требовалось лишь взаимное согласие на него. По форме это согласие могло быть устным, письменным (в виде договора) или выражено совершившимся делом - переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал "сговор", или обручение. На нем родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размер приданного, которое невеста приносила в дом жениха. 
     Свое отношение к заключению браков по римскому праву Православная Церковь приводила в соответствие с новозаветным учением о Браке. Церковь усматривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и Церкви. 
     Христиане, с их более глубоким и духовным представлением о браке, считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе и во славу Его. Поэтому, вступая в брак по гражданским законам, они предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. И о намерении вступить в брак объявлялось в церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: "А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти". Браки, не объявленные в церковной общине, по свидетельству Тертуллиана (ск. 160 - после 220), приравнивались к блуду. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. 
     Таким, образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве договор. Когда предположенный и возвещенный Церкви брак получал ее одобрение, то привод невесты в дом   жениха мог быть совершен без особого благословения. Но нравственный дух христиан требовал и здесь освящающего участия Церкви. В африканской Церкви, по описанию Тертуллиана, совершение брака происходило в общем богослужебном собрании  с приношением бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных. Но более распространенным был обычай приглашать священнослужителя на дом для благословения жениха и невесты и соединения их рук в знак заключенного между ними супружеского союза. 
     Церковное благословение христианского брака иерархия уже тогда признавала безусловно необходимым для сообщения супругам освящающей и укрепляющей благодати Христовой. Так, святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед говорит: "Нужно ... самым началом брака укреплять в девице чувство стыда, призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала, и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае ... супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силой Божией". 
     В дальнейшем  Церковь настаивала на необходимости освящать браки между христианами, которые были заключены без ее   благословения в гражданском порядке. 
     Около 895 года император Лев Мудрый (886-912) 89-й новеллой предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Но закон этот не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексей Комнин распространил обязанность церковного благословения браков и на рабов. 
     В XII веке значение брака как Таинства ставится уже в прямую зависимость от церковных священнодействий браковенчания. Такое священнодействие, которое священник совершает, а брачующиеся приемлют, признается Таинством Брака. Об этом говорит канонист  XII  века - Федор Вальсамон. 
     Император Андроник Палеолог (1282-1328) и Константинопольский патриарх Афанасий (1303-1309) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Само совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви. 
     В XIV веке святой Симеон Солунский вполне определенно высказывает каноническое положение о браке: "Брак составляется не словесным соглашением, а священным молитвословием". Отсюда следовало: кто начал супружеское сожитие без благословения Церкви, тот состоит не в браке, а в любодейной связи. Таким образом, христианский брак - есть Таинство, для совершения которого необходимы два фактора: воля самих брачующихся лиц, которая дает реальное бытие браку с необходимым сакраментальным характером, отображающим всегда присущую христианам благодать Крещения, и воля Церкви, которая своим благословением утверждает брак и сообщает ему живую и действенную благодать Божию. 
     Церковь издавна участвовала и в самом обручении, придавая обручению нравственно-обязательную силу. До тех пор, пока венчание не стало обязательным для всех христиан, церковное обручение, за которым следовало реальное начало брачных отношений, рассматривалось как действительное заключение брака. Установления Православной Церкви и законы византийских императоров о совершении обручения и брака перешли на Русь после ее Крещения. Но здесь они не сразу привились в народной жизни. Из канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1080-1089) видно, что народ, считая венчание принадлежностью браков князей и бояр, держался при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест.

 

 

ФОРМА   ЗАКЛЮЧЕНИЯ  БРАКА В  РУССКОЙ  ЦЕРКВИ

     На Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением выявить, нет ли каких препятствий браку. Это называлось произвести "обыск", а указ именовался "знамением". В 1765 году указом Екатерины II  венечные памяти ("знамения") были отменены. 
     В XVII  веке заключение браков сопровождалось "зарядом" - договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака.  Петр I  в 1702 году запретил писать зарядные записи и предписал совершение обручение не ранее шести недель до венчания. 
     В 1775 году Святейший Синод обнародовал указ о совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии. В синодальную эпоху в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Это требование, содержащееся в Кормчей, повторяется во многих указах Святейшего Синода. По указу 1775 года, желающий вступить в брак должен объявить об этом  своему приходскому священнику. Священник объявлял о предполагаемом браке в храме. Если со стороны прихожан не поступало  сообщений о препятствиях к данному браку, то священник вносил в обыскную книгу запись об этом. Внесение этой записи теперь называлось "обыском". Она скреплялась подписью жениха и невесты, их поручителей и священника. Чинопоследование браковенчания совершалось в личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт браковенчания своими подписями в метрической книге. Такой порядок установлен в Русской Церкви с 1802 года.

Из книги протоиерея Геннадия Нефедова
"Таинства и Обряды Православной Церкви"

ИСКАНИЕ БРАКА В БЛИЗКОМ РОДСТВЕ

     Церковь даже расторгает те браки, которые заключены в близких запрещенных степенях родства. Родниться в кровном или ближайшем родстве - значит идти против уставов природы. Природа держится и распространяется, как указал ей Творец, смешением разнородных. (Известно даже, что и врожденные болезни, например, золотуха, чахотка, счастливо проходят, если разноплеменные лица соединяются законным браком, например, русский с крещеною инородкою). Если б чаще допускались браки в близком родстве, это повело бы род человеческий  к сокращению. Кроме того, от таких браков (где они бывают) рождаются дети то немые, то глухие, то безобразные и глупые. Искание родственного брака ничем не может быть извинено (особенно в одной и той же семье, когда семья велика, и когда жених и невеста садились за один стол: а бывали такие примеры). Разве целого мира мало, чтоб найти себе невесту, кроме двоюродной сестры или троюродной племянницы? (Преступным также супружеством был бы такой брак, когда повенчались бы два лица от других затаенного, но им самим и родителям их известного родства, и самого кровного родства, как родные брат и сестра оба незаконнорожденные или же один от законного брака, а другая незаконнорожденная). Если же искатели родственного брака говорят в оправдание себя: "Это лишь лицо мне нравится, оно пришло по сердцу, а другой невесты не надо", - то, очевидно, брак в таком случае был бы по страсти и, следовательно, не христианский. Собственно с духовной стороны такие браки осуждаются и запрещаются по той причине, что родственные связи сами по себе священны: превращать их в плотскую связь - значит отнимать у них эту святыню, значит - красивое безобразить.

 

 

ВОЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ МЕЖДУ СОБОЙ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕЖДЕ ВЕНЦА

     "Ревекка лишь только увидела пред собой жениха своего, вземши ризу летнюю облечеся" (закрылась покрывалом) (Быт. 24, 66). Так и у каждого жениха  и невесты взаимные отношения  должны быть прикрыты целомудренною стыдливостью. До венчания они все же меньше близкие между собой лица, чем, например, брат и сестра. Притом, не бывают ли случаи, что свадебный сговор совсем расстраивается после продолжительного времени, после обменов жениха и невесты подарками и взаимной откровенности? Поэтому до венца, и по существу дела и для благородной формы его, необходима сдержанность как в уединенных прогулках, в пожатиях рук, в свиданиях безвременных (например, в глубокий вечер), в разговорах и в переписке о взаимной преданности, так и в гневе друг на друга, в требовании излишних услуг или в оскорблении родителей с той или другой стороны, т.е. или жениховых, или невестиных. В случае расторжения брачного сговора эта вольность обращения будет новым стыдом. Новым наказанием, особенно невесте. Но и с благополучным завершением брака она будет отзываться неприятным воспоминанием для совести. (Удивляется иной вольный жених, что невеста его, как только он прямо и пристально взглянет на нее, вся краснеет; эту красноту ее он готов назвать забитостью ее в семье. Но эта краснота прекраснейший цвет  девства, великое достоинство нареченной его невесты). Вина также жениха и невесты, если они тотчас же после сговора надевают на себя и носят кольца. Допускать это прежде церковного обручения - значит быть виновным в грехе самовольного обручения. Что же до преждевременного сожития желающих венчаться, то такое сожитие "не есть брак и даже не начало брака", но только блудная связь. Даже лучше этим людям совсем разойтись, т.е. лучше им соединиться браком с другими лицами; потому что до законного супружества легко между ними возникнут попреки, холодность и презрение. Но если уже им не с кем более соединиться браком, и если они примут законный брак: все же "венцом (как, между тем, они думают) не прикрывается их грех". Со дня лишь церковного брака законно их сожитие: а за прежнюю связь они должны понести эпитимию, которая полагается 4-летняя, понести или оба, жених и невеста, или один тот, который насилием или обольщением растлил невинное лицо. Но если сожития или связи не было, а только пред самым браком вследствие вольного обхождения допущен грех, в таком случае виновные подлежат однолетней эпитимии (запрещено приступить в Святым Таинам). Наконец, кто падет прежде брака не с самою невестою, а с матерью ее или с другим кровным для нее лицом, тому и брак с этою невестою воспрещается. Нареченные женихи и невесты! Не в последней короткости обхождения должно состоять ваше предварительное ознакомление, и не в том, чтоб вам ни на час не отставать друг от друга, везде выходить  и выезжать вместе, нет, не в том! Но чтоб увериться во взаимных добрых качествах и на основании-то взаимной любви и взаимного уважения утвердиться в решимости сочетаться браком. Который из вас будет держаться скромнее и степеннее, тот в глазах другого и заслужит большее уважение. А вам нужно позаботиться не об одной сердечной любви, но и о взаимном уважении; потому что первое без последнего не совсем прочно.

Из книги "Нравственное богословие для мирян"
(Издание Свято-Успенского Псково- Печерского монастыря, 1994 г.) 

 

 

 

НАЧАЛО ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ

 

ОБРУЧЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ
Богословский смысл священнодействий обручения и венчания
и содержание молитвословий

     Обручение 
     Обручение означает скрепление пред Богом и Церковью взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение - это христианская форма естественного брака. В нем Церковью и Богом утверждается "глаголанное у брачующихся слово". 
     Обручению предшествует благословение родителей и духовного отца. Видимым знаком утверждения этого союза в мире, любви и единомыслии является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника о Небесном благословении их обручения. В Таинстве брака прикровенно содержатся элементы, свойственные и семейно-патриархальному укладу жизни, как, например, отрешение дочери от родительского очага и передача отцом прав на нее будущему мужу. 
     В древности обручение жениха и невесты совершалось их родителями и родственниками. Соизволение родителей признавалось не менее важным, чем согласие жениха и невесты. А так как христиане, кроме родителей по плоти, имели духовного отца в лице епископа, то вскоре вошло в благочестивый обычай заручиться еще и благословением епископа. 89-е   правило Трулльского Собора в толковании Никодима свидетельствует: 
     "Церковь требовала от своих верующих заключать браки только с ее благословения. Это же она требовала относительно обручения". Форма обручального благословения епископа, как доносит ее до нас текст одной из древних литургий, была проста и содержала краткое молитвенное благопожелание: "Благослови, Господи, кольцо это, ... ибо как оно венчает палец человека, ... так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое". Это благословение раскрывает суть христианского брака: одухотворение чувственной любви, призывание Божией помощи, укрепляющей к совместному введению в жизнь благих, спасительных устоев нравственности и продолжению этих духовных начал в потомстве. 
     В современной практике священническое благословение при обручении сближается с родительским, принятым в благочестивых семьях, то есть высказывается намерение, чтобы данный брак был совершен о Господе. Жениха-христианина и невесту-христианку сближает не только любовь друг к другу, но и устремление каждого из них ко Христу, которое и дает неложное основание быть браку ради Господа. 
     Когда будущие жених и невеста проникнут во внутреннюю суть своей двуединой любви ко Христу и друг к другу и придут к взаимному согласию создать христианскую семью, то свое решение они откроют родителям. Обыкновенно в этом случае родители жениха спрашивают его, по нраву ли ему невеста и образ поведения ее, и, получив утвердительный ответ, выражают согласие на брак сына. То же делают и родители невесты, спрашивая ее, нравится ли ей жених и согласна ли она выйти за него замуж. 
     На Руси издревле считалось, что честь невесты - это честь рода. Поэтому в старину отец невесты не стразу давал сватам ответ, но обещал подумать о том с женой и родичами. Совершив так называемый "совестливый разговор" с родственниками, отец объявлял согласие на брак дочери. Тем дело не оканчивалось: наступал период усиленных молитв к Богу о даровании мудрости, о благоприятных условиях к соединению "двух в плоть едину, душу едину и Дух животворящий". Молитвы родителей созидают дома чад и "благословение отца утверждает домы детей" (Сир. 3, 9), - свидетельствует опыт Церкви. Без них, как здание без фундамента, ни одна семья в минуты испытаний не устоит в своей неповрежденности и целостности. 
     Но и родители, решаясь на брак детей, не полагаются на свое мнение и, как правило, посылают их за благословением к священнику-духовнику или же к старцу, опытному в знании воли Божией о людях и в рассуждении житейских обстоятельств. 
     Пастырское благословение несет в себе особую жизнеутверждающую силу, окрыляющую молодых и их родителей. Заручившись благословением родителей и духовника- священника,  нареченные жених и невеста, посоветовавшись со старшими, назначают день свадьбы. Ради юридического признания до церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции (ЗАГСе), затем совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей. 
     По обычаю в самый день или накануне гражданской регистрации принято служить молебен Господу Иисусу Христу о начале доброго дела. 
     В самый день браковенчания родители, сотворив известные молитвы, совершают благословение своих детей: сына иконой Спасителя, а дочь - иконой Божией Матери.



     Начальный момент обручения 
     В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает, наконец, такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получают благословение Божие, чтобы стать им подражателями жизни церковной. Чистота намерений и искренность их веры побуждает священника скрепить брачный союз благословением Божиим и словами молитв. 
     Для этой цели молодые люди прибывают в храм. По обычаю в храме появляется жених, сопровождаемый  шаферами (друзьями жениха) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Христа Спасителя. Сопровождаемый ими жених входит в храм, где его встречают пением одного из церковных песнопений, приличествующего случаю. Помолившись Богу, жених отходит с середины храма на правую сторону и ожидает приезда невесты. Невеста прибывает в храм чуть позже и, также предшествуемая иконой Божией Матери и сопровождаемая шаферами, совершает поклонение Богу и выслушивает церковное песнопение. Затем невеста отходит на левую сторону храма. 
     Таким образом, жених и невеста встречаются в храме, где их окружают родные, друзья и прихожане. В их лице земная Церковь - общество верующих, собравшихся во имя Христа и со Христом, - готова сотворить совместно с брачующимися общую молитву Господу о благословении их обилием благодатных даров для единства совместной жизни, взаимной верности и претворения в жизнь словесных обещаний брачующихся. Церковь становится свидетельницей обетов жениха и невесты, которые они дают друг другу пред Богом, и благословение священника это слово утверждает, скрепляет святым соединением. 
     Горящие свечи новобрачных изображают духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящие на них. Свет - источник Божией святости. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, в которое вступают двое, чтобы стать одним существом, "одной плотью". Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих, напоминая слова Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного" (Мф. 5, 16). С прославления Отца Небесного и начинается собственно чин   обручения. 



     Обручение кольцами. 
     Вручением колец, принесенных от святого престола, жениху и невесте священник выражает веру Церкви в непрерывность их союза, даруемого им благодатью Божией. 
     Супружеский союз возникает в земных условиях, но несет в себе залог единства и печать нерасторжимости. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем их свободную волю, восприемлющую обет верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения. "И десница раб Твоих благословится...", - говорит текст молитвы, читаемой священником после обручения. 
     Таким образом, обручение запечатлевает признание намерений и чувств жениха и невесты, скрепляет данное ими друг другу слово своим благословением и молитвами и убеждает их в необходимости Божественного содействия во всей дальнейшей жизни. 
     Кольца на их руках свидетельствуют, что отныне Господь с ними, чтобы поставить их "укрепленным городом и железным столбом" и напоминать им о "дружестве юности, о любви" и их желании "быть святыней Господа, начатком плодов Его" (Иер. 1, 18; 2, 3). Им сообщается ревность к славным делам, к свидетельству истины, к восприятию щедрот Божиих, ибо всесильно благословение Божие: "Господь бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иер. 1, 12). В этом залог крепости их совместной жизни и ее смысл; в этом тайна сохранения взаимной любви, немеркнущей во времени. Бог посылает Ангела шествовать пред ними и вести их в Царство Небесное. Открыть же для себя это Царство, которое, по слову Христа, "внутрь вас есть" - внутри их совместной любви, - помогают обручившимся молитвы и благословение Церкви, преподаваемые им в чине венчания. 



     Венчание 
     Последование венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни. 



     Начало венчания 
     На середине храма священник поставляет жениха и невесту пред аналоем с Крестом и Евангелием на разостланный на полу кусок белой материи ("подножку") - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. 
     По окончании слова иерей вопрошает сначала жениха: "Имеешь ли, имя рек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе жену сию?.." Этот вопрос задается жениху для того, чтобы он понял свою ответственность за создание семьи. Муж есть глава семьи, жена - его помощница. Вводя невесту в дом, в общение жизни, жених, как будущий муж, должен понять, что он не только берет себе жену, но с этого момента должен заботиться о спасении ее души. Эта забота предполагает крепкую любовь к супруге, готовность напоминать себе и ей заповеди Господни и предания святых отцов, подкрепляя дух ее, а впоследствии и детей, Божественными писаниями. А для этого необходимы и воля благая и непринужденная, и крепкая мысль. 
     Имеет ли все это жених? Изострил ли он ум свой проницательностью, возбудил усердие на спасение, на подвиг христианского жительства мужеством, утвердил ли себя верой и надеждой идти впереди супруги и детей во всяком подвиге, готов ли сразиться с мысленными врагами - демонами? Ведь ты берешь себе в дом жену, ты испрашиваешь у Бога дар домостроительства. Готов ли ты относиться к Богу как "служитель Христов и домостроитель таин Божиих"? (1 Кор. 4, 1). Готов ли, принимая жену, не сказать чего-либо вопреки воле Божией, засвидетельствованной в Священном Писании, или оставить угодное Богу? Готов ли ты в угождение Богу и для пользы семьи подать не только благовествование Божие, но и душу свою по сказанному Господом: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 13, 34)? Только такая святая любовь и благое произволение позволяет тебе взять в жену ту, которую здесь пред собой видишь. Мысленно, заранее раздумав над всем этим, жених отвечает: "Имею, честный отче". 
     И снова иерей задает вопрос: "Не обещался ли иной невесте? (Не продолжаешь ли держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз?)" Вопрос предполагает и воспитательное значение для присутствующих, напоминая им, что подобными обещаниями шутить не позволительно. И отвечает жених: "Не обещался, честный отче". 
     Те же вопросы задаются иереем и невесте. От нее также требуется осмысленное и ответственное отношение к избраннику, ведь ей предстоит быть помощницей мужу, взяв на себя обязанности единомыслия и послушания. Невеста понимает, что она принимает на себя попечение о семье и несет одинаковую с мужем ответственность соблюдать в доме во славу Божию все, что установлено с общего одобрения. В лице жены муж имеет деятельную помощницу, содействующую ему в отправлении различных обязанностей по управлению делами семьи и шествием по пути упражнения и поучения в заповедях Господних. В известных случаях, например, в отсутствие мужа , она заступает на равных с ним правах на его место и ведет жизнь семьи, руководствуясь заповедям Божиим и традициями семьи (отеческими преданиями). За все это Бог посылает благодать Свою и обещает хранить место их проживания. Поразмыслив над этим, невеста отвечает священнику: "Имею, честный отче. Не обещалась, честный отче". 
     Вопросы и ответы эти нужны еще и потому, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное сожительство супругов и чтобы не могли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению. 



     Тайносовершительный момент венчания 
     Венцы, возлагаемые на жениха и   невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Божие - быть данной супружеской чете родоначальниками потомства, преданного уставам Святой Церкви. "Плод чрева на пользу и восприятие благочадия" дает супругам родительская власть, если они благоразумно воспользуются ею. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола евангелиста Иоанна Богослова: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2, 10). 
     Возложение венцов и слова священника: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)", -  запечатлевают Таинство Брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: "Что Бог  сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 6). 



     Историческое формирование чина венчания второбрачных 
     Рассматривая первый брак, по выражению святителя Григория Богослова, как "закон", а второй как "снисхождение" к человеческой немощи, церковь позже внесла некоторые различия в чинопоследования для первого и второго брака. Последние венчались по более короткому чину. Обычный чин венчания  второбрачных был выработан к XVI веку. 
     Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только "по нужде" и совершался по чину второбрачных.

Из книги протоиерея Геннадия Нефедова
"Таинства и обряды Православной Церкви"

 


     Непощение до венца и неблагоговение во время самого венчания 
     Таинство брака принимается всего раз в жизни (как в большинстве супружеств). Отсюда прекрасный обычай приступать к нему не иначе, как "натощак"; и действительно, грех не поститься в день свадьбы. Постится же из возрастных, желающий креститься, хоть и в первый раз еще слышит урок о христианском посте; тем более не пьют и не едят причастники здоровые и больные, а также, по возможности, и исповедники. Пощение перед свадьбою будет соответствовать духу усиленной молитвы, который выражается во всем последовании венчания. Притом, пить из чаши благословенное вино за венчанием не лучше ли не пившим и не едшим? Если же не постятся до конца потому, что венчание бывает позднее, ночью; то Церковь, снисходя к слабости сил жениха и невесты или к непривычке их поститься, снисходя разрешением им малой пищи, строго, одднако, осуждает самую безвременность венчания ночью. Приличным и законным временем для брака она полагает часы тотчас после обедни, когда и легко могут попоститься каждый жених и каждая невеста. Известно, что браки православных христиан из уважения к посту не совершаются никогда в постные дни (кроме особенной надобности в неделю мясопустную). Но кто не показывает внимания и благоговения к браку уже в самой церкви, т.е. и в непродолжительные минуты венчания; кто не старается расслушать молитв, которых так много читает священник, и которые столь торжественны, небрежно стоит пред аналоем, не представляет себе в духе веры того, как сходит на него благодать Таинства: тот забыл, что Церковь во время брака ни о ком больше не молится, как о двух лицах: женихе и невесте (раз всего только произносится молитва "за воспитавшия родители"). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты во время венца показывают, что они как бы не нуждаются в церковном венчании или готовы заочно обвенчаться (по обычаю западных). И не готовились-то они по-христиански к браку и бессознательно венчаются! Между тем, этот один час имеет влияние на целую их жизнь. Они должны бы молиться, чтоб Сам Господь Бог был тут с ними, закрепил их клятвы. Будут ли они после этого глубоко уважать религиозные обязанности в браке: верность супружескую и нерасторгаемость?

"Нравственное Богословие для мирян"

 

 

ПЛОД ЧРЕВА НА ПОЛЬЗУ

     В наше время все реже говорят о браке, а если и касаются этой темы, то часто ограничивают ее только любовью между мужем и женой. Таковая любовь может действительно быть благословением и даром Божиим, но первейшей целью брака является воспитание детей-христиан, новых сыновей и дочерей Божиих. К этой священной задаче должно быть самое серьезной отношение с самого зарождения семьи. И даже еще до совершения помолвки будущие супруги должны вместе обсудить ее. Молодые муж и жена не должны забывать о том, что они получили благословение стать соработниками Божиими в создании новой личности. Они должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие (хотя бы потенциальное) в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно. Им должно сходиться вместе со страхом Божиим, молясь о Божием благословении, чтобы произошло зачатие духовное, не только физическое. В наше время слышно столько банального, грубого и богохульного о супружеских отношениях! Христианам необходимо помнить, что они участвуют в творении Божием. 
     В книге Товита (см. Тов. 8, 4-9) читаем о Товии и его невесте: "Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: "Встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас". И начал Товия говорить :" Благословен Ты, Боже отцев наших, и благословенно Имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: "Нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобно ему". И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею". И она сказала с ним: "Аминь". И оба спокойно спали в эту ночь" Что за благословение для ребенка - быть зачатым после подобной молитвы, начав жизнь в такой атмосфере страха Божия и любви, исполненной уважения. 
     Когда мы передаем жизнь новому поколению, наша задача - дать жизнь не только телесную, но и духовную. Важное место для нас занимает труд, чтобы прокормить и одеть ребенка; важнее - пробудить его рост духовный. Духовная жизнь - это самое ценное, что мы можем дать нашим детям в наследство. 
     Ни о ком нельзя думать, что его жизнь предопределена началась ли она в близости к Богу или нет; в любой момент Бог может призвать нас к Себе и изменить нас Своею благодатию и нашим покаянием. Но, тем не менее, родители-христиане могут прямо повлиять на духовное благосостояние своих чад, окружая их любовью и молитвою с самого момента зачатия. 



     О поведении на брачном вечере 
     В правилах соборных сказано: "Не подобает на браки ходящим (т.е. даже и посторонним лицам) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам". Тем более, значит, подобные увеселения не приличны и составляют вину со стороны самих новобрачных. И действительно, как же это тотчас из-под венца бросаться на пляску, на танцы? Как это тотчас же обращаться к табакокурению, участвовать в общем смехе и пустословии? Новобрачным есть чем в это время занять свой дух. Их должны занимать тайное ощущение в себе благодати, которая только что низошла на них в браке; молитвенная мысль при взгляде на венчальные иконы Спасителя и Божией Матери, мысль о том, чтоб Сам Господь и Божия Матерь невидимо посетили их брак, как некогда в Кане галилейской; все еще чувствование  на своей голове венцов, которых они никогда не сронят с себя, если будут жить в супружеской верности. Вместо услаждения музыкой, которую пусть слушали бы другие, лучше бы им услаждать свою душу чувством радости и благодарения Бога за то, что наконец совершился их брак, которому, может быть, предшествовали многие колебания и препятствия; а еще лучше было бы, если б, взамен музыкантов они пригласили в свой дом бедных и   нищих для трапезы и милостыни: пусть это назвали бы другие странною новостью, зато новость стоила бы меньшей траты, а принесла бы несравненно большую пользу для супружеской жизни их. Но, вместе с тем, новобрачные ответят пред Богом и за неприличное поведение своих гостей на браке, если сами бывают хозяевами или распорядителями брачного пира. Так, нередко они дозволяют быть на браке самой безобразной нетрезвости гостей; для блеска, для славы выставляют угощения вином  даже и посторонним лицам, кому только угодно воспользоваться их угощением; допускают гостям на браке произносить такие шуточные слова, петь такие пошлые песни, делать такие выходки, что после всего этого христианский брак решительно теряет в глазах всех посетителей брачного вечера (а неизбежно бывают тут и дети) чистый, духовный смысл принимает одну только чувственную сторону; гости толпой сопровождают новобрачных к брачному ложу, будто их касается тут дело, а главное - в настоящем случае смешивают святое с грешным, священные и высокие песни ("в законе сени и писаний...") с мирским пением, с хохотом и новой попойкой. Затем, гости сами по себе несколько дней сряду, с раннего утра и до вечера составляют пиры, для пирушек-то переходят из дома в дом, приглашая к себе новобрачных, как будто христианский брак есть радость единственно плотская, будто это дверь для всех участников его к плотским наслаждениям и законная остановка ежедневных работ и занятий. Как в день брака, так и на остальных свадебных обедах, новобрачные приготовляют для гостей в постные дни скоромные блюда, между тем, как тут же и в числе первых гостей бывает (хоть не всегда) священник (с другими духовными лицами), которого, таким образом, и поставляют в крайнее затруднение, если не есть, то благословить запрещенные блюда. За все эти бесчиния, оскорбляющие брак как Таинство и супружескую жизнь как жизнь чистую и законную, без сомнения, принимают на себя ответственность пред Богом новобрачные, если могут предотвратить их, и - не предотвращают. А если все это допускается по распоряжению одних родителей новобрачных, то тем еще хуже. Родители здесь унижают чистоту  собственного брака, унижают, прежде всего, пред новобрачными же, от которых раньше таили (и должны были таить) чувственную, плотскую сторону в своем браке, вообще охраняли случаи, оскорбляющие целомудрие. А уже во всяком случае виновны сами по себе невоздержанные и нескромные гости: как же это гостям говорить и делать пред глазами молодых то, что неприлично слышать и видеть даже давним супругам? О новобрачные! Покажите на первый раз свою самостоятельность после церковного венца, который есть знак царской власти, покажите эту самостоятельность тем, чтобы и самим вам не веселиться по-мирски на своем христианском браке и гостей отвлечь от безобразных увеселений!

Из книги сестры Магдалины
"Мысли о детях в Православной Церкви сегодня"

 

 

 

О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ ЗА РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

     "Адам же позна Еву жену свою" (Быт. 4, 1.) Замечай, когда это случилось. После преслушания, после изгнания из рая, тогда начинается супружеское житие. До преслушания (первые люди) жили, как ангелы, и не было (речи) сожитии. И как это могло быть, когда они свободны были от телесных потребностей?.. 
     Так как чрез преслушание вошел грех и приговор сделал первых людей смертными, то всемогущий Бог, устрояя, по Своей премудрости, продолжение человеческого  рода, соизволил ему умножаться чрез супружество. 
     "И рече (Ева): стяжах человека Богом". Смотри, как наказание сделало жену благоразумнее: рождение дитяти она приписывает не природе, но Богу, и (этим) обнаруживает в себе чувство признательности... "И приложи родити брата его, Авеля". Так как она была благодарна   за рождение (первого сына) и признательна за первое благодеяние, то получила и второе... Рождение детей сделалось уже величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы немедленно, в самом начале, смягчить строгость наказания и отнять у смерти страшный вид, даровал рождение детей, являя в нем, так сказать, образ воскресения и устрояя так, чтобы на место падающих (умирающих) восставали другие. 
     На восьмой день от рождения ребенку нарекают имя, на сороковой день мать приходит в храм, чтобы выслушать очистительные молитвы и воцерковить крещенного младенца.

Св. И. Златоуст,
"Беседы на книгу Бытия", т. 1

 

 

СУПРУЖЕСКОЕ СНОШЕНИЕ В НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНЫЕ (ФИЗИЧЕСКИ) ВРЕМЕНА

     Здесь прежде всего разумеется время "месячных кровей и кровеочищения после родов": Человек же, иже есть праведен..., к жене в месячных сущей не приближится" (Иезек. 18, 6). 
     Приближение в это время супругов составляет скверну плоти и духа: со стороны мужа оно означает обнажать истечения женская, а со стороны самой жены - открыть течение своих кровей (Лев. 20, 18). Оно вредно, так как кровеочищение женское есть, своего рода, болезнь, -  вредно для жены, но и опасно для организма мужа. Оно обличает несдержанность похоти, на этот раз особенно в жене. Оно есть дело насильственное для совести: если женщина во время своих регул, а также после родового очищения, освобождается и от религиозных обязанностей, например, от приобщения в посте, от хождения в церковь до 7 дней: то не тем ли более следует освободить себя в это время от плотских супружеских обязанностей? 
     Затем, с физической стороны не позволяется супружеское сношение в те дни и часы, когда который-либо из супругов еще не поправился после тяжкой и продолжительной болезни; когда оба они, будучи вообще слабы своим здоровьем, удостоверятся в последовавшей беременности; когда мать вскармливает грудью свое дитя; когда они находятся в состоянии особенной  слабости тела, например, после долгих умственных занятий, после работы и т.п. Так, супруги, необходимы вам и со стороны природы некоторые правила воздержания в плотской связи!

 

 

НЕУМЕРЕННОСТЬ В СУПРУЖЕСКОМ ЛОЖЕ

     "Не блудодеяния ради аз поемлю жену, но по истине", - говорил праведный Товия (Тов. 8, 7). Чтобы видеть виновность супружеского невоздержания, укажем на те цели, какие имеет брак каждого мужа и жены. Первая и самая чистая цель брака: рождение детей (Быт. 1, 28). Вторая: разделение между мужем и женой домашнего труда, или взаимная помощь в жизни (Быт. 2, 18). Третья и последняя: удовлетворение половому побуждению (1 Кор. 7, 9). 
     Таким образом, половое наслаждение уже само по себе стоит на последней ступени, хотя и честна женитва (Евр.13, 4). Взятое же и ценимое отдельно, оно и будет блудодеяния ради, т.е. полагается только выше разжения или блуда; тогда лучше есть женитися, нежели разжигатися (1 Кор. 7, 9). А если еще прибавить к этому неумеренность или частовременность сообщения, тогда что же выйдет из законного брака, как не одна плотская прихоть, как не потеха для животного инстинкта? И достойно ли такое пользование браком в особенности со стороны христианских супругов? Нет; о первых супругах было сказано: "Разумеша, яко нази быша" (Быт. 3, 7). Значит и между законными мужем и женой должна быть умеренная половая стыдливость, которая, между тем, с частовременным совокуплением их непременно понижается и утрачивается.

 

 

 

НЕВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СУПРУЖЕСКОГО ЛОЖА В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

     "Да пребываете в посте и молитве: и паки в купе собирайтеся" (1 Кор. 7, 5), - дается прямая заповедь законным мужу и жене. Эта заповедь может идти и ко всем церковным постам, а также к постному времени на среды и пятницы; но особенно она относится к Великому Посту, и тем еще более к говению. О соблюдении Великого Поста в супружеской неприкосновенности положительно указывает церковное правило: "От жен воздержатися весь святый Великий Пост..., весь Пост обезчествова". Вообще же молитве супружеское сообщение не препятствует; потому что оно еще не делает осквернения человеку. Но в приведенной заповеди слова Божия разумеется молитва особенная, усиленная, какою и бывает она в посты, преимущественно же в Великий. Сказано не просто: "молитеся", но: да пребываете в молитве; потому что при воздержании супружеском молитва чище и совершеннее. Итак, православные супруги! В особенности Великий Пост должен быть для вас неприкосновенным относительно супружеского совокупления, неприкосновенным весь от начала и до конца, и как в один год, так и во все годы, или как с молодых лет, так и до старости. На этот раз весьма важен шаг с первого же года супружеской жизни или даже вслед за самим браком, если брак был перед неделями Великого Поста, твердый шаг, чтоб в Великий Пост не прикасаться супругам друг к другу: сохранившие в целомудренной чистоте первый пост уже и во всю последующую жизнь свою не допустят обезчествования Великого Поста совокуплением. О супруги-христиане! Положите же себе правилом: особенно в Великий-то Пост не прикасаться друг к другу, даже не допускать супружеских ласк, но быть между собой как духовные брат и сестра. Это будет жертва ваша, угодная Богу.

 

 

 

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

     "Прелюбодеем судит Бог" (Евр. 13, 4). По правилам церковным прелюбодею эпитимия вдвое больше, чем блуднику, именно - до 15 лет(Вас. Вел. 58). Притом, имя прелюбодея отнесено в них не только к нарушителю собственной супружеской верности, т.е. к человеку женатому или замужней, но и к холостым; когда холостые нарушают чужое супружеское ложе. Что же сказать о тяжести греха прелюбодеев по существу самого дела? Если это законные муж и жена, то они во время венчания дали обет взаимной супружеской верности. Обет свой они произнесли сознательно и свободно перед Крестом и Евангелием и залогом его получили обручальные перстни. И так, Крест и Евангелие, святая Церковь, священник и Сам Бог, бывшие свидетелями их обета или готовности остаться верными в супружестве: все это ими забыто! Какая небогобоязненность! Затем: прелюбодей, так сказать, рассекает себя, делясь в одно и то же время надвое или отдавая одновременно свои члены и законной жене, и блуднице (а жена, в свою очередь, и законному мужу, и незаконному сожителю). Напротив, каждый из супругов в минуты искушения должен бы сказать чужому лицу: "Это не мое тело, не мне оно принадлежит, потому не могу согласиться с твоим желанием". Тело же, рассеченное на две половине, обыкновенно, умирает. Так и брак, разъединенный прелюбодеянием, уже теряет свою жизненность, сочувственность и гармонию. Например, как же приступит муж к ложу своей жены, если он в тайне сознает себя виновным пред нею и пред Богом, потому что прикасался к другой жене или деве? С каким чувством жена должна встретить ласки мужа, если она сделалась недостойною этих ласк, как преступница пред мужем и пред законным браком. (Все это до того мучит совесть иных супругов, что они не могут выносить своего состояния и без всякого вызова сами открывают свою преступную вину, например, падшая жена пред мужем. Впрочем, эта исповедь и неуместна: за тайный грех нужно тайно же покаяться пред Богом). С каким же стыдом нарушитель супружеской верности встретит своих тестев, которые вручили ему свою дочь? А если еще дело выйдет так, что измена жены как-либо со стороны сделается известною честному мужу или честная жена достоверно узнает об измене своего мужа? В таком случае муж допытывается у своей жены сознания и весь расстроился духом, а жена запирается и клянется, стыдясь или опасаясь сознаться. Сколько же тогда бывает упреков, раздоров, притеснений со стороны сильнейшего или же бессильных слез со стороны слабейшей, но невинной! А если, наконец, и оба, муж и жена, падут и оба будут догадываться относительно своей взаимной неверности? Что в таком случае? Тогда они будут как чужие друг другу, как два тайные врага, до времени, между тем, ласкающие друг друга: при взаимной неверности или со стороны одного только лица уже никак не может быть истинная супружеская любовь. И к тому же, после этого будет большая половая привязанность прелюбодея и прелюбодейцы (потому что привязанность этого рода не может раздвояться). К одному лицу она, действительно, будет преобладающею, но только так же без всякой твердости; другое же или третье лицо (кроме законного брака), с которым прелюбодей разделяет свое ложе, будет не лучше вещи, сберегаемой для запаса в кладовой (как на востоке гаремы). Какое все это расстройство в супружестве! Но в прелюбодейной связи дело доходит иногда до невольного рабства. Так, мужу умная жена и тяжелого слова не скажет, а посторонняя женщина, с которой он имеет связь, будет и бить его, он все вытерпит. Еще худшее положение жены. Если она только раз падет с известным лицом, то уже не смеет противиться этому лицу при новом уединенном нападении его; потому что боится с его стороны огласки пред мужем о первой своей вине, да и нравственно ему уступает. А что сказать к стыду прелюбодеев о похоти их? Есть у иного законная жена, и он не удовлетворяется тем, прибегает еще к другому женскому лицу; или жена своего мужа имет (1 Кор. 7, 2), но для ее похоти мало одного мужа, она отдается другому и третьему мужчине. Тогда возникает вопрос или упрек прелюбодеям: "Разве нет у него жены, разве нет у нее мужа?" Что же касается вины холостых прелюбодеев, т. е. которые согрешают с замужними или женатыми, то можно сказать здесь кратко: вина этих людей подобна тому, как богач отнимает последнюю овечку у бедного (2 Цар. 12, 4). Холостой прелюбодей или прелюбодейша вторгаются в чужой брак, как бы становятся в середину между мужем и женой, которые во время венчания стояли пред Крестом и Евангелием, рассекают в двух лицах своим постыдным вторжением единую плоть. В смысле этого коварства и обиды чужому союзу такой блуд холостым и считается в правилах церковных "сугубым". 
     Итак, законные муж и жена! Нарушение вами супружеской верности (прелюбодеяние) никогда не перестанет быть грехом, притом - самым тягостным для вашей совести. И горе себе созидает тот из вас, кто только раз допустит это нарушение! Хоть падший или падшая и слезно будет раскаиваться за первое падение, но большею частью не сохраните себя от нового падения. Горе же, горе каждому прелюбодею! Зато какое глубокое утешение, как вполне уместны и чисто-любезны эти слова: "ты мой, ты моя" для таких супругов, которые во всю жизнь остались верными друг другу в супружеском ложе! О православные супруги! Дорожите взаимною верностью от первого дня брака и до старости лет. Притом, храните супружескую верность не ради только греха или стыда, но по доброму расположению друг другу! 
      Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или прелюбодеяния. 
     1 Кор. 7, 39: "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе". 
     Мф. 19, 6: "Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает". 
     1 Кор. 7, 8-9: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как Я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться". 
     Мф. 5, 32: "А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует". 

 

 

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ВСТУПЛЕНИЕМ В БРАК И ХРИСТИАНСКИМ СУПРУГАМ

 

 

 

СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ, АРХИЕПИСКОПУ МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦУ МОЛЯТСЯ О ЦЕЛОМУДРИИ И БЛАГОПОЛУЧНОМ ЗАМУЖЕСТВЕ ДОЧЕРИ

 

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози, ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ ПЕТРУ, В ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДУ И КНЯГИНЕ ФЕВРОНИИ,
В ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИИ, МУРОМСКИМ ЧУДОТВОРЦАМ МОЛЯТСЯ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК

 

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверные люди, к вам приходящии и святым мощем вашим покланяющимся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемого Бога, во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

 

 

МУЧЕНИКАМ АДРИАНУ И НАТАЛИИ МОЛЯТСЯ О БЛАГОЧЕСТИИ БРАКА ВООБЩЕ

 

О священная двоице святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите ны, молящиеся вам со слезами, и ниспослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших! Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от напрасныя смерти и от всех бед, печалей и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

МОЛИТВА НА БРАНЬ БЛУДА

Боже сил исцеляй всяк недуг; и всякую язю в людех, очисти рабы Твоя, и не даждь человеку и демону приобщения, запрети нечистым духом, сокруши сатану под ноги рабов Твоих, обнови я святым Твоим Духом, соедини я святей Твоей Церкви, и всякаго действа противолежащаго избавивый, представи святому Твоему жертвеннику, и небесных Твоих и животворящих Таин сподоби. Яко Ты Бог наш, Бог кающихся, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

 

МОЛИВА ОТ ОСКВЕРНЕНИЯ

 

Господи Боже наш, Едине Благий и Человеколюбче, Едине Святый и на святых почиваяй, иже верховному Твоему апостолу Петру явивый видением, ничтоже скверно, или нечисто мнети, от Тебе сотворенных на пищу и в наслаждение человеком, и сосудом Твоим избранным, апостолом Павлом вся чиста чистым заповедавый: Ты Сам Владыко Пресвятый призыванием страшнаго и пречистаго Твоего Имене, и знамением Честнаго и Животворящего Креста, благослови и очитсти мя раба Твоего (имя), осквернившагося от всякаго неприязненного духа, от всякаго мечтания и гада ядовитого, от всякаго беззакония и от всякия лести, от всякаго потвора и от всякия суеты, и от всякаго недуга, и всякия язи, и от всякаго противного злодейства диаволя. И ныне мене недостойнаго раба Твоего (имя): сподоби по Твоему милосердию служити пречистым Твоим Тайнам. И прежде очисти ми душу и тело от всякие скверны, и остави всякое прегрешение, волльное и невольное, еже согреших во вся дни живота моего, делом, словом и помышлением, во дни и в нощи, и до нынешняго часа. И даждь ми, Господи, служение сие страшное небесных Чинов, и причастие Пречистых Твоих Таин, не в суд, не в осуждение, но в прощение грехов, и в Духа Святаго пришествие, и живот присносущныя радости, егоже уготовал еси истинным Твоим служебником. Сохрани мя, Владыко Всесильне, от всякаго греха и злобы, соблюди нескверна и непорочна от всякия проказы противнаго диавола: и даждь ми, Господи, служити Тебе в преподобии и правде до последнаго дне и часа и скончания моего: Ты бо еси благословляяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

 

 

 

 

ПРЕД ФЕОДОРОВСКОЮ ИКОНОЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

О Премилосердная Госпоже, Царице Богородице! Приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но, яко милосердная Мати, непрестани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощения многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя (имена) и неплодное сердце наше покажи плодоносно делы благими. Призри на нас недостойных, Ты бо еси упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко невечерний свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, и отжени всякую мглу от сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас во вся дни жизни нашея творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати! Не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему святому образу Твоему, и подавая им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси Отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте! С ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати жизни нашея течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския, и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

 

 

ПРЕД ПОЧАЕВСКОЮ ИКОНОЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

                                                               

 

К тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во Святей Лавре Почаевстей явленныя поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам грешным чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же и нужды и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправления наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша, и во умиление сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да, за премногая неисполненная обещания наша, лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица, и малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице; утверди православную веру во стране нашей и во все мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец навеки непоколебимы сохрани, и всех к Тебе притекающих от рова погибельного спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших, или веру спасительную во греховных страстех погубивших, паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети; сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевския Твоим явлением победителей и просветителей агарян показала еси; да вси мы, благодарным сердцем вкупе со Ангелы и пророки и Апостолы и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице воспеваемому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков.

 

 

 

 

 

ПРИ РОДАХ

 

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

 

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя), и помози в час сей, да разрешится бремене своего благополучно. О Всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе Твоей, помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже мать родитеся и внити в свет мира сего, сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога Вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе Христа Бога нашего, да укрепит ю силою Своею свыше. Яко держава Его благословенна и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЛИТВА КО ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

 

 

Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Превечнаго Отца рожденный Сыне прежде всех век, и в последния дни, благоволением и содействием Святаго Духа, изволивый рождену быти от Пресвятыя Девы яко младенцу, повиену и положену во ясли. Сам Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягий ему, заповедь дав им: Раститеся, и множитеся, и наполняйте землю; помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имя), готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольныя и невольныя грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благопомощи, огради я Ангелы Твоими и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

 

 

ПРИ КОРМЛЕНИИ

 

ПРЕД ИКОНОЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА"

 

 

Тропарь, гл. 3: Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без Отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, тем же не престай молити избавитися от бед душам нашим. Кондак, гл.5: Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и со страхом и радости. Поклоняющеся Тебе, Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея питательница.

 

 

 

 

МОЛИТВА

 

 

Приими, Госпоже Богородительнице, слезные моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице, нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матере сынов человеческих и на немощные люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердную заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.



Hosted by uCoz