На всей территории Зоны
царит разруха и запустение, а храм стараниями настоятеля и горстки прихожан
ухожен, и в нем идут службы. В том, что православный храм -- единственный
островок нормальной жизни Чернобыля, убедились корреспонденты «Нескучного
сада» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и Константин ШАПКИН.
Каждый год 26 апреля рядом с тем самым 4-м энергоблоком проходит собрание в
память всех погибших от катастрофы. Вот уже несколько лет стараниями отца
Николая Якушина церемония начинается с панихиды.
А в 1. 23 ночи 26 апреля колокол, установленный во дворе Ильинского храма в
Чернобыле, звонит столько раз, сколько лет прошло со дня катастрофы. В этом
году колокол звонил 21 раз
Строительство Чернобыльской атомной
электростанции (ЧАЭС) началось в 1970 году в 19 километрах от райцентра
Киевской области г. Чернобыля. В том же году в двух километрах от атомной
станции был построен город Припять, в котором поселился обслуживающий персонал
ЧАЭС -- на момент аварии численность населения города составляла 60 тыс.
человек (в Чернобыле проживало 15 тыс. человек). 26 сентября 1977 года
первый энергоблок ЧАЭС дал первые киловатты электричества. Спустя 19 лет, в
ночь на 26 апреля 1986 года по до сих пор не выясненным причинам произошел
взрыв на 4-м энергоблоке, повлекший за собой выброс гигантского количества
радиоактивных материалов в атмосферу. В ликвидации последствий аварии на
ЧАЭС участвовали около 500 тыс. человек. С первых дней аварии и по сей день
вокруг ЧАЭС действует 30-километровая зона отчуждения, в которую можно
попасть только по специальному разрешению. Внутри зоны вокруг различных
объектов установлены специальные зоны меньшей площади.
Доска, установленная во дворе храма Илии Пророка. «Звон скорби. Остановись
и склони голову — перед тобой Древлянская земля в горе ядерной катастрофы.
Перед народом, который жил здесь веками и, как песок, рассыпался по всему
свету. Боже, помоги нам грешным преодолеть эту беду»
|
В Чернобыль (19 км от ЧАЭС), в отличие от Припяти (3 км), люди возвращаются
Припять была построена в 1970 году всего в трех километрах от атомной
станции, чтобы жившим в городе сотрудникам ЧАЭС удобно было добираться до
работы. Эта близость и погубила город: здесь радиационный фон так высок, что
жить совершенно невозможно
Уже 21 год, как в город ядерщиков Припять строжайше запрещен въезд:
катастрофа 1986 года, причины которой до сих пор не выяснены, сделала город
опасным для людей. Лишь мародеры и прочие искатели приключений проникают в
Зону. Это они оставили свои рисунки на стенах зарастающего лесом припятского
дома культуры
Чернобыльская тишина
Пустые дома, заросшие
мелким, сорным лесом и оплетенные джунглями плюща. Десятки, сотни пустых
домов. Если окна закрыты ставнями, дом похож на покойника с закрытыми
глазами. А если ставни распахнуты и оконные проемы зияют пустотой, тогда это
похоже на предсмертный крик. Машин здесь практически нет, и поэтому стоит
полная тишина, нарушаемая только пением птиц, от которого становится еще
жутче.
Город Чернобыль -- это Зона. Кто-то называет ее мертвой, кто-то
по-официальному зоной отчуждения, но все говорят «зона». Все время
вспоминаешь «Сталкер» Тарковского.
Время от времени по
зарастающим мелколесьем улицам проходят люди, одетые в камуфлированную
униформу. На груди -- нашивка с группой крови, в кармане -- маленький
дозиметр, который регулярно нужно сдавать на проверку для того, чтобы узнать,
сколько на твою долю досталось радиации. Эти люди работают в
«Чернобыльсервисе» и нужны здесь для обслуживания саркофага. Это
дозиметристы, постоянно замеряющие радиоактивный фон в Зоне, это инженеры и
строители, поддерживающие в порядке железобетонный саркофаг, укрывающий 4-й
энергоблок станции, это водители спецтехники, вывозящей радиоактивные
предметы в специальные захоронения. С одним и сотрудников «Чернобыльсервиса»,
дозиметристом Николаем из Таганрога, корреспонденты «НС» познакомились вскоре
по приезде в Чернобыль. Гуляя по городу, мы очутились в Парке памяти -- на
площадке, поросшей травой, стоят свежевыкрашенные пожарные машины, БТР и
другая спецтехника. Мы решили приложить к машинам карманный дозиметр, который
моментально показал повышенную радиацию. В этот момент раздался громкий крик:
«Вы что там делаете?! Немедленно назад!» Кричал человек средних лет в
камуфлированном костюме и с большим дозиметром через плечо. «Там может быть
повышенный фон», -- сообщил нам Николай. Но посмотрев на цифры,
зафиксированные нашим прибором, дозиметрист не на шутку испугался: «Это,
хлопцы, что-то слишком много!» Николай побежал к технике и включил свой
дозиметр. Впрочем, найти «грязное пятно» ему не удалось: видимо, пятнышко было
небольшое, а показать точное его место мы не могли.
Люди в камуфляже — инженеры, дозиметристы, строители — работают на саркофаге,
укрывающем 4-й блок ЧАЭС. «Должен же кто-то делать эту работу», — говорят они
Контроль за уровнем радиации в Чернобыле обязателен
Памятник героям Чернобыля. Прототипом этого монумента послужил пожарный
расчет ЧАЭС, дежуривший в ночь катастрофы. Почти все его бойцы погибли
Таких людей, как Николай, здесь, в Зоне, несколько сотен.
Они приезжают на несколько дней и возвращаются домой -- это называется
вахтовый метод. «Ну должен же кто-то делать эту работу, -- спокойно говорят
они. -- Да и зарплаты тут повыше, чем с той стороны зоны».
26 апреля исполнился 21 год с того дня, когда очень симпатичный украинский
городок стал одним из синонимов беды, ужаса, катастрофы. Ночь на 26 апреля
1986 года, когда взорвался реактор 4-го энергоблока Чернобыльской атомной
электростанции, разделила жизнь тысяч людей на «до» и «после». И эта борозда
настолько глубоко прошла по жизням людей, что до сих пор, почти через
двадцать один год, они помнят каждую минуту трагедии. Например, один
вспоминает: «Утром 27-го в полдевятого выхожу я из дома, а навстречу люди в
химзащите…» -- «Да нет, в полдевятого их еще не подвезли, это уже днем было,
ближе к двенадцати!» И так чернобыляне и припятяне могут рассказывать все
поминутно. Многие говорят, что катастрофа снится им все эти годы, а Зона как
бы не желает отпускать их. «Мне было тринадцать лет, когда произошел взрыв,
-- вспоминает киевлянин Роман. -- Жили мы в Припяти: родители работали на
станции. Помню, как только узнал от ребят про аварию, хотел взять в гараже
мопед и поехать к станции -- мы ведь ничего тогда не понимали. Но не смог
открыть ворота гаража: замок заклинило, так и не поехал. Может, потому и живу
до сих пор. На следующий день нас эвакуировали. Прошло столько лет, а я все
равно каждый год приезжаю и в Чернобыль, и в Припять. Почему? Не знаю, тянет,
и все. Мне все эти годы каждую ночь снится Припять! И только несколько лет
назад у меня прошло постоянное чувство беспокойства, которое было все годы
после аварии». Сейчас в Припяти абсолютно пусто. Радиационный фон в городе
очень высок, жить там совершенно нельзя. Блочные многоэтажки стоят пустыми,
улицы зарастают лесом. В квартирах валяются сломанная мебель, обрывки обоев,
одежда, обувь. Пол усыпан битым стеклом. Это результат 20-летней деятельности
времени и мародеров. По оценкам инженеров, эти дома никогда уже не станут
жилыми: слишком большая степень разрушения.
Cамоселы
Узнав о том, что в Чернобыле нас интересует все, наш новый знакомый,
автомеханик «Чернобыльсервиса» Петро, решил показать самое, с его точки
зрения, важное – самоселов: «Представляете, некоторые из них даже в дни
всеобщей эвакуации, когда все драпали отсюда, не уехали. Вот к таким и идем!»
По чернобыльским улочкам Петро ведет нас куда-то в глубь кварталов. Сумерки
стремительно переходят в ночную тьму, на часах девять вечера. Только потом
нам сказали, что в Чернобыле есть комендантский час, 20.00, после которого
любые передвижения по городу строжайше запрещены. Но то ли нам повезло, то ли
Петро знал, где идти, -- нас не поймали. Только с наступлением ночи в
Чернобыле становятся видны признаки человеческого жилья -- кое-где в окошках
горит свет. Есть тут, правда, несколько пятиэтажек, где живут вахтовики, --
там всегда людно и светло. Но в основном Чернобыль весь одноэтажный, частный.
До революции город находился в черте оседлости, и здесь было больше половины
евреев. В Чернобыле до сих пор показывают могилу одного и основателей
хасидизма Наума Чернобыльского. В годы Великой Отечественной войны
большинство евреев были уничтожены немцами. И все равно, если бы не
катастрофа, город мог бы походить на Витебск с картин Шагала: маленькие,
когда-то беленые домики, какие-то плетенные из веток сарайчики…
А свет в окошках -- это самоселы, люди, по разным причинам выбравшие жизнь
между пятен радиоактивного загрязнения, с дозиметром в руках. В основном это
старики-пенсионеры, которым, как они сами говорят, нечего терять. Их тут
десятка два-три.
Петро все двадцать лет, прошедшие с катастрофы, работает в Чернобыле вахтовым
методом в автомастерской. «Во-первых, я люблю Чернобыль, во-вторых, здесь
есть работа, а за Зоной нет», -- объясняет он. С уверенностью частого гостя
Петро перемахивает забор, отворяет изнутри калитку, стучит в окно: «Семеныч,
открывай!» Хозяин, старый, но все же еще не дряхлый человек, впускает нас в
дом: «Степан Семеныч, -- представляется он, -- а це жинка моя, бабка
Наталка». Бабушка несколько испугана, но, увидев знакомую физиономию Петра, улыбается
и приглашает нас войти. В доме все несколько ветхо и чуть-чуть запущено, как
бывает у стариков. Но в каждом красном углу -- по добротной большой иконе, и
от этого возникает чувство основательности и уюта. На книжной полке
фотография хозяев в молодости -- все как положено, -- на столе свежие булки,
испеченные бабкой Наталкой.
Степан Семенович и баба Наталка — коренные чернобыляне. «После аварии дали
нам квартиру в другом городе, — рассказал Степан Семенович, — съездил я,
посмотрел и понял: не сможем жить на чужбине. Так и остались здесь, в
Чернобыле. И ничего, живем»
После Катастрофы им дали жилье в одном из городов Украины,
но съездив туда на пару дней, Семеныч понял: жить не стану. И они вернулись в
Чернобыль.
-- Как же вы жили? Не страшно было?
-- А так вот и жили. Когда станция взорвалась, мы как раз картошку сажали,
помидоры. Так что с голоду не помирали. Да и магазин работал: ликвидаторам же
тоже надо было как-то жить, -- вспоминает Степан Семеныч.
Город стремительно пустел, к началу мая вывезли женщин, стариков и детей,
чуть позже мужчин. Во избежание паники людям говорили, что они покидают свои
дома на два-три дня, так что брали с собой деньги, документы и смену белья.
Едва Чернобыль опустел, началось мародерство. Сначала по домам в поисках
добра прошлась милиция, потом военные, а уже позже стали наведываться
«специалисты широкого профиля». «Помню, -- рассказывает Семеныч, -- в первые
дни я не раз воевал с милицией. Да-да, выйду, бывало, с топором и прямо так и
говорю: а ну, мол, ложи взад все, что взял, а не то я тебе всю машину
поразбиваю!»
Живут самоселы на пенсию и с огорода. Конечно, прежде чем копать новую
грядку, «прозванивают» землю дозиметром. Если дозиметр показывает повышенный
фон, копают в нескольких метрах в стороне. Еще ловят и едят рыбу из реки
Припять, на которой стоит город. Уверяют, что радиации в рыбе даже меньше,
чем в купленной в Киеве на базаре. Едят и грибы из окрестных лесов. Но только
белые: они единственные почему-то не накапливают радиации. «Радиации мы не
боимся, -- говорят самоселы, -- ведь живы же мы до сих пор, значит, не так
она и страшна! А те, кто тогда уехал из родных мест, -- где они сейчас? Да
большинство уже поумирало, а мы тут жили, живем и будем жить, пока от
старости не помрем!»
Созижду Церковь Мою
Спросите у любого человека в Чернобыле, пусть он вахтовик
и приехал сюда впервые только вчера, как пройти к Ильинскому храму. Вам
покажут. Потому что храм пророка Илии -- это, без всякого преувеличения,
самое живое место на всю 30-километровую зону отчуждения. У самоселов жизнь,
а в церковной ограде Ильинского храма -- поистине Жизнь с большой буквы. Если
Чернобыль и все населенные пункты Зоны чем дальше, тем больше погружаются в
заросли и разваливаются, то здесь вдоль аккуратных гравийных дорожек цветут цветы,
здесь стриженый газон, на котором расставлены столы для летних трапез. Здесь
свежевыбеленные стены и сияющие золотом купола. После прогулки по пустому и
безмолвному Чернобылю чувствуешь себя, как послы князя Владимира в святой
Софии. Кажется, что даже птицы здесь поют громче.
А всего семь лет назад храм был под стать общечернобыльскому пейзажу:
заколоченные окна, покосившиеся купола, облупленные стены. И так было до тех
пор, пока хватало сил на это смотреть у бывшего прихожанина Ильинского храма
Николая Якушина. Сейчас протоиерей Николай Якушин -- настоятель Ильинского
храма, а тогда он был просто механизатором, сотрудником одного из
агрокомплексов. «Понимаете, -- рассказывает о. Николай, -- я коренной
чернобылянин, и жена моя, матушка Любовь, тоже здешняя. Мы после аварии,
конечно, уехали, нам в Киеве квартиру дали, но в Чернобыль все равно
регулярно приезжали: на кладбище могилки навестить, посмотреть на родные
места. А храм Ильинский нам особенно дорог: мы здесь и крестились, и
венчались, здесь и мама моя, и бабка прихожанками были. В общем, любим мы его
очень».
Однажды приехав в Чернобыль, Николай Якушин увидел, что храм попросту начал
разваливаться: главка на колокольне вот-вот упадет, крыльцо отломилось от
стены и врастает в землю. Он понял: надо что-то делать. Пошел в администрацию
зоны отчуждения: дайте досок, дайте кровельное железо, дайте краску. «Там
удивились: а ты кто такой? -- вспоминает о. Николай. -- Я им: да я прихожанин
этого храма! А они и говорят: шел бы ты отсюда. Я и пошел -- к владыке
Митрофану».
Викарий Киевского митрополита архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан
встретил Николая приветливо. «А я ему и говорю: нельзя ли назначить в
Чернобыль настоятеля, а то меня, как лицо неофициальное, все гоняют? Владыка
говорит: будем искать. Проходит месяц, вызывает меня владыка и говорит: а ты
ведь у нас в семинарии учишься? Я тогда и вправду учился в семинарии:
поступил просто так, для повышения образования. А он: вот ты и принимай
приход в Чернобыле, а то у нас никто не хочет туда ехать, боятся». Так
Николай Якушин стал диаконом, а потом и священником.
Настоятелем храма в Чернобыле должен быть именно такой человек. Отец Николай
совмещает в себе невероятную энергию (ведь Чернобыль -- все-таки город
энергетиков!) с удивительной добродушностью: с его лица никогда не сходит
улыбка, а представить себе его рассерженным просто невозможно! Все светские
навыки -- инженерные, технические, механизаторские, строительные -- очень
пригодились новому настоятелю Ильинской церкви. «Купол выравнивал самолично,
-- с нескрываемой гордостью сообщает матушка Любовь. -- Смотреть страшно
было, но построил какие-то подмостки, обвязался веревкой, помолился и полез». Ремонтом в храме руководил тоже сам
отец-настоятель. Украшал храм тоже сам: про что ни спросишь в храме -- про
причудливые ли металлические цветы на дверях, про гробницы, в которых
покоятся частицы святых мощей, -- на все один ответ: а это батюшка сам
сделал. Конечно, во всем отцу Николаю помогает его матушка. Она и за ящиком,
и на клиросе, и в приходской гостинице, где останавливаются гости вроде
корреспондентов «НС» или духовенство, приезжающее иногда сослужить с отцом
Николаем, и в трапезной. Одним словом -- гармония. Единственное, о чем
приходится жалеть, -- это очень малочисленный приход. Но откуда ему здесь, в
Чернобыле, быть большим? Самоселы -- стары и немощны, вахтовики -- загружены
работой. И все же приход, хотя и маленький, есть и в Чернобыле. На воскресной
литургии бывает пять-шесть человек, на праздники -- побольше. В такие дни
церковного года, как Великая суббота, Пасха и Радоница, которую здесь
называют «Гробки», приезжает по несколько сот человек.
Конечно, отцу Николаю приходится нелегко: маленький приход -- маленький
доход. А работ в Ильинской церкви требуется очень много: и отопление провести,
и крышу перекрыть, и вырубить мелколесье, которым за годы, прошедшие после
Катастрофы, зарос церковный двор. Три года назад настоятель поехал за советом
к своему архиерею: как быть? И владыка Митрофан благословил отца Николая
совершать крестный ход по украинским епархиям с чтимой иконой Ильинской
церкви -- образом свт. Николая. Согласно храмовой описи, эта икона уже в
XVIII веке почиталась как чудотворная: от нее неоднократно были зафиксированы
случаи исцеления. Вот с этой иконой и проезжает отец Николай по приходам. Все
пожертвования идут на поддержание Ильинской церкви: «Мы так и говорим:
святитель Николай нам послал отопление в храме. Очень большой помощник!» --
рассказывает матушка Любовь.
А в прошлом году, на двадцатилетнюю годовщину
Чернобыльской аварии, Ильинскому храму была пожалована митрополитом Киевским
еще одна святыня: икона Спас Чернобыльский -- пожалуй, одна из самых
необычных по иконографии икон, какие нам доводилось видеть. Христос,
Богородица, архангел Михаил, души погибших в Катастрофе, спасатели в
противогазах, врачи и энергетики в белых халатах -- необычные, слишком
«современные» персонажи очень убедительно напоминают, насколько недавно
произошла чернобыльская трагедия. Образ был написан в 2003 году по
благословению Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира. В прошлом году
отец Николай с двумя иконами проделал путь от Севастополя до Чернобыля: есть
предание, что таким маршрутом шел, проповедуя Евангелие, св. апостол Андрей
Первозванный. «Поскольку Чернобыль так или иначе затронул каждую семью, люди
с большим волнением и с большой верой приходят к этому образу», -- говорит
отец Николай.
«Батюшка, так сколько у вас прихожан?» -- «Знаете, иногда нам кажется, что
очень мало, три старичка. А иногда мы прямо ощущаем, что прихожан у нас
сотни! Ведь Чернобыль -- это явление как бы всемирное!» Штат Ильинской церкви
невелик: батюшка, матушка, два истопника и... собственный, «штатный» звонарь
-- вахтовик Николай. Он приезжает из Киева не только во время своей вахты, но
и в свободные дни. Именно он в ночь на 26 апреля, ровно в 1.23, когда
исполняется годовщина Катастрофы, звонит в висящий на церковном дворе у
поклонного креста колокол. Звонит столько раз, сколько лет прошло с аварии. И
этот звон заявляет на всю Зону: в Чернобыле есть Церковь, которую не одолеют
врата ада! В Чернобыле совершается Божественная Литургия. И это значит, что в
Чернобыле есть место, где Жизнь победила смерть. Значит, у Чернобыля есть
надежда, у Чернобыля есть будущее. Вернется ли в Чернобыль нормальная жизнь
-- не знает никто: можно ли очистить всю местность от радиоактивных пятен --
неизвестно. Но православная жизнь в Чернобыле будет, в Ильинский храм будут
приезжать люди. Пока храм будет -- будет и жизнь.
В день годовщины аварии на Чернобыльской АЭС молебен служили прямо на
территории станции. На такие молебны всегда приезжает очень много народа. В
этот раз среди клириков был и корреспондент «НС» диакон Федор Котрелев
Эпилог
На пороге храма архангела Михаила в с. Красно, в трех километрах от ЧАЭС,
дозиметр показывает 4-кратное превышение предельно допустимого уровня
радиации. Но стоит перейти порог храма, как радиационный фон становится
нормальным — таким же, как в Москве
Путешествуя по
Зоне, мы посетили оставленную жителями деревню в трех километрах от реактора.
В деревне стоит деревянная церковь архистратига Михаила. На улице, около
церкви, уровень радиации превышает предельно допустимый в четыре раза. В
обычных зданиях радиация меньше, поскольку туда не попадает с улицы
радиоактивная пыль, но все-таки показания дозиметра далеки от нормы. Внутри
же храма дозиметр показывает «нормально». Поистине в Церкви для смерти просто
нет места!
Предлагаем вашему вниманию еще несколько фоторгафий, привезенных нашими
корреспондентами из Чернобыля, Припяти и окрестностей
Там, где почти нет людей, благоденствуют звери. Они здесь ходят, почти никого
не боясь
В Припяти...
...улицы давно превратились в рощи
В храме Архистратига Михаила (с. Красное)
|