Главная


Священник Алексий Грачев


Когда болеют дети


По благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II


Беседа первая

ЛЕЧИМ С МОЛИТВОЙ


Беседа вторая

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ


Беседа третья

У РЕБЁНКА ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА


Беседа четвёртая

БОЛЕЗНЬ - ПОСЕЩЕНИЕ БОЖИЕ


Беседа пятая

ЗА ЧТО СТРАДАЮТ ДЕТИ?


Беседа шестая

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ


ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ

Во время болезни детей всегда нужно уповать на Божию помощь (свидетельство матери)

Непонятая молитва Сон

Старичок


МОЛИТВЫ


О ТОМ, ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ


Священник Сергий Николаев

ЖИЗНЬ МОЯ СОСТОЯЛАСЬ.

Памяти ушедшего друга

Беседа первая

Лечим с молитвой


Нам, чтобы правильно лечить человека, большого или маленького, надо знать, почему вообще человек болеет, что это такое - болезнь, каковы её причины и что, собственно, болит?

Господь сотворил человека по образу Своему - то есть Святой Троицы, и человеческое естество - трёхсоставное. Человек состоит из тела, души и духа.

До грехопадения эти три состава находились в целостности. Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух.

Только в крещённом человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщённых начал.

Плотский человек все человеческие проявления видит только плотским зрением. Человек духовный пытается уже найти причину в духовном, он с большей высоты, с большего расстояния видит предметы и явления и рассматривает их объёмно.

Православные люди хорошо знают, что все болезни имеют сердечное, духовное происхождение. Люди духовные рассуждают только так. А люди плотские уповают только на "скорую помощь", на шприц, на таблетки.

Для того, чтобы определить природу болезни, нужен взгляд духовный.

Особенно это важно, если болен ребёнок. Потому что это существо хрупкое, нежное, как только что распустившийся цветок. Если цветок не поливать, если за ним не ухаживать, не взращивать, то он гибнет, засыхает. Он может до поры до времени благополучно жить телесно, но в духовном плане - это уже как засушенное растение в гербарии, это уже как первая смерть.

Вообще можно сказать так: вся деятельности врача, а вместе с ним и родителей, которые лечат ребёнка, должна быть направлена как бы сверху вниз: духовное, душевное и телесное.

Поэтому ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАБОЛЕВАЕТ, ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛИТВА.

Для этого внутренне должны собраться мать и отец, опять-таки помолившись. Оставить всякую суету.

Конечно, когда заболевает дитя, сердце родителей не может быть спокойным, начинается волнение, которое часто, к сожалению, переходит в суетливость. И вот оставить эту суетливость помогает молитва.

Тут можно поступить так. Если мама и папа чувствуют, что они находятся в состоянии паники, то нужно на мгновение остановиться. Просто встать и ничего не делать. Подойти к иконе. Собраться с духом. Помолиться. Потом тихо, спокойно продолжать свои дела.

Потому, что эта суетливость не приносит ничего, кроме расстройства ребёнку, даже с точки зрения элементарной психофизиологии, которая, конечно, сюда не очень привязывается, но просто как эффект сопутствующего характера всегда себя проявляет, - спокойный ребёнок, действительно, всегда находится в состоянии такой-то сбалансированности, внутренней середины, в вот это внутреннее равновесие по-другому запускает все физиологические процессы. Они просто текут совершенно иначе, они достигают цели. Человек, который пляшет на месте, никогда не попадет из лука в десятку. Нужно остановиться - и потом выстрелить.

А если очень высокая температура или острое отравление, или ещё какая-то опасность, когда каждая секунда дорога?

Даже если внезапно подпрыгивает температура, то уж "Господи, помилуй" всегда можно сказать перед тем, как что-то предпринять. Или даже одновременно с лечением. Тем более в момент опасности это нужно! А ещё можно сделать так: пускай остальные дети становятся к иконе и молятся за болящего братика или сестричку, а мы ему будем всячески помогать.

Когда Господь с учениками плыл в лодке, уснул, началась буря, так что лодка покрывалась волнами, ученики в страхе и трепете разбудили Его, и первое, что Он сказал: "Что вы так боязливы, маловерные?" Как вы могли сомневаться в том, останетесь вы живы или нет, если Я с вами, в одной лодке? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина (Мф. 8, 24-26). И вот это чувство должно быть: что Господь радом. Мы должны Его любить, мы должны быть всегда вместе с Ним.

Когда я учился на шестом курсе, в Москве была сильнейшая вспышка гриппа. Всех студентов снимали и посылали на помощь в поликлиники, и мы недели две без выходных, чуть ли не по двенадцать часов в день работали на этих вызовах. И вот я вспоминаю один случай, который у меня тогда был.

Я позвонил в очередную квартиру - вот так Господь сподобил очень вовремя прийти,

картине нарисован. Он меня поднял, поставил на ноги, да так крепко, и сказал: "Ну, ходи хорошо, не падай!" Я и пошёл, вот только никак не могу вспомнить, зачем вы меня к крестному посылали?

После этого Ваня сутки спал и встал совершенно здоровым. В спальне у меня висел большой образ преподобного Серафима Саровского...


(Из книги А.С. Запариной "Непридуманные рассказы")


Молитвы


Молитва пред иконою Спасителя исцелителя разслабленного

Благий Человеколюбче, премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый! Пред Твоим величеством рабски припадающе, смиренно молимся: призри, благосерде, на рабы Твоя, и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тридесять осмь лет в недузе своем лежавшаго, тако и ныне, Целителю благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети. Ты убо разслабленному древле рекл еси: востани, возьми одр твой и ходи. Темже и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, на Божественная Твоя словеса сия надеющеся, пред Твоим же величеством смиренно припадающе, Твое Божественное милосердие и неизреченное человеколюбие умильно просим: отверзи нам двери милости Твоея и прости вся согрешения наша вольная и невольная, имиже Твою благость прогневахом и Твое человеколюбие раздражихом; уврачуй нашу болезнь греховную; недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорби во утешение премени; отыми же от нас всякое уныние и забвение; ум наш укрепи и цел соблюди, во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи, во еже волю Твою благую и совершенную творити. Ты бо еси целитель благий, воздвижение немощным, болящим врач, недужным исцеление, здравым здравия хранитель, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О болящих

Тропарь, глас 4-й Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 2-й

На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго, сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив.

Молитва

Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя рек) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя рек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща

волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвенное чтение Евангелия

"Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле, - грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, - слово Божие, тобою за нее чтомое". Преподобный старец Парфений Киево-Печерский (+1855)

"Евангелие... Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святыя Троицы".

Молитва

Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя рек) словесами Божественнаго Евангелия Твоего, чтомыми о спасении раба Твоего сего. Попали, Господи, терние всех согрешений его, вольная и невольная. И да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

(И читается глава святаго Евангелия. Затем может быть вновь прочитана эта молитва, затем следующая глава Евангелия и т.д.)

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 4-й

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, не иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы "Всех скорбящих радость"

О пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо прошения

всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, поели утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем, ко Твоему ходатайству и заступлению. Приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше, Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 6-й

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы "Млекопитательница"

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего. Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы "Целительница"

Приими, о всеблагословенная и всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве преславней и непорочней, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва святителю и чудотворцу Николаю

О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим ,и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть, и да не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону

О святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас грешных, пред святою твоею иконою усердие молящихся. Испроси нам у Господа Бога, Емуже со ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших. Исцели болезни душевныя и телесныя рабов Божиих ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, ко твоему заступлению притекающих. Се бо, грех наших ради, люте одержими есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь. Даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да сподобившеся тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва святому праведному Симеону Богоприимцу

О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Предстоя престолу великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, на объятиях твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Моли благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу, и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя. И якоже древле Великий Новград, явлением чудотворныя иконы твоея, от губительства смертнаго избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. [ Сохрани в мире, здравии и долгоденствии Благочестивейшаго Государя нашего, императора Николая Александровича, и державе Его ] и всему Царству Российскому буди оплот тверд и укреплен, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святым благоверным князьям Борису и Глебу

О двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми вашими яко

багряницею украсившийся, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте: юныя убо во святей вере и чистоте, невреждены от всякого прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлоблений и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую. Молим вас, Христолюбивии страстотерпцы, [споспешествуйте и Благоверному Государю нашему, Императору Николаю Александровичу в победе на враги,] испросите у великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию, или обитель сию) и вся чтущия святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Молитва святому мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы грешнии молитвенно прибегаем, и о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих, немощи наша от небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою, и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще же терпеливо крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда милостивыя помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и молящияся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится: и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наша умы и сердца, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную, и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертнем успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени, и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое крепкое заступление, во веки веков. Аминь.


О том, что необходимо знать каждому православному человеку


В случае крайности, когда готовящемуся ко крещению грозит смертная опасность, а священник не может вскоре прибыть, могут совершить крещение и миряне, чтобы кто- либо не скончался непросвещённым. Крестить можно и должно во всякое время - со дня рождения младенца. По необходимости, можно крестить и кипячёною водой, и нечистою водою из лужи. При таком крещении требуется только, чтобы крещающий был православным, понимающим важность Божественного крещения; чтобы он точно произнёс форму крещения при троекратном погружении или обливании водой:

КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (или РАБА БОЖИЯ), имя рек,

ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ, И СЫНА, АМИНЬ, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ.

В требнике Петра Могилы об этом сказано: "Аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже

мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти".

Воду после крещения нужно вылить в реку или в такое место, которое не попирается ногами.

Если после этого крещённый мирянином будет жив, то крещение должно быть дополнено священником.


"Жизнь моя состоялась"


Памяти ушедшего друга


Вот скоро настанет мой праздник, Последний и первый мой пир. Душа моя горестно взглянет

На грешный покинутый мир...


Никто не мог предположить, как скоро настанет этот день...

4 мая 1998 года ушёл из жизни замечательный московский священник о. Алексий Грачёв, настоятель храма Рождества Христова в Митино. На тридцать девятом году жизни, в самом расцвете сил, среди множества незавершённых дел и прекрасных планов оставил он здешний мир. Трудно представить, сколько людей потеряли бесконечно дорогого и близкого человека. У отца Алексия не было просто знакомых, у него были друзья. Близким для него становился всякий человек, с которым ему доводилось встречаться. Он сам необыкновенно умел быть близким. Можно сказать, что он жил с постоянной необходимостью проявлять и выражать свою любовь к ближнему. Не случайно, отступив от семейной традиции, он поступил в медицинский институт, закончил его и стал педиатром, неонатологом, врачом первых четырёх недель жизни человека. Работая в роддоме, он помогал беспомощным малышам, как он говорил, "зацепиться за жизнь", а позже, закончив семинарию и став священником, он помогал не только младенцам, но и взрослым вступить в жизнь духовную. Еще будучи мирянином, по благословению духовника, он крестил некоторых слабых или безнадёжных младенцев "ради смертной опасности", давая им имена по святцам. Потом он молился о них, а когда стал священником, то вынимал за них частички на проскомидии. Таких имён у него в синодике было несколько десятков. Как-то его разыскала бабушка одного из крещёных им в роддоме младенцев. Мальчик был жив и здоров, ему даже сохранили его редкое на сегодня, имя - Трифон, которым назвал его врач Алексей Грачёв.

Отец Алексий любил детей. Он необычно профессионально брал в руки дитя во время крещения, даже вид отца Алексия с младенцем на руках имел какую-то законченность, полноту. Он был настроен на детство, он любил детское в людях. Русский священник Александр Ельчанинов заметил, что детскость утрачивается в жизни и восстанавливается в святости. О. Алексий Грачёв был необыкновенно чуток к святости и чистоте, именно поэтому так близки были ему дети, так восхищали люди благочестивой жизни. У него было несколько адресов, по которым он навещал пожилых, или, вернее, старых людей, стоящих уже на пороге иной жизни. Его умиляли их детская простота, чистота сердца, уже совершающаяся близость к Богу.

Те, кто бывал в храме Рождества Христова в Митино, наверное, замечали, как много в нём детей. Причем детей разного возраста, вплоть до новорождённых младенцев. Вряд ли можно встретить ещё где-нибудь клирос, на котором бы стояли две коляски с малышами в кулёчках. Даже на ночных службах в Рождество и Пасху в храме много младенцев. Их держат на руках, качают в колясочках.

image

Отец Алексий любил детские праздники воскресной школы, детские концерты.

Отца Алексия всегда отличало особенное отношение к монашествующим. Послужить иноку, оказать ему какую-либо услугу он почитал для себя честью. Его знала и любила братия Троице-Сергиевой Лавры и Московского Свято- Данилова монастыря. Уже будучи священником, он приезжал на академическую сессию в Лавру и каждый день обязательно ходил вместе с иноками на братский молебен. Этот молебен совершается ранним утром, до всех служб и участвуют в нём обычно лишь насельники монастыря, но отец Алексий, несмотря на плотный график сессии, на хронический недосып священника и настоятеля, был всегда рад пережить счастье общей молитвы, особого

монашеского братства. "Поедем в Лавру, сходим на братский", - предлагал или мечтал он нередко. И ездил, и стоял на братском.

Свои тяготы он считал ни за что против тягот монашествующих. Он всегда привозил с собой в монастырь подарки, чтобы утешить и порадовать любимых им иноков.

В семинарию о. Алексий поступил в 29 лет. Он был уже семейным человеком и имел троих детей, причём младшему было только два месяца, когда подал документы в приёмную комиссию. Надо сказать, что не все близкие одобрили его решение так резко изменить жизнь. Конечно, их тревожило будущее семьи, лишённой на некоторое время кормильца. Но будущий священник мужественно преодолел неудовольствие родных, надеясь, что Господь не оставит, поможет. В этой надежде сказалась не самоуверенность, но духовный опыт и доверие духовнику. За два года он закончил семинарию. Стал священником. Некоторое время о. Алексий служил в храме Рождества Богородицы в Крылатском. Это были годы, когда в Церковь приходило много новых людей. Их церковная жизнь очень зависела от того, кто встретит их в храме. Для многих прихожан храма в Крылатском встреча с отцом Алексием Грачёвым определила их дальнейшую судьбу.

Когда-то он как врач старался удержать, не отдать смерти своих крохотных пациентов, по нескольку суток дежуря около маленьких страдальцев, а потом как священник он боролся за жизнь, духовную жизнь новых прихожан.

Он как-то быстро стал известен в церковных кругах. Ведь он был необычайно деятелен. Казалось, что нет в церковной жизни ни одного заметного события, в котором о. Алексий хотя бы сколько-нибудь не участвовал.

Во время трагических событий на Украине, выступлений униатов, он становится одним из организаторов и, конечно же, автором издания "Братское слово" - разъяснительного листка к православным братьям в Малороссии. Вместе с братией Троице-Сергиевой Лавры о. Алексий участвовал в перенесении мощей преподобного Серафима Саровского. В год шестисотлетия блаженной кончины преподобного Сергия Радонежского он организовал юных прихожан своего храма, детскую воскресную школу и

вместе с ними совершил паломничество на юбилейные торжества, пройдя пешком всё расстояние от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры.

Когда священникам разрешили посещение больниц и школ, он был одним из первых, кто воспользовался этой возможностью священнического служения. Он взял под свою духовную опеку детский дом, где жили сиротки-инвалиды. Он тратил на больных и фактически брошенных детей очень много своих душевных и физических сил, он просто "заразил" персонал детского дома своей любовью к детям. Отец Алексий посещал школы, устраивал катехизические беседы. Он читал лекции в 1-м Медицинском училище будущим сёстрам милосердия, преподавал им Закон Божий, он делился с ними своим опытом врача, обучал, как помочь женщинам накануне родов, приёмам обращения с новорождёнными. Рассказывал о важности неотложного крещения умирающих младенцев. "Дело решают секунды, тебе некогда будет смотреть в календарь и поэтому называй мальчика Иваном, а девочку - Марией", - учил он.

image

О. Алексий был одним из первых священников- авторов, кто нашёл новую, современную и доступную форму бесед с читателем. Его книга "Когда болеют дети" переиздавалась множество раз, она есть, наверное, в каждой православной семье. Он вообще отличался доступностью. Он был понятен всем. И поэтому к нему всегда тянулись люди.

Деятельный характер отца Алексия был скоро замечен церковным начальством и через некоторое время он стал настоятелем двух храмов и больничной часовни. Ему поручили дела храма Святой Живоначальной Троицы при Институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, одновременно он был настоятелем храма Рождества Христова в Митино и настоятелем больничной часовни при Центральной клинической больнице. Надо заметить, что о. Алексий, несмотря на свою загруженность, не оставлял врачебной практики. Напротив, с увеличением паствы увеличивалась и врачебная

помощь. Он постоянно консультировал как врач, пользуясь прежними связями в

медицинском мире, помогал устроить консультации и лечение в различных медицинских учреждениях. Многие московские священники здоровье своих деток связывают с именем отца Алексия Грачёва. Потребность во врачебном участии подвигала отца Алексия к повышению своих знаний. Он продолжал учиться искусству врача, консультировался у знакомых медиков. Очень любил книги по медицине.

Отец Алексий был человеком на редкость многоталантливым. Именно священство помогло наиболее полно оформиться и реализоваться его талантам. Он имел замечательный талант учителя и рассказчика, дар слова. Ещё из раннего детства его мама рассказывала, что заходя за Алёшей в детский сад, она не раз видела картину: группа ребят поставила стульчики полукругом, а в середине Алёша что-то рассказывает, объясняет. Став священником, о. Алексий не упускал ни одной возможности помочь, направить, объяснить. Он обязательно говорил проповедь на каждой службе, он говорил проповедь перед исповедью, он говорил проповедь во время отпевания, он говорил проповедь перед крещением, после освящения дома. Даже застольную беседу отца Алексия можно было назвать проповедью. У него был очень живой ум, он моментально, как говорится, входил в ситуацию, настраивался на человека, он становился участником жизни многих своих прихожан. Он был действительно отцом, батюшкой. К нему привычно обращались со всеми проблемами: семейные неурядицы, служебные заботы,

воспитание детей, всё ждало его совета и молитвы. У отца Алексия очень много крестников: узнав его необычайную любовь, каждый мечтал иметь его кумом.

Отец Алексий имел талант духовника. Исповедовал он терпеливо и подолгу. Те, кому посчастливилось исповедоваться у о. Алексия, обязательно искали новой встречи с ним. В храм к нему ездили со всех концов Москвы.

О. Алексий никогда никому не отказывал, он как-то легко отдавал себя ближнему. Он был участником семейных праздников многих своих прихожан. Бывал в домах у них, навещал в больницах. Он успевал очень много. Он никогда не рассчитывал свои силы, не мелочился, был щедр до невероятности. Крестины, причащение больных, отпевания, соборования, освящение квартиры, лекция, посещение больницы, занятия в военной части, именины друга... Он часто опаздывал, но везде успевал. А когда о. Алексий приходил домой, то, можно сказать, не выпускал из рук телефонной трубки. Он не прятался ни от одного телефонного звонка, не отключал телефон на время отдыха. Даже в гостях он незаметно усаживался у телефона и между делом успевал сделать несколько звонков. Про него даже нельзя сказать, что он не оставлял времени и сил для себя. Эта постоянная самоотдача и была его жизнью, это и было лучшее время для о. Алексия. Он расходовал себя с наслаждением, с радостью.

При том, что о. Алексий хронически не высыпался, он всегда был приветлив, весел. Его никогда не видели хмурым, унылым. Он мог быть озабоченным, но стоило к нему обратиться, как лицо его становилось ласковым и радостным. Он умел любить каждого, кто в нём нуждался, и многие могут сказать, что они были для о. Алексия лучшими друзьями.

Он был талантливым другом. Усталым, отложив какие-то дела, он мчался поздравить, утешить. Все знали, что стоит в доме появиться о. Алексию, как всё в доме преображалось и наступал праздник. Он приносил в дом праздник, радость. Особенная дружба связывала о. Алексия с архидиаконом Романом (Тамбергом). Познакомились они ещё в Лавре во время учёбы. Оба деятельные, жизнерадостные, музыкальные, тонко чувствующие, умеющие любить. Внешне они были очень разные, но тем не менее вспоминаются поразительно схожими. Казалось, что они росли и воспитывались в одном доме. Это было истинное братство. Многие слышали кассеты духовных песнопений в авторском исполнении, записанные о. Алексием и о. Романом. Это удивительное явление. Эти духовные канты можно назвать настоящей проповедью. О. Алексий был прекрасным аккомпаниатором, писал музыку к песням отца Романа; аранжировал их.

Звукорежиссёр записи вспоминает, как у него на глазах рождались новые песни. Как два талантливых автора, буквально с полуслова понимая друг друга, наслаждаясь поисками и решениями, создавали они то, что редко под силу и профессионалам. Они засиживались до глубокой ночи, а утром обоих ждали нелёгкие дневные труды.

О. Алексий был очень музыкален. Он хорошо знал мировую музыкальную культуру, любил церковное пение. Он закончил музыкальную школу по классу скрипки, имел прекрасный тенор. О. Алексий любил петь на клиросе и регентовать. Профессионально играл на гитаре, чудесно пел духовные и народные песни. Часто в праздники, после трапезы в храме, среди близких людей он пел, чем очень утешал своих помощников.

С раннего детства и до последних дней о. Алексий постоянно учился, имея очень обширное образование, он чувствовал себя школяром. Ему всё было интересно и всё, что ему приходилось изучать, он осваивал до тонкостей. И при своём удивительном интеллектуальном багаже, известности, всеплановой занятости, он был простым и доступным. Не тяготился просьбами, а сам напрашивался на помощь. Он никогда не был мелочным, но, напротив, его выделяла какая-то невероятная щедрость. Он дарил всё и всем. Казалось, что в материальном мире для него нет ничего заветного, лично ценного. Как-то он отдал в подарок свою замечательную, очень дорогую гитару, которую с

большим трудом купили и подарили ему родители. Он дарил одежду, посуду из шкафа, книги.

Однажды во время болезни к нему в больницу пришёл о. Роман и привёл с собой гусляра Андрея Байкальца. Отец Алексий долго не отпускал друзей, всё просил петь. Он вытащил из холодильника все гостинцы, что принесли ему посетители, всё сложил в пакет, отдал гусляру, посмотрел вокруг и - вдруг сняв с руки часы "Сейка" - отдал и их Андрею и только тогда успокоился: "Теперь всё. Можете идти".

О. Алексий был очень внимателен к нуждам людей. Он как-то быстро определял, где и чем можно помочь. "Давай поедем к... утешим его, посидим, попоём", - говорил он часто. Он давал деньги, помогал с переездом, навещал. Он буквально светился любовью.

Его самое частое обращение к людям было: "солнце мое", "дорогой наш человек". Когда умер его друг отец Геннадий Огрызков, о. Алексий как бы принял ещё и его слова: "Братцы мои дорогие". Он любил всех, ему все были дороги. И его любили все.

Отец Алексий замечательно соответствовал тем дарам, которые дал ему Господь. У него были прекрасные, любящие родители, которые дали ему изумительное воспитание, он имел отличное здоровье, прекрасное образование, абсолютный слух, великолепный певческий голос. Господь дал ему прекрасную добрую и кроткую матушку, красивых и умных деток. И отец Алексий мудро распорядился всем, чем наградил его Господь.

Своё воспитание, умение общаться, деликатность он отдавал людям, и как священник приобретал этими качествами чад для Церкви. Своё могучее здоровье он, не считаясь, тратил на ближних. Умение петь он использовал как проповедь Православия. Теплота и гостеприимство его семьи тоже служили ближним, его семья была также проповедью. Дом и машина отца Алексия были постоянно загружены. Дома у него устраивались детские праздники, спевки, занятия воскресной школы. А если говорить о машине, то она почти не стояла. Одно время, когда были трудности с автобусным сообщением в новом районе Митино, отец Алексий почти всех своих прихожан возил от метро до храма на своей машине, делая по несколько рейсов и загружая машину до невероятности. Кто-то из прихожан сказал, что если бы в Царстве Небесном было место для земных вещей, то первой туда надо было бы взять машину отца Алексия. Он ничего не считал своим. Всем, что он имел, он только пользовался, чтобы послужить другим. Он богател не в себя, а в Бога.

О. Алексий был счастлив, как бывает счастлив любящий и любимый человек. Счастлив полнотой своей священнической жизни. Heзадолго до смерти, в Вербное воскресенье, он сказал: "Жизнь моя состоялась". Он был счастлив, что смог проявить все свои таланты, что мог наслаждаться своей деятельной любовью, мог быть полезным. Именно поэтому он и сказал - "Жизнь моя состоялась".

Когда вспоминаешь отца Алексия Грачёва, то кажется, что его так много, что мысли не охватить всего, что связано с ним. Столько любви, таланта, сил отдано им за его короткую жизнь, что хватит надолго. В горе сиротства без дорогого отца Алексия невольно хочется спросить: "Зачем, почему ушёл этот милый, такой живой человек? Почему так рано?" Действительно, нам не всегда дано знать пути всеблагого промысла Божия. Понять их нам помогут только вера в Бога, надежда на Его милосердие и любовь к Нему и к ближним. В песне "Праздник", которую они пели с о. Романом есть такие слова: "О велика ты, смерти тайна, что примиряешь ты людей". И уже сегодня мы видим, что его смерть не только примирила, но и необыкновенно сблизила, даже сроднила всех, кто его знал. Эта ранняя кончина заставила понять, что и мы можем в любую минуту оказаться на пороге вечности, она дала возможность отрезвиться от привычной жизни, задуматься над правильностью нашей жизни, увидеть мелочность и суету многих наших земных попечений, подвигла к молитве.

Многими талантами одарил Господь о. Алексия. Но самый главный его талант - любовь, без которой не может быть христианина и которая так необходима священнику. И мы верим, что эта любовь ходатайствует за него перед Богом.

Вечная тебе память, дорогой наш человек. Аминь.


Священник Сергий Николаев


image



Hosted by uCoz