Внутренние побуждения к проповеди
Бог ценит не красоту речи, а расположение проповедника... Святитель Иоанн Златоуст (37, 827).
Четыре... причины приводят ум в состояние говорить: или сверхъестественная благодать и блаженство; или чистота, происходящая от подвигов во имя Божие и возвращающая душу в первоначальную красоту; или земная ученость, приобретаемая обучением человеческим и стремлением к внешней мудрости; или проклятое сатанинское обольщение, происходящее от гордости и демонского лукавства и составляющее извращение естества. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 2).
Один проповедник говорит проповеди, чтобы показать себя, получить славу и похвалу слушателей и получить высокую степень, другой проповедует, чтобы помочь людям. У этого доброе намерение, а у того злое. Святитель Тихон Задонский (104, 1329-1330).
Учи, чтобы самому научиться, и доставишь пользу слушателям. Преподобный Ефрем Сирин (26, 629).
Предстоятель слова не должен употреблять своей власти к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а, напротив, обязан более обращать высоту сана в повод к смирению (6, 396).
Не должно проповедовать Евангелие из склонности к спорам, из зависти или соперничества. Святитель Василий Великий (6, 397).
Ты - словолюб, ты исполнен ревности; для тебя непереносимо, если не польется у тебя слово! В этом случае желаю тебе не больше свойственного человеку. Говори, но со страхом, говори, но не обо всем, не всякому и не везде. Знай, кому, сколько, где и как говорить. Для всякой вещи, как говорят, есть свое время и всему своя мера. Святитель Григорий Богослов (16, 43).
Проповедь... разрастается подобно горчичному дереву... Поэтому надо не только быть прилежным к проповеди, отрешившись от всего прочего,- нужно делать это с радостью. Святитель Иоанн Златоуст (41, 491).
Те, кто в угождение слушающим не с дерзновением возвещают волю Божию, раболепствуя перед теми, кому хотят угодить, уже не подчиняются Господнему владычеству. Святитель Василий Великий (6, 399).
Не величайся красноречием, лучше возвещай действенное учение людей простых и некнижных, чтобы стать и тебе учеником апостолов Господних, а хвалиться внешней мудростью запрещено, особенно христианам. Преподобный Ефрем Сирин (25, 520).
Жаждущий похвал хотя и может вести беседы, назидательные для народа, но вместо них предлагает то, что более услаждает слух (35, 462).
Принявший на себя подвиг учительства не должен внимать похвалам посторонних людей и без них ослабевать душой. Он должен поучать так, чтобы угодить Богу... Если при этом будет он хвалим людьми, пусть не отвергает похвал... Если же нет, пусть не ищет их и не сетует: достаточное и лучшее утешение в трудах - если он может сознавать, что он составлял и направлял свои поучения на угождение Богу. Подлинно, кто предается страсти к безрассудным похвалам, тот не получит никакой пользы ни от многих трудов своих, ни от силы своего слова... Потому что душа, не умеющая переносить неразумных осуждений народа, слабеет и теряет охоту к слову... Поэтому больше всего нужно приучиться презирать похвалы. Святитель Иоанн Златоуст (35, 466).
Кто проповедует слово Божие, чтобы прославиться на земле,- совершает мерзкий грех (104, 1545).
Божие слово дано нам ради нашего спасения и славы имени Божиего, ради этого должно быть и проповедуемо. Но когда люди ради своей похвалы и славы его проповедуют, то славу, подобающую единому Богу, присваивают себе. Поэтому бывает, что такие проповедники мало чем помогают людям, хотя их люди и хвалят. Не с такой целью, с какой дано слово Божие, проповедуют, поэтому и недейственно бывает в сердцах слышащих. Святитель Тихон Задонский (104, 1330).
Преждевременное стремление учить других и признание себя способным к этому служит причиной падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия - приводят свою душу в бедственное состояние... Это относится не к пастырям, которые по долгу своему наставляют ближних, и не к тем преуспевшим инокам, подвиг которых осенен божественной благодатью, которым завещается монашескими правилами давать советы новоначальным... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (82, 138-139).
Как врачи часто вынуждены огорчать больных, приготовляя им пищу и лекарства, которые не доставляют удовольствия, хотя приносят великую пользу... так и учители... Святитель Иоанн Златоуст (45, 555).
"Согрешающих обличай перед
всеми, чтобы и прочие страх
имели" (1 Тим. 5, 20). Ничего нет
предосудительного, если поучение
обличительно. Ибо обличение
состоит не в чем ином, как в живом и
твердом объяснении человеческой
развращенности и заблуждения и в
увещевании, чтобы, оставив
заблуждение, люди обратились на'
путь истины. Что в этом
предосудительного? Врач иногда
прилагает пластыри легкие, иногда
же болезненные и мучительные, а
иногда и жестоко режет, смотря по
свойству болезни, и никто его в этом
не упрекает, только бы сохранил
жизнь (хотя иногда лечением он и
причиняет смерть). Учитель,
особенно же церковный пастырь, есть
врач духовный; врачевать не
телесные болезни, а духовные - это
его несомненный долг. По свойству
душевной болезни, растворяет он
слово свое иногда тишиной и
кротостью, иногда строгостью и
обличением...
... Лицемерие и снисходительность к
страстям особенно недостойны этого
священного места. Если бы истина
умолкла и во всем свете, то, по
крайней мере, она должна неумолчно
вопиять при жертвеннике Господнем.
Нет большего вреда, как если и те,
кто поставлен свободно обличать
наши пороки, будут только
заискивающе угождать нашим
страстям. "Я тебя уязвляю,-
говорил Иоанн Златоуст,- и ты
вопиешь; но я. не внимаю твоему
воплю: я - врач, мои средства
приносят исцеления". О, как нужен
такой человек, особенно в те
времена, в которые развращенность
не уважает ничего священного, без
стыда проявляет своеволие и свои
прихоти ставит своим единственным
законом! Как один такой мог бы
подкрепить падающий дом!
... Проповедник в своем
обличительном слове никого не
называет. Касается всех сердец, но
уязвляет только те, которые больны;
и это втайне чувствует только одно
уязвленное сердце и тем самым
исцеляется. Поэтому видим, что и
обличительное поучение для наших
страстей и пороков - полезнейшее
лечение. Платон, митрополит
Московский (105, 456-458).
Другой заботы, кроме проповеди
Евангелия, у апостола Павла не было
никакой. Было ли это служение слову
средством к получению большого
воздаяния от Бога - и это нельзя
сказать. В послании к Коринфянам
святой апостол упоминает о другой
заботе: "дабы, проповедуя другим,
самому не остаться недостойным"
(1 Кор. 9, 27); но и эта святая забота о
своем спасении была для него делом
как бы второстепенным в сравнении с
главной и единственной его заботой.
Какую значимость он придавал
своему спасению по сравнению с
успехом проповеди, показывают его
слова, исполненные непостижимого
самоотвержения: "я желал бы сам
быть отлученным от Христа за
братьев моих" (Рим. 9, 3). То же
самое он говорит и теперь: "Но я
ни на что не взираю и не дорожу
своею жизнью, только бы с радостью
совершить поприще мое и служение,
которое я принял от Господа Иисуса,-
проповедать Евангелие благодати
Божией" (Деян. 20, 24). Только тогда,
когда мы будем иметь понятие о
всецелом посвящении себя делу
Божию, мы в состоянии будем понять и
необычайное усердие к проповеди, и
высочайшее бескорыстие в деле
служения, о которых говорит святой
апостол: "три года день и ночь
непрестанно со слезами учил
каждого из вас" (Деян. 20, 31), учил
"всенародно и по домам" (Деян.
20, 20), чтобы, с одной стороны, не
опустить чего-либо полезного и
непременно сказать всю волю Божию,
а с другой,- не оставить кого-либо
без назидания и каждого полностью
убедить в возвещаемых истинах.
Нужно вспомнить еще и то, что такое
многотрудное и поистине возможное
только для апостола дело назидания
происходило со многими слезами,
среди напастей и иудейских наветов.
При таком самоотвержении и
ревности к делу Божию, которая
нисколько не ослабляется самыми
враждебными препятствиями, почти
сама собою понятна ее возвышенная
чистота, не только чуждая корысти,
но и заботливо отклоняющая всякий
повод к такому неуместному
подозрению. "Ни серебра, ни
золота, ни одежды я ни от кого не
пожелал: сами знаете, что нуждам
моим и нуждам бывших при мне
послужили руки мои сии" (Деян. 20,
33-34). Но и здесь еще не предел
самоотверженности апостола. Он еще
не ограничивается тем высоким
бескорыстием, по которому в деле
многотрудном, поглощающем все его
время и все заботы, не ищет никакой
корысти, он еще почитает своим
правилом, что "блаженнее давать,
нежели принимать" (Деян. 20, 35). Это
признание человека, уже совершенно
распявшегося миру, было последним
словом его прощальной беседы,
приложившим последнюю высокую
черту к полному изображению
характера его служения.
Но святой апостол говорил о себе и о
своем служении с такой
откровенностью не для того, чтобы
поразить слушателей изображением
своего духовного величия. У него
везде и во всем одна мысль и одна
цель - проповедание Христа. И здесь
он имеет целью - через изображение
своей жизни перед слушателями
полнее и яснее вообразить в них
Христа, как бы повторяя свои слова:
"будьте подражателями мне, как я
Христу" (1 Кор. 11, 1). Потому, говоря
о своем служении, святой Павел тут
же дает и наставление. Так как перед
ним были пресвитеры - наставники
Церкви, то его наставление
преимущественно касается
обязанностей их служения. Если
будете, подобно мне, внимательны к
себе и ко всему стаду, то будете
чисты от крови всех, то есть
невиновны в гибели некоторых. Если
будете бдительны, то прогоните
волков, не щадящих стада, которые по
отшествии моем придут к вам. Если
будете бескорыстны, то получите
наследие во освящении всех.
Таково наставление, преподанное святым апостолом преемникам его служения. Но им легко могут воспользоваться и все христиане. Пусть для каждого будет образцом апостольская ревность к делу Божию - усердие, не помнящее о тяжести труда, не взирающее на величину препятствий и совершенно чуждое корысти,- тогда каждый явится совершенным Божиим человеком, вполне готовым на проповедь и всякое благое дело.Воскресное чтение (114, 509-510).
Дар слова...
Не нужно думать, что успех проповеди достигается нашими собственными измышлениями, но всю надежду надо возлагать на Бога (6, 398).
Для Евангельской проповеди не нужно пользоваться человеческими преимуществами, чтобы ими не затмевалась Божия благодать. Святитель Василий Великий (6, 397).
Духовное слово может убедить послушных вере даже без содействия грамматики и риторики (26, 120).
Сказанное с ухищрением не для всех вразумительно, особенно же для незнакомых с мирским мудрствованием. Преподобный Ефрем Сирин (26, 119).
Превосходный способ увещания - отклонять от слабого и приводить к твердому, уничтожать ложное и представлять истинное, обличать вредное и показывать полезное. Святитель Иоанн Златоуст (39, 531).
Если кто не имеет силы слова, души подчиненных ему людей будут постоянно находиться в состоянии нисколько не лучшем, чем корабли в бурю... Поэтому священник должен употребить все меры, чтобы приобрести эту силу. Преподобный Ефрем Сирин (32, 460).
... И искусство проповеди
Всякое искусство (от упражнения в нем) возрастает, усиливается, а от праздности гибнет; особенно же дар слова, если за ним ухаживать и орошать его, делается более сильным, а если не прилагать о нем попечения, легко проходит и исчезает. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 132).
Если никто не позволяет пользоваться оружием неопытным, то тем более употребление слова надо уступать людям способным, которые в состоянии выбрать и место, и время и, с разумом выслушивая вопросы, отвечают на них без склонности к спорам, благоразумно и правильно их разрешают... к общему назиданию. Святитель Василий Великий (8, 166).
Многословие не полезнее мудрости; доставив, может быть, некоторое удовольствие, оно улетает и исчезает вместе с колебанием воздуха, не оставляя следа, только очаровывает красноречием, пленяя слух. А мудрость проникает в ум, раскрывает уста, исполняет их духом, переживает рождение слова и немногими слогами возделывает многое. Святитель Григорий Богослов (15, 47).
Достоинства речи - истинность, краткость, ясность, благовременность. Недостатки же - лживость, многословие, неясность и несвоевременность. Ибо что пользы, если истина многословна и утомляет слушателей; или коротка, но не ясна; или и ясна, но произносится некстати? Если же имеет все совершенства, то будет сильна, разительна, действенна, покоряя слушателей истиной, привлекая краткостью, уловляя ясностью и увенчиваясь благовременностью (52, 228).
Премудр в слове тот... кто может свою мысль изложить ясно, а не тот, кто затемняет ее ясность премудрыми и высокими речами. Один выносит на свет сокровенное, а другой и ясное для всех скрывает во тьме (51, 107).
Превосходное образование не позорь грубостью сердца, но присоединяй к хорошим дарованиям и доброе сердце и к силе слова - кротость нравов, чтобы сделаться славным перед Богом. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 107).
Говорящий без приготовления часто погрешает, так как не в состоянии рассматривать Писание и в то же время следить за красотой речи (43, 986).
Не нужно всегда держать в напряжении душу слушателей, потому что она скоро изнемогает. Не нужно и всегда давать ей покой, потому что от этого она становится бездеятельной (39, 151).
Кто составляет всю свою речь из предметов трудных, непереносим для слушателей и часто вынуждает душу, не выдержавшую тяжести его слов, отвратиться от них (35, 317).
Кто разнообразит речь и составляет ее больше из легких, чем из трудных предметов, тот прикрывает весомость предмета и, успокоив слушателя, успешнее убеждает и привлекает его. Святитель Иоанн Златоуст (35, 317).
Поучать нужно о самых важных для спасения потребностях - коротко, ясно, просто и понятно простому народу. При каждом учении должно быть краткое нравоучение на ту же тему. Учение нужно подтверждать Священным Писанием и толкованием святых и богоносных отцов и учителей церковных, пояснять образами и историями, примерами и доказательствами... Высоких богословских вещей можно касаться, если случайно возникнет необходимость, и то со всякой осторожностью. Везде нужно иметь предосторожность и крайне беречься от преткновения и соблазна (104, 1327).
Что имеешь сказать людям, нужно прежде достаточно обдумать и хорошо понять, и тогда предлагать людям. Пища прежде варится, растворяется солью, и так подается на трапезе, и бывает вкусна и полезна. Так и пастырю пищу слова Божия нужно прежде подготовить внутри своего сердца, и растворить солью разума, и тогда алчущим людям предложить на духовную трапезу, иначе пастырь может легко погрешить в слове. Святитель Тихон Задонский (104, 1328).
Не широко и не разнообразно
содержание апостольской проповеди,
насколько можно судить по речам
апостолов, дошедшим до нас. Да и не
могло быть раскрыто во всей полноте
и со всею подробностью все
христианское учение в немногих
записанных речах; апостолы и не
стремились к тому. Их главной целью
было - выразить существенные
элементы новой веры, в которых
содержатся все частные положения
опровержение заблуждений,
господствовавших тогда в обществе
человеческом, не представляют
теоретических соображений,
направленных на разрешение
отвлеченных вопросов знания, а
сосредоточивают все внимание - как
свое, так и своих слушателей - на
деле искупления падшего
человечества страданиями и смертью
Христа, обетованного Мессии. Этим
они на деле показывают всем
последующим деятелям церковного
проповедничества, где коренная,
исходная и конечная точка для их
наставлений, от которой должны
получать начало и силу и к которой
должны возвращаться их
разъяснения. В какие бы частные
вопросы они ни входили, в них не
должна теряться из виду
существенная идея христианского
учения, и от центральной точки,
следуя примеру апостолов, они
постепенно должны переходить к
разбору частных разветвлений одной
главной христианской истины.
Указание на факт Искупления силою
Распятого и Воскресшего Иисуса
Христа, составлявшее сущность
проповеди апостольской, было
зерном горчичным, выросшим
впоследствии в великое дерево. Это
дело Искупления так широко и
многознаменательно, что усвоение
его сознанием переменяло убеждение
людей и давало новый оборот
расшатавшейся жизни. С ним связано
представление о Боге, близком к нам
и любовью Своею ведущем нас из
жизни греха и страданий к
блаженству и счастью, и с другой
стороны, представление о нашем
ненормальном, греховном состоянии,
сознание внутренней потребности
очищения и изглаждения нашей вины
перед Богом и необходимости
нравственного исправления своей
жизни. То и другое намечало точки,
по которым должно было начаться и
совершиться преобразование
человеческой жизни в теоретической
и нравственной области.
Во внешней стороне апостольских
речей, составлявшихся не по
правилам искусства, а бывших делом
минутного вдохновения, мы не найдем
нарочитого выражения тех законов,
уяснением которых занимается наука
о церковном ораторстве. Но есть
здесь черты, обращающие на себя
внимание проповедника,
долженствующего разъяснить народу
то же слово о Христе, какое
возвещали и апостолы. Такой чертой
служит приспособление их к
содержанию сознания слушателей и
употребление ими таких средств
убеждений, какие имели значение в
глазах тех, перед которыми
говорилось слово. В большинстве
случаев слушателями апостольских
речей были иудеи, воспитанные в
законе и пророках, хранившие
предание предков и гордившиеся
своей историей, как историей
богоизбранного народа, состоявшего
под особенным попечением
Промыслителя. Перед нами апостолы
ссылаются на ветхозаветное
писание, многократно берут из него
свидетельства и разъяснение или
защиту проповедуемой ими истины,
припоминают обетования Божии,
пользуются примерами из
отечественной истории и мудрой
мыслью все направляют к оправданию
своего свидетельства о Христе, как
обетованном Избавителе народа.
Отсюда в их речах священный
библеизм, при котором слово их
стоит в самом близком и
непосредственном соприкосновении
с Божественной Книгой Завета, на
нее опирается и к ней возвращается
внимание слушателей. С этой стороны
оно является достойным предметом
подражания для проповедников
божественного слова, имеющих дело с
христианскими слушателями.
Возникая из слова Божия и будучи
его продолжением и разъяснением,
церковная проповедь не может
оставлять без внимания тот
божественный источник своей веры и
своего содержания, который стоит
перед глазами верующих с силою
божественного авторитета.
...Случай был внешней исходной
точкой для речей апостолов, и
случай связывал их с течением
исторических событий. Вызванные
запросом минуты, не повторяющейся в
другой раз со всей своей частной
особенностью, и отвечая на нее, они
получали отсюда свою характерную
индивидуальность, и в целом были
речами, собственно, только для этой
минуты. Но руководимые Духом Божиим
святые апостолы, приспосабливаясь
к настроению минуты, каждый раз
перед сознанием слушателей
выставляли общее высокое
содержание. И оно являлось в их
устах со значением насущного
материала, могущего питать души,
требующие истины, и падало, как
семя, на жизненное историческое
поприще. Мы видим в этом один из
существенных признаков истинного
достоинства учительного слова,
имеющего значение слова
исторического. Таким бывает только
то слово, которое не рождается от
прихоти учителя, а с одушевлением
отвечает на горячий запрос дня и
пользуется настроением минуты для
проведения вечных начал истины и
правды. Часто сменяющиеся явления,
действующие на личную волю
человека, и общие начала высшей
правды постоянно переплетаются в
истории, и кто работает над их
сочетанием, с полным вниманием к
запросам обеих сторон, только тот
приобретает значение
исторического деятеля. Так обстоит
дело как в жизни вообще, так и в
сфере церковного учительства в
частности.
...Первая речь, имеющая значение
открытого возвещения имени
Христова и стоящая во главе всех
позднейших проповедей, слышанных
из уст свидетелей Христовых,
сказана была апостолом Петром при
необычайных обстоятельствах -
тотчас после сошествия Святого
Духа на апостолов, при
обнаружившемся тогда чудесном
действии Его в апостолах, изумившем
всех свидетелей чуда.
Необычайные великие события своего
времени, не понимаемые или не
признаваемые народом, окружающим
апостолов, Петр сближает с
пророчествами о них и обетованиями,
известными каждому израильтянину.
И люди начинают веровать в то, чего
не понимали или чего не признавали.
Для них уясняется великое значение
тех событий, о которых говорил
богодухновенный учитель.
Другая черта, обращающая на себя
внимание в речи апостола,- это
мягкость слова, старание сгладить
все жестокое и неприятное, что имел
в себе предмет, затрагиваемый
речью. Апостолу приходилось
говорить о таком факте, который
тяготеет неизгладимой виной на
народе израильском, именно о
неправедном осуждении им Того, Кого
Бог Отец послал в мир Спасителем
человека и Кто представлял из себя
высшую благодеющую, олицетворенную
любовь. Выставляя этот факт,
апостол Петр не поражает словом
грозного обличения виновных, а
старается по возможности извинить
их преступление, указывая на то, что
это совершилось во исполнение
предопределенного Совета Божия,
как бы помимо прямой их воли.
Противоположный образ
представления мог бы ожесточить
слушателей и оттолкнуть их как от
говорящего, так и от веры в то, о чем
он говорит. Но тот, какой употребил
апостол Петр, вносит примирение и
умиление в души слушателей и в
состоянии расположить их - как и
действительно расположил многих - к
искреннему и сердечному покаянию и
вере в проповедуемого Мессию. В
конце речи, желая более и сильнее
расположить к вере во Христа
умиленные сердца израильтян,
апостол напоминает им об особенных
обетованиях Божиих, им данных, о
том, что они и дети их представляют
богоизбранный народ, который
должен идти впереди других в путях
Царствия Божия, и так,
приспосабливаясь к их
естественному национальному
чувству, усиливает средства к тому,
чтобы склонять их к вере в Господа
Иисуса Христа (114, 125-129).
В Коринфе апостол Павел оставил всякую заботу о естественной художественности слова и старался говорить как можно проще. Но это потому, что ученая манера речи здесь была нецелесообразна, так как слушателями его были, за немногими исключениями, люди простые и некнижные. "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных, но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее" (1 Кор. I, 26-28),- говорит апостол, объясняя и свойство своей проповеди. В Коринф Павел явился прямо из Афин (Деян. 18, 1). А в Афинах опыт показал ему, что от ученых доказательств и искусственных приемов речи нельзя ожидать особенных успехов в евангельской проповеди: здесь. перед учеными и афинскими философами, апостол показал свою мудрость, но плода отсюда почти никакого не было, а заметно было у слушателей или холодное равнодушие к предмету проповеди, или слышались оскорбительные насмешки над ней. В сознании бессилия человеческой мудрости он с тем большим доверием обратился к благодати Божией и простым словом стал возвещать Христа распятого. В. Ф. Певницкий (114, 361-362 ).
"Проповедуйте Евангелие всей твари"
"Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15). Евангелие проповедуется всей твари, если оно проповедуется человеку, для которого сотворено все на земле и который имеет сходство со всеми тварями. Под именем всей твари можно разуметь также и язычников, ибо прежде апостолам было сказано: "на путь к язычникам не ходите" (Мф. 10, 5), а теперь велено проповедовать всей твари.. То есть апостольская проповедь тогда должна была послужить нам на пользу, когда, во свидетельство своего осуждения, ее отвергли гордые иудеи. Святитель Григорий Двоеслов (116, 687).
Долг усердного проповедника, как и заботливого земледельца,- не оставлять своего дела, пока не увидит, что посаженное слово укоренилось (42, 120).
Наставники не все говорят, как хотели бы сами, но как этого требует состояние немощных (42, 194).
Намеренному говорить о предметах духовной мудрости особенно нужны слушатели сокрушенные и смиренные, чуждые гордости и тщеславию. Святитель Иоанн Златоуст (39, 232).
Открывать перед всяким без разбора тайны спасения... то же самое, что в нечистый сосуд вливать многоценное миро. Святитель Василий Великий (7, 171).
Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их. Преподобный Антоний Великий (82, 271).
Источники текут, хотя бы никто не. черпал из них... Так и проповедник, хотя бы никто не внимал ему, должен исполнять все, зависящее от него. Святитель Иоанн Златоуст (35, 779).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |