ЛЮБОВЬ
"Бог есть любовь"
(1 Ин. 4, 8)
Как, будучи сокрытым. Ты видишь и сохраняешь все? Как, нами не видимый. Ты видишь нас всех? Но познаешь Ты, Боже мой, не всех, кого видишь, но, любя, познаешь только тех, которые Тебя любят, и исключительно им одним Самого Себя являешь. Будучи Солнцем, сокрытым для всякой смертной природы. Ты восходишь в Твоих рабах, видим бывая ими, и они восстают в Тебе, бывшие прежде омраченными: блудниками, прелюбодеями, распутниками, грешниками, мытарями. Через покаяние они делаются сынами Твоего Божественного Света. Ведь Свет, конечно, рождает свет, поэтому и они делаются светом, чадами Божиими, как написано (Пс. 81, 6), и богами по благодати - те, которые отрекутся от суетного и обманчивого мира, без ненависти возненавидят родителей и братий, считая себя странниками и пришельцами в жизни; те, которые лишат себя богатств и имуществ, совершенно отвергнув пристрастие к ним; те, которые ради славы небесной от души возгнушаются пустой славой и похвалами людскими; те, которые отсекли свою волю и стали для пастырей как бы беззлобными овцами; те, которые стали мертвы телом ко всякому худому деянию, до пота трудясь над возделыванием добродетелей и руководясь в жизни одной только волей кормчего, через послушание умирая и опять оживая; те, которые, благодаря страху Божию и памяти смертной, во все дни и ночи проливают слезы и умно припадают к стопам Владыки, испрашивая милости и оставления грехов. Такие через всякое делание добра приходят в доброе состояние и, как повседневно плачущие и усердно стучащие, привлекают к себе милость. Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханиями и потоками слез они очищают душу и, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания - увидеть ее совершенно очищенной. Но так как им невозможно найти конец Света, то очищение у них бывает бесконечным. Ибо сколько бы ни очистился и ни просветился я, жалкий, сколько бы ни увидел очищающего меня Святого Духа, мне всегда будет казаться, что это только начало очищения и видения, потому что в беспредельной глубине и в безмерной высоте кто может найти середину или конец? Я знаю, что Света много, но сколько - не знаю. Сильно желая все большего, я постоянно вздыхаю о том, что мне дано немногое (хотя оно и кажется мне многим) в сравнении с тем, что, как я догадываюсь, далеко отстоит от меня, чего я жажду, видя, и думаю, что ничего не имею, так как совершенно не ощущая данного мне богатства, хотя и вижу Солнце, однако не считаю его таковым. Каким же это образом? - слушай и веруй. То, что я вижу, есть Солнце, Которое невыразимо приятно для чувства; Оно влечет душу к неизреченной и божественной Любви. Душа же, видя Его, воспламеняется и горит любовью, желая всецело иметь внутри себя то, что является ей, но не может и поэтому печалится и уже не считает за благо видеть и ощущать Его. Когда же Видимый мною и никем не вместимый, как поистине неприступный, изволит помиловать сокрушенную и смиренную душу мою, тогда каким Он видится мне, сияя перед лицом моим, таким же блистающим становится Он видим во мне, весь исполняя меня, смиренного, всякой радости, всякого желания и божественной сладости. Это-внезапное превращение и чудная перемена, и невыразимо словами то, что во мне совершается. Ведь если бы кто увидел, что это видимое всеми солнце сошло внутрь его сердца и все вселилось в него, и так же светило бы, то не помертвел ли бы он от чуда и не сделался ли бы безгласным, и не изумились ли бы все, видевшие это? Если же кто увидит Творца солнца, наподобие светила светящим внутри себя, действующим и говорящим, то как не изумится и не содрогнется он от такого видения? Как не возлюбит своего Жизнеподателя? Люди любят подобных себе людей, когда они кажутся им несколько лучшими других; Творца же всех, единого бессмертного и всемогущего, кто, увидев Его, не возлюбит? Если многие, поверив от слуха, возлюбили Его, а святые даже и умерли за Него, и тем не менее они живы, то приобщившиеся видения Его и Света, Им познанные и Его познавшие, как они не возлюбят Его? Скажи, как ради Него не будут непрестанно плакать? Как не станут презирать мира и того, что в мире? Как не отрекутся от всякой чести и славы те, которые, став выше всякой славы и земной чести и возлюбив Владыку, нашли Того, Кто пребывает вне земли и всего видимого, Того, Кто сотворил все видимое и невидимое, и получили бессмертную Славу, имея в Нем без недостатка всякое благо? Также и всякое отпущение грехов и всякое желание вечных благ и вещей божественных, как богатство некое, они почерпнули из того же вечно живого источника, обильно насытиться которого Дай и нам, Владыко, и всем ищущим и горячо любящим Тебя, Дабы и мы также со святыми Твоими наслаждались вечными благами во веки веков. Аминь (59, 41-43).
Кто сможет, Владыко, поведать о
Тебе?
Заблуждаются неведущие Тебя,
ничего совершенно не зная;
Познавшие же верою Божество Твое
Бывают одержимы великим страхом и
ужасаются от трепета,
Не зная, что сказать им о Тебе, ибо
Ты—превыше ума,
И все у Тебя неисчерпаемо мыслью и
непостижимо:
Дела и Слава Твоя, и познание Твое.
Мы знаем, что Ты Бог, и Свет Твой
видим,
Но каков Ты и какого рода— этого
никто решительно не знает.
Однако мы имеем надежду, обладаем
верою
И знаем ту Любовь, Которую Ты
даровал нам,
Беспредельную, неизреченную,
никоим образом невместимую,
Которая есть Свет,
Свет неприступный и все
совершающий.
Он называется то рукою Твоею, то
оком,
То пресвятыми устами, то Силою, то
Славою,
То познается, как прекраснейшее
лицо.
Он—солнце незаходимое для высоких
в познании Божественного,
Он—звезда, вечно сияющая для тех,
Которые не вмещают ничего более.
Он противоположен печали,
прогоняет неприязнь
И совершенно истребляет
сатанинскую зависть.
В начале Он умягчает и, очищая,
утончает,
Прогоняет помыслы и сокращает
движения.
Он сокровенно научает смиряться
И не позволяет рассеиваться и
шататься.
С другой стороны. Он явно отделяет
от мира
И заставляет забыть все скорбное в
жизни.
Он и многообразно питает и утоляет
жажду,
И дарует силу хорошо труждающимся.
Он погашает раздражение и печаль
сердечную,
Совершенно не позволяя гневаться
или возмущаться.
Когда Он убегает, уязвленные Им
гонятся за Ним
И с великою любовию от сердца ищут
Его.
Когда же Он возвратится, явится, и
человеколюбиво воссияет,
То внушает гонящимся уклоняться от
Него и смиряться
И, будучи многократно взыскуем
побуждает удаляться от страха
Как недостойным такого блага,
превосходящего всякую тварь.
О неизреченный и непостижимый Дар!
Ибо чего только не делает Он и чем
не бывает!
Он—наслаждение и радость, кротость
и мир,
Милосердие беспредельное, бездна
благоутробия.
Он видится невидимо, вмещается
невместимо
И содержится в уме моем
неприкосновенно и неосязаемо.
Имея Его, я не созерцаю, созерцая же,
пока Он не ушел,
Стремлюсь быстро схватить Его, но
Он весь улетает.
Недоумевая и воспламеняясь, я
научаюсь просить
И искать Его с плачем и великим
смирением
И не думать, что сверхъестественное
возможно
Для моей силы или старания
человеческого,
Но—для благоутробия Божия и
беспредельной милости.
Являясь на краткое время и
скрываясь. Он
Одну за одной изгоняет страсти из
сердца.
Ибо человек не может победить
страсти,
Если Он не придет на помощь;
И опять же не все сразу изгоняет,
Ибо невозможно сразу воспринять
всего Духа
Человеку душевному и сделаться
бесстрастным.
Но когда он совершит все, что может:
Нестяжание, беспристрастие,
удаление от своих,
Отсечение воли и отречение от мира,
Терпение искушений, молитву и плач,
Нищету и смирение, насколько есть
силы у него,
Тогда на краткое время как бы
тонкий и наималейший Свет,
Внезапно окружив ум его, восхитит в
исступление,
Но, чтобы не умер он, скоро оставит
его
С такою великою быстротою, что ни
помыслить,
Ни вспомнить о красоте Света
невозможно увидевшему,
Дабы, будучи младенцем, не вкусил он
пищи мужей совершенных
И тотчас не расторгся или не
получил вреда, изблевав ее.
Итак, с тех пор Свет руководствует,
укрепляет и наставляет;
Когда мы нуждаемся в Нем,
Он показывается и убегает;
Не тогда, когда мы желаем, ибо это
дело совершенных,
Но, когда мы находимся в
затруднении и совершенно
бессилеем,
Он приходит на помощь, восходя
издали,
И дает мне почувствовать Себя в
моем сердце,
Пораженный, задыхаясь, я хочу
удержать Его.
Но вокруг все—ночь. С пустыми и
жалкими руками,
Забывая все, я сижу и плачу,
Не надеясь в другой раз таким же
образом увидеть Его.
Когда, вдоволь наплакавшись, я хочу
перестать,
Тогда Он, придя, таинственно
касается моего темени,
Я заливаюсь слезами, не зная, Кто
это;
И тогда Он озаряет мой ум
сладчайшим Светом.
Когда же узнаю я. Кто это. Он тотчас
улетает,
Оставляя во мне огонь божественной
любви к Себе,
Который не позволяет ни смеяться,
ни смотреть на людей,
Ни принимать желания чего-либо из
видимого.
Мало-помалу через терпение он
разгорается и раздувается,
Делаясь великим пламенем,
достигающим Небес.
Его угашает расслабление и
развлечение домашними заботами,
Ибо вначале присутствует и забота о
житейском;
Возвращает же молчание и ненависть
ко всякой славе
Скитание по земле и попрание себя
подобно навозу,
Ибо этим Он услаждается и тогда
благоволит соприсутствовать,
Научая этим всемогущему смирению.
Итак, когда я стяжеваю это и делаюсь
смиренным,
Тогда Он бывает неразлучен со мною:
Беседует со мною, просвещает меня,
Взирает на меня, и я на Него взираю.
Он и в сердце моем находится, и на
Небе пребывает.
Он изъясняет мне Писания и умножает
во мне знание,
Он научает меня таинствам, которых
я не могу изречь.
Он показывает, как Он восхитил меня
от мира,
И повелевает мне быть милосердным
ко всем, находящимся в мире.
Итак, меня содержат стены и
удерживает тело,
Но я поистине, не сомневайся,
нахожусь вне их.
Я не ощущаю звуков и не слышу
голосов.
Я не боюсь смерти, ибо я превзошел и
ее.
Я не знаю, что такое скорбь, хотя все
опечаливают меня.
Удовольствия горьки для меня, все
страсти бегут от меня
И я постоянно ночью и днем вижу
Свет,
День для меня является ночью и ночь
есть день.
Я и спать не хочу, ибо это потеря для
меня.
Когда же меня окружают всякие беды
И, казалось бы, низвергнут и
преодолеют меня;
Тогда я, внезапно оказываясь со
Светом вне всего
Радостного и печального, и мирских
наслаждений,
Наслаждаюсь неизреченной и
Божественной радостью,
Увеселяюсь красотою Его, часто
обнимаю Его,
Целую и поклоняюсь, питая великую
благодарность
К тем, кто дал мне возможность
видеть то, чего я желал,
И причаститься неизреченного Света
и сделаться светом,
И дара его приобщиться отселе,
И стяжать Подателя всех благ,
И оказаться не лишенным и дарований
душевных.
Кто привлек и направил меня к этим
благам?
Кто возвел меня из глубины мирской
прелести?
Кто отделил меня от отца и братии,
друзей
И сродников, наслаждений и радостей
мира?
Кто показал мне путь покаяния и
плача,
По которому я нашел день, не имеющий
конца?
То был ангел, а не человек *,
Однако такой человек,
Который посмеивается над миром и
попирает дракона,
Присутствия которого трепещут
демоны.
Как я поведаю тебе, брат, о том, что я
видел в Египте,
О совершенных им чудесах и
знамениях?
Расскажу тебе пока одно, ибо всего
поведать я не в силах.
Он сошел и нашел меня рабом и
пришельцем в Египте.
Иди сюда, чадо мое, сказал он, я
поведу тебя к Богу.
Я же от великого неверия ответил
ему:
Какое знамение ты мне покажешь,
чтобы уверить меня,
Что ты сам можешь освободить меня
из Египта
И исхитить из рук льстивого
фараона,
Чтобы, последовав за тобою, я не
подвергся еще больше опасности?
Разожги, сказал он, великий огонь,
чтобы я мог войти в середину,
И если я не останусь неопаленным, то
не последуй мне.
Слова эти поразили меня. Я сделал
приказанное.
Разожжено было пламя, и он сам стал
посередине.
Целый и невредимый, он и меня
приглашал.
Боюсь, владыко, сказал я, ибо я
грешник.
Выйдя из огня, он подошел ко мне и
поцеловал меня.
Отчего ты боишься, сказал он мне,
отчего робеешь и трепещешь?
Велико и страшно это чудо?— большее
сего узришь.
Я в ужасе, господин, сказал я, и не
смею приблизиться к тебе,
Не желая оказаться дерзким более
огня,
Ибо я вижу, что ты человек,
превосходящий человека,
И не дерзаю смотреть на тебя,
которого огонь устыдился.
Он привлек меня ближе и заключил в
объятия
И снова облобызал меня лобзанием
святым,
Сам благоухая весь благоуханием
бессмертия.
После этого я поверил и с любовью
последовал за ним,
Пожелав сделаться рабом его одного.
Фараон держал меня в своей власти. и
страшные приставники его
Принуждали меня заботиться о
кирпичах и соломе,
Я один не мог убежать, так как не
имел и оружия.
Моисей ** молил Бога оказать помощь
Христос поражает Египет
десятеричными язвами.
Но не покорился фараон и не
освободил меня.
Молится отец, и Бог внемлет ему И
говорит рабу Своему, чтобы он взял
меня за руку,
Обещая Сам идти вместе с нами;
Чтобы избавить меня от фараона и от
бедствий египетских.
Он вложил дерзновение в сердце мое
И дал мне смелость не бояться
фараона.
Так и сделал раб Божий:
Держа меня за руку, он пошел впереди
меня,
И таким образом мы начали совершать
путь.
Дай мне. Господи, по молитвам отца
моего, разумение
И слово, чтобы поведать о дивных
делах руки Твоей,
Которые Ты соделал ради меня,
заблудшего и блудного,
Рукою раба Твоего изводя меня из
Египта.
Узнав о моем уходе, царь египетский
Пренебрег мною, как одним, и сам не
вышел.
Но послал подвластных ему рабов.
Побежали они и настигли меня в
пределах египетских,
Но все возвратились ни с чем и
разбитыми:
Мечи свои изломали, стрелы
повытрясли,
Руки их ослабели, действуя против
нас,
И мы остались совсем невредимыми.
Пред нами горел столп огненный, и
над нами было облако;
И мы одни проходили в чужой стране
Среди разбойников, среди великих
народов и царей.
Когда узнал и царь о поражении
людей своих,
То пришел в бешенство, считая
великим бесчестьем
Быть поруганным и побежденным
одним человеком.
Запряг он свои колесницы, поднял
народ
И погнался сам с большим
хвастовством.
Придя, он нашел меня одного лежащим
от усталости;
Моисей же бодрствовал и беседовал с
Богом.
Приказал он связать меня по рукам и
ногам,
И, удерживая меня через мнение, они
покушались вязать;
Я же, лежа, смеялся и, вооружившись
молитвою
И крестным знамением, всех их
отражал.
Не смея прикоснуться или
приблизиться ко мне,
Они, стоя кое-где поодаль, думали
устрашить меня:
Держа в руках огонь, они грозили
сжечь меня,
Поднимали громкий крик и
производили шум.
Чтобы не хвастались они, что
сделали нечто великое,
Увидели они, что и я сделался
светом, по молитвам отца моего,
И посрамленные, внезапно все вместе
удалились.
Вышел от Бога Моисей и, найдя меня
дерзновенным,
Обрадованным и трепещущим от этого
чудотворения,
Спросил: что случилось? Я возвестил
ему все это:
Что был фараон, царь египетский;
Придя ныне с бесчисленным народом,
Он не мог связать меня; хотел он
сжечь меня,
И все пришедшие с ним сделались
пламенем,
Испуская против меня огонь из уст
своих;
Но так как они увидели, что я
сделался светом, по молитвам твоим,
То превратились все в тьму; и вот
теперь я один.
Смотри, ответил мне Моисей, не будь
самонадеянным,
Не смотри на явное, тем более бойся
тайного.
Скорей! воспользуемся бегством, так
Бог повелевает;
И Христос вместо нас будет
побеждать египтян.
Пойдем, господин, сказал я, я не
разлучусь с тобою.
Не преступлю твоих заповедей, но
все сохраню. Аминь.
Преподобный Симеон Новый
Богослов (59, 157—164)***.
* Здесь преподобный
Симеон говорит о своем духовном
отце - Симеоне Студите, или
Благоговейном. - Примеч. пер.
** То есть духовный отец
преподобного Симеона, о котором
выше шла речь. - Примеч. пер.
*** Гимн 37. Учение с
богословием о действиях Святой
Любви, то есть Самого Света Духа
Святого.
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |