Главная


Преподобный Сергий Радонежский

18 июля и 8 окт.

(5 июля и 25 сент. по церк. календарю)

 

   В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основа­тель ее преподобный Сергий (в миру Варфо­ломей) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах мо­лился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав маль­чика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфо­ломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древ­них подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение ро­дителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воз­держивался от пищи. После смерти родите­лей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митропо­литом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Вар­фоломей же, постриженный в монашество с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, НО терпение и молитва преодолели все труд­ности и диавольские напасти. Мимо кельи преподобного Сергия целыми стаями пробе­гали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однаж­ды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желав­ших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священни­ка и игумена. Сергий долгое время не согла­шался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но стра­шусь суда Божия и предаю себя в волю Гос­подню». Это было в 1354 г., когда святитель Алексей вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города оби­тель с общиножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей све­тила лучина, но подвижники горели усерди­ем. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды, по молитвам братии неожи­данно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обите­ли около нее стали селиться крестьяне. Не­вдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать ми­лостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константи­нополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утвер­ждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Тро­ицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия, как друга, поручал ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил его себе в преемники. Но Сергий отклонил от себя это избрание.

Однажды митрополит Алексей хотел воз­ложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» — и реши­тельно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, про­званный Донским, чтил преподобного Сер­гия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пере­света и Ослябю, которые пали героями в Ку­ликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий со­вершал чудеса и удостаивался великих от­кровений. Один раз явилась ему в дивном ве­личии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его оби­тели. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил открове­ние, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.

Троице-Сергиева Лавра распространила от себя во все стороны множество новых оби­телей. Она охватывала ими, как бы сетью, весь север и стягивала его к церковному и го­сударственному центру России Москве. При жизни святого Сергия были устроены им и при его содеиствии монастыри: Киржачский (близ реки Киржача, во Владимирской губ.), Голутвин (в Коломне), Симонов (в Москве), Высоцкий (близ Серпухова), Бо­рисоглебский (близ Ростова), Дубенский (в память Куликовской битвы), Покровский (близ Боровска), Авраамиев (близ Чухломы). После кончины преподобного Сергия его учениками основаны монастыри: Савин Сторожевский (близ Звенигорода), Железноборский (близ Галича), Воскресенский (на Обноре, на севере Ярославской губ.), Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и др. К числу друзей преподобного Сергия принадлежал также святой Стефан, просветитель Пермс­кой страны.

 

Тропарь: Иже добродетелей подвиж­ник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощепиих, образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Его же действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Тро ице, поминай стадо, еже собрал еси мудре: и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие, отче наш.

  



Hosted by uCoz