"Мы Им живем и
движемся и существуем"
(Деян. 17, 28)
Где восседает и правит душой Господь, там Он всегда одерживает победу, искусно и постоянно направляя колесницу души к небесному и Божественному образу мыслей (33, 10).
Достойной помощи Божией делается такая душа, которая все считает излишним, не успокаивается ни на чем в мире, ожидая только упокоения и обрадования Его благостью (33, 39).
Когда Господь увидит старательность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою. Преподобный Макарий Египетский (33, 237).
Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет содействовать тебе. Преподобный авва Исаия (34, 95).
Если подвизаемся добрым подвигом, то должны крайне смиряться перед Богом, чтобы Он, знающий немощь нашу, покрывал нас десницей Своей и хранил. Ибо если вознесемся гордостью. Он отнимет покров Свой, и мы погибнем. Преподобный Антоний Великий (66, 135).
Кто стремится исполнить волю Божию, того поведут Ангелы. Преподобный Исаак Сирин (55, 291).
Нет никого сильнее огражденного помощью свыше и нет никого слабее лишенного этой помощи (38, 514).
Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и помощь Божию (38, 568).
Если кто захочет располагать свои дела по воле Божией,- то получает свыше такое содействие, что чувствует это в самом ходе своих дел (38, 571).
Без помощи свыше мы не в силах сделать ничего, как должно... (38, 634).
Ни тело, ни душа сами по себе, если не получат помощи свыше, не в состоянии совершить ничего великого и доблестного (45, 46).
Мы нуждаемся в помощи Божией, как в ветре, надувающем парус, чтобы подвигнуть нас к любви Божией (45, 608).
Умоляю вас, и прежде вас - себя: распяться миру и не иметь ничего общего с землей, взирая на горнее естество, на нездешнюю славу и на вечные блага. Мы - воины Царя Небесного и облечены в духовное оружие, почему же мы ведем жизнь лавочников и бродяг? Святитель Иоанн Златоуст (46, 823).
В каждом христианине Христос - воюющий и побеждающий, и Он же призывающий Бога и молящийся, благодарящий и благовествующий, и ищущий с молением и смирением. Все это действует Христос, радуясь, когда видит, что в каждом христианине пребывает то убеждение, в котором они исповедуют, что Христос есть действующий все это. Потому всякий христианин, относительно его добрых дел, должен исповедовать, что их совершает Христос, а не он; кто же не так помышляет об этом, тот напрасно называется христианином (60, 49).
Христос Господь для всякого верующего в Него бывает силой рассуждения, мощью разума, крепостью мудрости, державной правды, основой любви к Богу и людям, действенностью всякой святой заповеди и воли Божией, неким разумным и обратившимся в природу отвращением ко всякому злу и греху, всякой похоти и лукавству. Христос Господь - наша надежда и наш мир. Без Господа Иисуса не только никто не может делать добро, но и всякий бывает отдален от Бога. Одного только требует Господь от всякого верующего в Него: того, чтобы он всецело вверил себя Ему - Христу Господню, то есть чтобы имел полную надежду на Него и питал непоколебимую уверенность, что только силой Христовой, а не своей собственной он может спастись. И только тот настоящий христианин, кто возлагает всю надежду на одного Христа, что Он один все в нем исправит и уврачует его и по душе, и по телу. Когда же потом за этой верой последует и дело, тогда рождается любовь ко Христу; то есть когда кто на деле получит то, что надеялся получить от Христа, и почувствует это, тогда возлюбит Его. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 131).
Первое семя новой жизни состоит из сочетания свободы и благодати, и преуспеянием ее будет развитие одних этих же элементов. Как там, полагая обет жить по воле Бога, во славу Его, говорил кающийся: "только Ты укрепи и утверди", так и во все последующее время он поминутно должен полагать, так сказать, себя в руку Божию с молитвой: "Ты Сам соверши, что воле Твоей угодно", чтобы таким образом как в сознании и в произволении, так и на самом деле Бог производил в нас "и хотение, и действие по Своему благоволению" (Флп. 2, 13). Минута, в которую человек сам надеется что-нибудь произвести над собой и в себе самом, есть минута погашения жизни истинной, духовной, благодатной. В этом состоянии, несмотря на непомерные труды, истинного плода не бывает (117, 87).
Существенное настроение кающегося: "имиже веси судьбами, спаси мя. Господи, а я буду трудиться и нелицемерно, без уклонений, отговорок, по чистой совести творить все, что уразумею и смогу!" Кто так настроит себя внутри, того действительно воспринимает Господь и действует в нем, как царь. У него учитель - Бог, молитвенник - Бог, желающий и действующий - Бог, плодоносец - Бог, властитель - Бог. Это - семя и сердце небесного древа жизни в нем (117, 87-88).
Все письмо ваше свидетельствует
об обрадованном состоянии души
вашей. Радуетесь милости Божией к
вам, но вместе и страшитесь.
Выходит, вы опытом изучили ту
истину, что работать Господу
подобает со страхом и радоваться
Ему с трепетом. То и другое надо
держать, и неразлучно, чтобы как
радости не допустить до "спустя
рукава", так и страха - до
подавления всякой отрады. Следует
держать себя в крайнем
благоговении пред Богом, как Отцом
многомилостивым и
многопопечительным о нас, но вместе
и строгим без малейшей поблажки.
Страх - не ушло бы опять все - теперь
у вас в порядке вещей. По его
действию изъявляете желание и
готовность на средства, как бы
уберечь. Но не думаете ли вы сами,
одни, в этом успеть? За одно это
думание может быть опять взято все.
Напрягайтесь всячески уберечь, но
самое убережение предайте в руки
Господу. Не будете трудиться -
Господь не станет за вас беречь.
Обопретесь надеждой на свои усилия
и труды - Господь отступит, как
сочтенный вами ненужным, и опять
вас встретит та же беда. Трудитесь
до упаду, напрягайте силы до
последней степени, но самого дела
убережения все-таки ожидайте от
одного Господа. Ни того ни другого
не должно ослаблять: ни труда и
усилия, ни упования на Единого
Господа. Одно другое пусть
подкрепляет - и из обоих сладится
крепкая ограда.
Господь всегда хочет нам всего
самого спасительного и готов
даровать его нам во всякое время,
ожидает только нашей готовности
или способности принять. Почему
вопрос: как умудриться, чтобы
сохранить? - обращается в другой:
как умудриться, чтобы содержать
себя в готовности всегда принимать
готовую войти в нас охранительную
силу от Господа? А это как? Сознать
себя пустой, ничего не содержащей,
пустым сосудом; к этому
присоединить сознание бессилия
самой наполнить эту пустоту,
увенчать это уверенностью, что
сделать это может только Господь, и
не только может, но и хочет, и знает
как. И затем, стоя умом в сердце,
вопиять: имиже веси судьбами
благоустрой меня. Господи,- с
непоколебимым упованием, что и
благоустроит, не даст в смятение
ног ваших.
Вы в восхищении от возвратившегося
утешительного благонастроения. Это
естественно. Но поостерегитесь при
этом пускаться в мечтательные
гадания: "А! так вот оно! вот оно в
чем и как, а я не знала". Это
вражеский помысел, оставляющий за
собою пустоту или вводящий в нее.
Все надо одно твердить: Слава Тебе,
Господи! - прибавляя: Боже, будь
милостив! Если остановитесь на
таком помысле, то к нему тотчас
приплетутся воспоминания, как
трудились и бились, что делали и от
чего удалялись, при каких ваших
положениях благонастроение
показывалось и отходило, при каких
оставалось и установилось. И затем
последует решение: я всегда так
буду делать. И впадете вы в
мечтательное самомнение, что
наконец секрет духовного
благонастроения открыт и в ваших
руках. В следующую же молитву
обличится вся лживость подобных
мечтаний - молитва будет пуста,
нетверда и малоутешительна.
Утешение будет только от
воспоминания о предыдущем добром
настроении, а не от обладания им. И
придется вздохнуть и осудить себя.
А если не умудрится на это душа, то
лживое настроение продлится -
благодать опять отстранится. Ибо
такое мечтательное настроение
показывает, что душа опять оперлась
на свои труды, а не на милость Божию.
Благодать - всегда благодать и ни к
какому труду не привязана. Кто
привязывает ее к труду, тот за это
самое может лишиться ее. Затвердите
это хорошенько. Научительные
отступления благодати направлены
именно к тому, чтобы помочь
затвердить этот спасительный урок
(117, 99-101).
Видит Господь нужду твою и труд - и
подаст руку помощи, поддержит и
установит тебя так, как следует
быть воину, выступающему на брань.
Вот где опора! Всего опаснее, если
душа вздумает обрести ее в себе
самой,- тогда она все потеряет. Зло
опять одолеет ее, затмит этот
слабый еще в ней свет, погасит этот
едва зажегшийся огонек. Душа знает,
насколько она бессильна одна;
потому, ничего не ожидая от себя,
пусть падает в уничижении пред
Богом, пусть в сердце своем обратит
себя в ничто. Тогда вседейственная
благодать из этого "ничто"
сотворит в ней все. Кто в конечном
самоуничижении полагает себя в
руку Божию, тот привлекает к себе
Его, Сердобольного, и сильным
становится Его силой.
Всего ожидая от Бога и ничего от
себя, должно и самому напрягаться к
действиям и по силе действовать,
чтобы было к чему прийти
Божественной помощи, было что
осенить Божественной силе.
Благодать уже присуща, но она будет
действовать вслед за твоими
собственными движениями, восполняя
их бессилие своей силой. Итак, став
твердой ногой в самоуничиженном
предании себя в волю Божию, и сам
действуй, не расслабляясь. Епископ
Феофан Затворник (117, 107-108).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |