Главная


Покаяние воскрешает от греховной смерти

Покаяние - это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами (27, 154).

Время покаяния коротко. Царствию же Небесному нет конца (25, 71).

Прекрасный и богоугодный праздник - покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь (27, 23).

Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий (27, 159).

Никто, желая получить, чего не имел, не губит того, что имеет. Как же Богу и Отцу - уступить обладание теми, которых стяжал Кровию Сына Своего? Никто не расточает охотно того, что собрал с трудом. Как же Богу без сожаления отвергнуть тех, кого Он приобрел из язычников апостольскими трудами? Неужели напрасно предопределил Он пришествие Сына Своего, или хочет уничтожить Домостроительство смерти Его, или нимало не почтил славы Воскресения Его, так что легко отвратился от нас, спасаемых этими таинствами? Он послал Духа Святого и освятил Церковь. Мы - стадо Его, и Он - наш Пастырь, и ныне, как и в раю. Он дал Покаяние, как очистительную воду. Если в чем согрешим, им омываемся. Если в чем согрешили - им омывшись, делаемся чистыми (27, 161).

Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешившие умилостивляют покаянием Бога. Покаяние не составляет убытка для приносящего его, чтобы разумели, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявить грехи свои, не желая издержек, и скудость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос устранил это, даровав Покаяние, этот безубыточный жертвенник (27, 162).

В церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать Покаяния!

Покаяние есть Божия трапеза, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести: Он пиет в Покаянии слезы умиления, в нем наслаждается благоуханием - искренним чувством сокрушения, потому что оно для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, принесенная молитва, покорность со смирением, ибо это угоднее Богу всех других жертв (27, 164).

Покаяние - праздник для Бога, потому что и Небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю.

Все небесные чины пиршествуют, побуждаемые покаянием к радости (27, 167).

Покаяние приносит в жертву согрешивших и опять оживотворяет их, умерщвляет, но и воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает нас праведными. Вчера они были мертвы, сегодня живы для Бога Покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконные, а сегодня святые (27, 167).

Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицей к восхождению туда, откуда они свержены грехом. Оно восстанавливает естество и возвращает ему его собственное достоинство (27, 181).

Но если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что ты знал, как оно хорошо, и предпочел ему грех (27, 207).

Бог радуется (покаянию людей), как силе Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех покаяние воссозидает к Божией славе (27, 754).

Если ты грешник и ежедневно станешь созидать и разорять, и тогда Бог не погнушается принять твою молитву, когда ты начнешь взывать к Нему (28, 154).

Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своею умилостивил Господа. Если переселится он в ту страну, то упокоится в Царстве, пристани святых, избавится от Суда и страшных, ужасающих мучений, какие ожидают сатану, осуждение которого бесконечно. Блажен, кто и не услышит об этом (28, 258).

Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет... проси, грешник, милосердия у Господа (28, 310).

Если ты, грешник, будешь плакать и сокрушаться, о своих грехах и с верой умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои, и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и желает Он твоего обращения (29, 69).

Слушайте и содрогнитесь: хотя море благости исполнено щедрот, но если человек не приносит покаяния, он не получит милости в день Суда (29, 238).

Все рожденные могут достигать покаяния, поэтому кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться (32, 146).

О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. С кротостью приступает к Нему, напоминает воззреть на свою благодать, и приговор изменяется на прощение. О, как велика сила покаяния: оно склоняет Бога исправить нерадение [людей], когда грех овладел уже человеческим родом! Покаяние встречает Ангелов гнева и преодолевает их, чтобы не увлекли к гибели; удерживает мечи, удерживает серпы, чтобы не пожинали рода человеческого. Ангелы-мстители, видя его, прихо дят в изумление, и покаяние говорит им: "Под защиту свою беру преступников Закона, ручаюсь за род человеческий, даю Владыке обеспечение за людей. Для чего пришли вы переменять мои условия? Имею определенный срок. У меня заключен с Богом договор, когда представить Ему необратившихся. Для чего пришли вы противиться моим правам? Могу призвать на вас суд. У меня есть много свидетелей, которые убедят моего Владыку. Есть у меня доказательства, по которым могу получить отсрочку для представления человечества Богу". Итак, отводит оно Ангелов Богу, начинает ходатайствовать за человечество и в защиту говорит: "Знаешь, Владыко, созданного Тобою человека, знаешь, что сотворен он из персти, что естество его слабо, что крепость его легко сокрушима. Если (отнять у него сон), не останется в живых, если не поест, в опасности его жизнь. Зимой замерзает, летом опаляется зноем, вечером не видит, ночью не смеет ходить; если походит, изнемогает; если остается в бездействии, дремлет; если сидит, ему скучно; если станет говорить, утомляется; если его принуждать, ему трудно; если долго постоит, устанет. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такая немощь скоро восторжествовала над грехом!? Много у человека помыслов, непостоянных дум в душе, сомнительных действий, неправильных дел; внешнее ему препятствует; сокровенное поражает неожиданностью; стоять против козней он не готов; для отражения того, что его тревожит, скуден умом; против умышляющих зло немощен душою; он погружен в заботы о теле, пропитании жены и детей. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такое существо скоро восторжествовало над грехом!? Что же, о Владыко, он в силах сделать против диавола? Велика сила змия, глубоко его обольщение; грех, по причине его привлекательности, распростерся широко; страсти, после вкушения, стали близкими по телу; грех тревожит плоть похотью; склонность к суетной славе владеет его душой: лукавство увлекает ум. Что же в состоянии сделать этот жалкий против такого множества противников? Помилуй, Владыко, пощади Свое создание, умилосердись к праху, который Ты захотел прославить; удержи угрозу, останови скорое наказание, останови смертный приговор ради меня, покаяния. Я, ходатай за человечество, беру его на свою ответственность и постараюсь привести к Тебе, насколько это позволит природа (человеческая)". И Бог уступил покаянию, склонился на прошение, согласился всегда иметь снисхождение к человеческому роду, определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством, и дал ему власть над немощью человеческой; определил срок Суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день Суда, не изъявлять желания продолжить свою власть, а скорее, стать обвинителем, если человек пренебрегал столь долгим терпением; не просить милости, чтобы срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению. И покаяние соглашается на эти повеления и умиротворяет Ангелов. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние ходатайствовало, и городу возвращено благоденствие. Под городом подразумевается вся вселенная и под ниневитянами - все человечество. Пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес, и человечеству благовествуется Воскресение. Преподобный Ефрем Сирин (27, 178).

Каждый должен заботиться о своих душевных недугах! Каждый должен оплакивать свои грехи, не осуждая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно перед моими взорами, я не обращал бы внимания на преткновения брата моего (82, 140).

Если воспоминание о сделанных грехах не будет постоянно обладать сердцем и не отвратит взоров ума от всего принадлежащего миру, то человек не сможет избавиться от насилия усвоенных им страстей, не сможет воздержаться от грехов, к которым привык, не сможет отвлечь помысел свой от осуждения созданий Божиих (82, 220-221).

Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов (82, 221).

Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, которые уразумели величие Божие и сподобились исполнять в точности волю Божию. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печаль покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит Суду Единого Бога (82, 223).

Блаженны те очи, которые человек по причине смиренномудрия не дерзает возвести к Богу! Блаженны иноки, старающиеся излечить раны свои в духовном разуме, стяжавшие познание своих грехов, омывающие их слезами и просящие прощения у Бога (82, 223-224).

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния (82, 236).

Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние. Преподобный авва Исаия (82, 236).

Что может грех там, где покаяние? Какая может быть любовь там, где гордыня? Иоанн, игумен в Раифе (82, 297).

Когда кто падает, да не забывает он о любви Отца своего; но если случится ему впасть и в многие согрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем стремлении, но, и побеждаемый, снова да восстанет на борьбу со своими противниками, и ежедневно начинает полагать основания разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: "Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня" (Мих. 7, 8). Пусть он не прекращает брани до самой смерти и, пока есть в нем дыхание, не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, пусть не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть раскаленные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды.
Брат, не нужно отчаиваться. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань; так и ты - видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути... Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в состояние усердных делателей и не возьмет души его до тех пор, пока не приведет его в меру высокую, "в мужа совершенного" (Еф. 4, 13). Итак, не ослабевай, но пока есть время, делай, и - поможет тебе Бог! (113, 558).

Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу Своему. Преподобный Исаак Сирин (113, 557).

Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, не отступай, но стой мужественно, и Ангел Хранитель твой, без сомнения, вознаградит тебя за терпение (113, 558).

Нам, которые впали в ров беззакония, невозможно быть извлеченными из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся (113, 558).

До падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении - неумолимым. Преподобный Иоанн Лествичник (113, 558).

Кто льстит согрешающему, обласкивает его, тот только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. "Кого Я люблю,- говорит Господь,- тех обличаю и наказываю" (Апок. 3, 19). Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми утешениями, но промышлять о спасительных лекарствах. Неискусен тот врач, который слегка только ощупывает рану; сохраняя заключенный внутри, в глубине, яд, он только увеличивает его силу. Надо вскрыть рану, рассечь и, очистив от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной плачет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль,- он будет благодарить потом, когда почувствует себя здоровым. Святитель Киприан Карфагенский (113, 554).

Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие. Преподобный Нил Синайский (49, 223).

Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние (35, 8).

Воспользуемся спасительным лечением покаяния, или лучше, получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы приносим Ему покаяние, а Он даровал его нам (36, 367).

Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию - стыд (36, 381).

Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Иисус Христос и избрал (для примеров) крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдать [свою нераскаянность] (37, 464).

Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения (38, 173).

Если Бог увидит, что мы обратились к добродетели, и уклонились от греха, и ревнуем о совершении добрых дел, то примет наше обращение и, освободив от бремени грехов, подаст нам дары Свои (38, 239).

Пока ты еще дышишь, даже в последний день, на самой постели, даже при последнем издыхании, оставляя поприще этой жизни, и тогда покайся. Ограниченность времени не стесняет человеколюбия Божия (39, 652).

Кто сознает и исповедует грех и, поколебавшись, не предается беспечности и отчаянию, но восчувствует грех, тот сразу же заметит даруемую Богом помощь и помилование (39, 919).

Прибегай к Богу с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь! Ради тебя пришел Врач душ, а ты скрываешь рану (42, 713).

Через грех диавол низводит нас в геенну, через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное (43, 898).

Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы беспрерывный ветер вожделений не заставил нас претерпеть крушение (43, 900).

Покаяние помогает нам достичь Царства Небесного, войти в рай, насладиться вечным веселием; покаяние - мать спасения; ниспровержение диавола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние - отрада и утешение всех отчаявшихся (43, 917).

Покаяние восстанавливает падшую душу, делает ее из отчужденной - дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровой уязвленную (43, 917).

О покаяние! Ты восходишь от земли на Небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь через посредство Духа Божия к престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою (43, 983).

Покаяние поднимает душу, преисполненную им, в беспредельную высоту, очищает в источнике слез ее греховную старость и облекает ее новизною Духа (43, 984).

Сокрушенно воздыхая из глубины сердца, покаяние умилостивляет Бога, а источая из глаз слезы умиления, оно просвещает оскверненные души (новым) крещением (43, 984).

Господь даровал врачевство покаяния, которое может уничтожить и изгладить все грехи наши, только если мы знаем, в чем состоит это врачевство и как им нужно пользоваться... Во-первых, оно состоит из сознания своих грехов и исповедания их. Во-вторых, из великого смиренномудрия... Если ты будешь исповедовать грехи как должно, то душа смирится, потому что совесть, терзая ее, делает смиренной. Со смиренномудрием должно соединяться... сокрушенное сердце. Сокрушенное сердце не возмущается, не оскорбляется, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает... После смиренномудрия нужны напряженные молитвы и обильные слезы днем и ночью. А после столь усиленных молитв нужно великое милосердие. Оно в особенности делает сильным врачевство покаяния (46, 92).

Если же ты не потрудишься этим прекраснейшим трудом покаяния, то в будущем мире, несомненно, испытаешь тяготу и мучительные трудности иным образом (46, 502).

Поэтому будем в грехах своих не людей стыдиться, но убоимся, как должно. Бога, Который и ныне видит наши дела, и в будущем веке накажет непокаявшихся. Кто ныне опасается стыда от людей только, а не стыдится делать что-либо непотребное перед всевидящим Богом, притом не хочет покаяться и исправиться, тот в будущий день Суда не перед одним или двумя людьми, а в виду всей вселенной будет выставлен на позор (113, 554).

Блудный сын представляет собой образ падших после Крещения... Он называется сыном,а сыном никто не может называться без Крещения. Он и жил в доме отеческом, и получил свою долю во всем отеческом имуществе, а прежде Крещения нельзя ни воспользоваться отеческим достоянием, ни получить наследство. Таким образом, все это указывает нам на сословие верных. Когда же блудный сын, уйдя в чужую сторону и познав на опыте, как гибельно удаление из отеческого дома, возвратился, отец не злопамятствовал, но принял его с распростертыми руками. Отчего же так? Оттого, что он был отец, а не судья. И вот уже ликования, и пиршества, и праздники, и светел и радостен стал весь дом!
Что говорить - это ли плата за порок? Не за порок, человек, но за возвращение (в дом); не за грех, но за покаяние; не за плохие дела, но за исправление. И что еще больше: когда старший сын огорчился этим, отец и его ласково успокоил, говоря: "ты всегда со мною, и все мое твое, а... брат твой сей был мертв и ожил" (Лк. 15, 31-32). Когда, говорит, нужно спасти погибшего, то тут время не суда и строгого исследования, но только человеколюбия и прощения. Ни один врач, вместо того, чтобы дать лекарство больному, не подвергает его взысканиям и наказанию за беспорядочную жизнь... Итак, зная, что Бог не только не отвращается от обращающихся, но и принимает их не хуже добродетельных, не только не подвергает наказанию, но и Сам идет отыскивать заблудших и, найдя их, радуется (о них) более, чем о тех, которые были в безопасности, не будем ни отчаиваться о грехах, ни излишне надеяться на добрые дела (113, 559).

Спаситель, исцеляя расслабленного, сказал: "прощаются тебе грехи твои" (Лк. 5, 20). Отпущение грехов есть источник здоровья и спасения, награда покаяния; а покаяние есть лечение, уничтожающее грех. Оно дар небесный, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая могущество и строгость законов. Оно не отвергает блудника, не гонит от себя любодея, не отвращается от пьяницы, не гнушается идолопоклонниками, не пренебрегает злоречивыми, не преследует ни хульника, ни гордеца; оно всех пересозидает, ибо оно есть горнило для очищения грехов.
Рана и лекарство - грех и покаяние. В ране гнилость - в лекарстве очищение от гнилости; во грехе смрад, во грехе бесчестие, во грехе посмеяние - в покаянии надежда, в покаянии свобода, в покаянии очищение греха.
Не говори мне: я много согрешил, как могу спастись? Ты не можешь, но Господь твой может, и так может, что истребит все согрешения твои. Слушай со вниманием слово мое: Господь твой так истребляет грехи, что не оставляет ни пятна от них, ни следа, но с возвращением здоровья дарует тебе благообразие, с освобождением от наказания сообщает праведность и согрешившего делает равным несогрешившему. Ибо Он уничтожает грех и делает так, что греха и нет, и не было - так всецело Он уничтожает его. Не остается ни пятна, ни следа, ни вида, ни признака грехов (если ты искренне каешься).
Итак, обратимся от пути, по которому мы блуждали, ибо придет час, когда кончится позорище света сего и не будет уже времени для подвигов. А когда наша жизнь пройдет, уже нельзя будет производить куплю; когда театр распущен, нельзя увенчаться. Настоящее время есть время покаяния, будущее - время Суда; это - время подвигов, то - время венцов; это - время труда, то - время успокоения; теперь - изнурительная деятельность, тогда - вознаграждение.
Встаньте, умоляю вас, встаньте и охотно послушайте моих советов. Жили мы по плоти, станем же, наконец, жить и по духу; жили в удовольствиях, решимся пожить и в добродетелях; жили в нерадении, поживем теперь и в покаянии. Чем гордишься, земля и пепел? Чем надмеваешься ты, о человек? Что высоко поднимаешь голову? Что надеешься на славу света, на богатство твое? Пойдем мы с тобою на могилы, прошу тебя, и посмотрим, что там за таинства, посмотрим: природа наша рассыпалась, кости обнажены, тела сгнили. Если ты мудрец, вникни; если разумный человек, скажи мне ради Бога: кто там царь и кто простолюдин, кто благородный и кто раб, кто мудрец и кто невежда? Где там красота юности, где приятный взор, где миловидные очи, где изящный нос, где яркие губы, где красивые щеки, где светлое чело? Не все ли пепел? Не все ли прах? Не дым ли один остался? ...Помыслим об этом, братия, представим себе последний день и, пока есть время, обратимся от пути, на котором до сих пор блуждали.
Мы искуплены драгоценной Кровию (1 Пет. 1, 18, 19). Для тебя, человек. Бог явился на земле и не имел где приклонить голову. О чудо! Судия ведется на суд за осужденных; Жизнь приобщается смерти; Творец заушается от твари; Тот, на Кого не могут взирать Серафимы, терпит поругание от раба, вкушает желчь и уксус, прободается копием, полагается во гроб, а ты, человек, нерадишь, ты дремлешь и пренебрегаешь! Не знаешь ли, что, хотя бы ты пролил всю свою кровь, ты не исполнил бы Должного? Ибо иная Кровь Господа, иная кровь раба. Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, чтобы все врачевство покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле, во аде оно бессильно.
Покаяние отверзает человеку Небо, вводит в рай, побеждает диавола. Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день приноси покаяние. С обветшалыми домами мы поступаем так, что, когда в них есть гниль, мы гнилые части вынимаем и застраиваем новыми и никогда не перестаем заботиться о поддержании их. То же должны делать и в отношении себя самих: ты сегодня обветшал от греха? - обнови себя покаянием.
Можно ли, скажешь, покаявшемуся спастись? Совершенно можно.
"Я всю жизнь провел во грехе; если покаюсь, буду ли спасен?" Конечно. "Откуда это видно?" От человеколюбия Господа твоего. Разве я на твое покаяние надеюсь? Разве твое покаяние сильно уничтожить тяжкие пороки? Если бы одно твое покаяние было, то по справедливости ты должен бы трепетать, но с покаянием соединяется милосердие Божие, а милосердию Божию нет меры и словом невозможно истолковать благость Его. Имеет меру злоба твоя, но врачевство против нее не имеет меры; злоба твоя, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а Божие милосердие неизреченно. Надейся же, что оно превысит твою злобу. Представь себе искру, упавшую в море: может ли она сохраниться или оттуда снова появиться? Что искра в отношении к морю, то и порок в отношении к человеколюбию Божию, да еще и не то же, а гораздо менее. Море, хотя и велико, но имеет пределы, а человеколюбие Божие беспредельно. Это говорю я не для того, чтобы сделать вас нерадивыми, но чтобы возбудить в вас живейшее усердие к покаянию. Святитель Иоанн Златоуст (113, 547).

Существует два вида грешников. Одни скоро обращаются к покаянию, снова падают и снова встают. Другие же не скоро и не легко встают после падения, хотя и желают покаяния. Здесь я пропускаю третьих грешников, которые совершенно отчаялись, окаменели своими сердцами и, оставив Бога, предались врагу, а этим уже записали себя в гибельной книге осужденных в ад. Буду же говорить только о тех, которые уже каются или хотят покаяться.
Что нам думать о первых грешниках, которые часто падают и после каждого падения тотчас встают с сокрушенным сердцем и многими слезами? Где их написать? Записать их между всецелыми грешниками нельзя, ибо они имеют свою защиту в Божественном Писании, которым являются следующие слова, сказанные им: Сколько раз падешь, столько раз и восстань - и спасешься*. Если же для них спасение не потеряно, если они могут ожидать и надеяться на него, то, несомненно, их нужно приписать к лику святых и поместить между святыми. К какому же лику я припишу их? Припишу я их к лику праведных; припишу же не от своего помышления, но на основании Святого Писания. Дух Святой говорит: "семь раз упадет праведник..." Прочтем дальше и поймем то, что хотим понять: "семь раз упадет праведник, и встанет" (Притч. 24, 16). Слова "и встанет" ясно показывают нам, почему праведник, падая, не губит своего праведничества: потому, оказывается, что встанет. Это подтверждает и блаженный Иероним, который говорит: "Праведник, согрешая, не губит своего имени праведника, ибо всегда скоро восстает покаянием".
Итак, если кто согрешил и сейчас же искренне покаялся, то не дерзай называть его грешником. Он - праведник, ибо встает тотчас после падения, встает с плачем и рыданием перед Богом, встает и снова изгоняет из своей души грех, как непотребного гостя. Об этом и святой Златоуст говорит: "Если грех придет к твоей душе, то да будет он гостем у тебя, а не жителем". Такой грешник, который после падения тотчас встает покаянием, уже не грешник, но праведник, если бы даже ему случилось и часто падать. На таком сбываются слова Давида: "когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку" (Пс. 36, 24).
Да будем же и мы все скорыми в восстании от грехов и приписанными к праведникам!
О других грешниках, о тех, которые не скоро и не легко встают, что о них можно сказать? Прежде всего узнаем, кто такие эти грешники? Это те, которые подпали греховным привычкам, которые совершенно запутались в сетях плотских деяний и о которых апостол говорит: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота..." и прочее (Гал. 5, 19). Запутавшиеся во всех этих плотских страстях и греховных сластях не скоро восстают, если даже имеют мысль и намерение покаяться, если даже говорят с Давидом: "О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!" (Пс. 118, 5). Уже привычка у них превратилась во вторую природу и даже необходимость; они уже могут сказать о себе: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7, 19-20). А то, как не скоро и не легко такие встают, это можно видеть в примере Давида.
Знаете ли вы, как согрешил перед Богом Давид во дни своего царствования? Вспомните прекрасноликую Вирсавию и ее мужа Урию. Запутался Давид в плотской греховной сласти прелюбодеяния и уже так свыкся с ней, что не мог отказаться от нее. Снедаемый совестью о творимом грехе, помышляя о покаянии и воздыхая к Богу, он говорит: "Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне" (Пс. 118, 29).
...Этим он как бы дает нам понять следующее: уже я. Господи, не могу отстать от пути неправды, не могу изменить своего злого, греховного обычая, ставшего второй природой; лучше Ты Сам,- Господи, не меня, но тот злой путь каким-либо образом отставь от меня и воздвигни меня к покаянию.
Что, если такой грешник, хотя и не скоро, но придет в чувство и с помощью Божией совершит истинное покаяние, если он, однажды сломав свой греховный обычай, повергнет и оплюет его и после того никогда не возвратится к нему, но весь исправится к тому, чтобы покаянием очистить себя от всякой скверны плоти и духа, и до самой кончины поживет в чистоте, приобретенной покаянием? Какого места в лике святых будет достоин такой грешник?
Пусть судит, кто как хочет; я не стыжусь поставить его в лике девственников и написать его с девствующими, ибо имею поддерживающего и наставляющего руку мою святого пророка Иеремию, в книге которого я читаю следующее: Избрал Себе Бог Израиля, как муж невесту в любовное сожитие (см. Иер. гл. 1-3). Однако Израиль, недолго прожив в единомыслии с Богом, развратился, прелюбодействовал и поклонился языческим богам. Бог же увещевает Израиль, и вместе с тем и всякого нынешнего грешника, такими словами: "у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!" (Иер. 3, 3) (церк.-слав. "вождь девства моего". - Ред.). Обратим внимание на то, что одно и тоже грешное лицо называется и блудницей, и девицей: "у тебя был лоб блудницы..." - это блудница; "вождь девства моего" - это девица. Сначала блудница, потом девица. Почему это? А потому, что через истинное и долгое покаяние обновляется честность девства. Если желаете яснее познать это, то слушайте.
Знаете ли вы, кто ближе всех следует за Христом, Господом нашим? Ближе всех следуют за Христом или апостолы, или девственники. Сначала идут за Христом апостолы, которых Он призвал; далее идут позади Христа девственники, как их видел святой девственник Богослов, который говорит: "это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел" (Алок. 14, 4). Итак, позади Христа находится место апостольское и девственническое. Вспомним же здесь и грешницу в Евангелии, которая, "став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами" (Лк. 7, 38).
Святой и верховный апостол Петр! Горячий ревнитель Христов! Оттолкни от ног Христовых блудницу, оттолкни ее от того места, на котором стоите вы, последователи Христовы, оттолкни греховный смрад от Источника чистоты! Но не возбраняет ей святой Петр стоять на апостольском месте и прикасаться к ногам Христовым.
Святой Иоанн Богослов, девственник! Хотя бы ты прогнал блудницу с места для девственников, позади Христа; пусть не стоит скверная там, где стоят ноги девствующих! Но и святой Богослов уступает ей свое девственническое место.
Долго я удивлялся этому и недоумевал, почему грешнице позволено безбоязненно стоять на апостольском и девственническом месте, даже дерзновенно стоять и касаться ног Христовых, пока наконец не узнал причину этого от святого Златоуста, говорящего об этой женщине так: "Прежде была блудницей, а ныне она девица, сестра Христова, невеста Слову". Стой же, о жена, кающаяся истинно; стой дерзновенно на апостольском и девственническом месте, ибо ты после долгой нечистой жизни через внезапную твою перемену и истинное покаяние стала девицей, сестрой Христовой, невестой Слову.
Значит, и вы все, другие грешники, хотя и не скоро, однако искренне и бесповоротно обратившиеся к покаянию, значит, и вы, говорю я, будете в лике девствующих с самими святыми апостолами. Святитель Димитрий Ростовский (103, 352-356).

* Святитель Димитрий Ростовский приводит речение, которого нет в таком виде в Священном Писании; возможно, имеет в виду Притч. 24, 16; Мф. 18, 21, 22.- Ред.

Истинное покаяние состоит в следующем.
Мы должны оставить прежние грехи и ими, как мерзостью, гнушаться; об этих грехах сожалеть, просить милости у Бога, исповедоваться духовнику и всячески беречься других грехов;
прощать ближнему согрешения, чтобы нам самим Бог оставил их...
проявлять любовь и милость ко всем, чтобы самим получить милость - "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5,7);
смирять себя, ибо смиряющий себя вознесется;
никого не осуждать, ни на кого не клеветать;
молиться Богу всегда, чтобы не впасть в искушение: "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 41),- говорит Христос (113, 555).

Видишь в святом Писании, что такое покаяние? Апостол Петр, отрекшись от Христа, "выйдя вон, плакал горько" (Мф. 26, 75) и так принят в первый лик апостольский. Блудница умывает слезами ноги Христовы, и волосами головы своей отирает их, и лобызает, и так слышит от Христа: "прощаются тебе грехи" (Лк. 7, 37-48). Ниневитяне, облекшись во вретище, что является знаком печали и сетования, и возопив к Богу, обратились от путей своих лукавых и от неправды в руках их... Блудный сын признает себя перед отцом своим недостойным называться сыном (104, 1420-1421).

"И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин. 8, 11),- говорит Христос женщине, взятой в прелюбодеянии. Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" - оправдал Христос, и мытарь "пошел оправданным в дом свой" более, чем фарисей (Лк. 18, 13-14). О плачущей блуднице Он говорит: "прощаются грехи ее многие" (Лк. 7, 47). Разбойнику, покаявшемуся на кресте, говорит: "ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 43). Царя Давида, покаявшегося в грехах своих, простил, и когда Давид сказал: "согрешил я пред Господом" (2 Цар. 12, 13), Господь снял с него его грех. Манассию, беззаконновавшего и обратившегося, помиловал (2 Пар. 33, 13). После всего этого читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как преблагой отец еще издали с радостью увидел его, и мил ему был возвратившийся сын... Так Бог, Отец Небесный, с любовью принимает кающегося грешника и Ангелам велит радоваться об обращении его. "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк. 15, 10). Четии Минеи преисполнены "образами" покаявшихся грешников, получивших Божие милосердие (104, 1438-1439).

Дух Святой творит покаяние в душе через Свое святое слово (104, 1447).

Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немощи, греха, бедности и окаянства. Все это познается и ощущается из Закона и законной клятвы (вины перед законом). Поэтому всякому, хотящему истинно каяться, нужно вникнуть в Закон и поставить свою совесть против Закона и рассмотреть, в чем закон ее обличает и стесняет; в такой стесненности, то есть чувствуя вину перед законом и гнев Божий против сделанных грехов, нужно верой прибегать ко Христу и искать милостивого избавления от гнева Божия и наказания, следующего за гневом (104, 1452).

Покаяние невозможно без искоренения самолюбия (104, 1452).

От истинного богопознания происходит истинное покаяние (104, 1454).

Познание святости Божией учит нас очищать себя "от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7, 1), если хотим иметь общение с Ним. Ибо осквернившемуся греховными пороками невозможно иметь общение с Ним - самой чистейшей святостью: "Бог есть свет (по учению апостола), и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5). Этим порождается истинное покаяние в грешнике, через которое он приходит к святейшему Богу и получает общение с Ним по вере, оправдание от греховных скверн и тщательное наставление в добродетельном христианском житии (104, 1454). Размышление о смерти, о Христовом Суде, Небесном Царствии и вечной муке приводит к покаянию (104, 1460).

Кающийся должен быть христианином православной веры, поскольку покаяние вне истинной веры не может быть приятно Богу. Исповедание также должно происходить перед православным духовным отцом, ибо еретик и отступник не разрешит кающегося от грехов. Кающийся должен иметь сокрушение сердца и печаль о грехах, которыми прогневал Бога. Кающийся должен исповедать все грехи подробно и по одному. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным, с обвинением себя самого, а не другого. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповедал, и исправить свою жизнь. После исповеди пусть исполнит назначенную от духовника епитимию за грехи. Эта же епитимия должна быть разумна и умеренна, с учетом свойств кающегося, его звания, возраста, грехов, их причины и прочее. Печать этой тайны: духовник должен в себе хранить грехи, услышанные на исповеди, и не открывать их никому ни в каких случаях (104, 1427).

Посмотри, грешная душа, на образ Спасителя и Искупителя твоего и послушай, как Он зовет тебя к Себе, несмотря на то, что ты забыл Его: "Человек, создание Мое! Я - Бог твой, Я - Царь твой! Я сошел с Неба, чтобы тебя возвести на Небо; иди за Мною! Я пожил на земле, чтобы сделать тебя небесным жителем. Я не имел, где приклонить главы, чтобы тебя ввести в дом Отца Моего Небесного; иди за Мною! Я трудился, чтобы тебя ввести в вечный покой. Я обнищал, чтобы обогатить тебя. Я плакал, страдал, скорбел и тужил, чтобы подать тебе истинное утешение, радость и веселие; иди за Мною! Я был оскорбляем, поруган и обесчещен, чтобы тебя, обесчещенное Мое создание, почтить и прославить; иди за Мною! Я был связан, чтобы тебя разрешить от уз греховных. Я, Судия живых и мертвых, был судим и осужден, чтобы избавить тебя от Вечного Суда; иди за Мною! Я был приравнен к беззаконникам, чтобы тебя оправдать. Я вкусил смерть, смерть крестную, чтобы тебя. Мое создание, оживить; иди за Мною! Я воскрес из мертвых, чтобы ты воскрес душою и телом. Я вознесся на Небо, чтобы и ты вознесся. Я сел одесную Бога Отца, чтобы и ты прославился; иди за Мною! Я во всем уподобился тебе, кроме греха, чтобы и ты стал подобным Мне; иди за Мною! Я пришел к тебе, чтобы привлечь тебя к Себе, отпавшее, но любимое Мое создание; иди за Мною! Видишь, человек, любовь Мою к тебе! Видишь и Промысл Мой о тебе! За это ничего не требую от тебя, кроме того, чтобы ты был благодарен и шел за Мною и таким образом получил спасение и вечную славу. Иди за Мною, алчущим и жаждущим твоего спасения, и Я дам тебе спасение Мое. Возлюби Мою нищету, и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение, и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение, и будешь истинно покоен и мирен. Отрекись от себя, и будешь истинно обладать собою. Оставь утешения плоти и мира, и будешь иметь истинное утешение. Оставь тленное богатство, и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу земную, и будешь иметь небесную. Иди за Мною! И приведу тебя в Мое Вечное Царство, к Вечному и Небесному Моему Отцу; "никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6).
Итак, слушай, грешная душа, и будь внимательна к голосу Иисуса, любящего тебя и искупившего тебя, и иди за Ним!.. Блудник, прелюбодей и любитель нечистоты! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Злобный мститель и убийца! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Вор, разбойник, грабитель и лихоимец! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Укоряющий, оскорбляющий, клеветник и злоречивый! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Лгун, обманщик, лицемер и всякий грешник, живущий нераскаянно! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Святитель Тихон Задонский (113, 560).

Цель нашего говения - приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Таин, к принятию Самого Господа, Который говорит: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 56). Так как Господь пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Таин у нас предшествует очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния.
Кто чист, с тем уже несомненно соединится Христос Спаситель: Он любообщителен. Сам ищет общения с нами и если не соединяется, причина этому - наша нечистота. Стало быть, главное наше дело - очищение совести и получение прощения в Таинстве Покаяния. Вот на это и обратим теперь всю свою заботу и попечение.
Очистится в совести и получит прощение тот, кто покается как должно. Спрашивается теперь: кто же кается как должно?.. Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренне; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их; сокрушившись же и оплакав, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога своими грехами, а наконец с этим намерением смиренно исповедует все свои грехи перед духовником, чтобы получить разрешение их и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими.
Итак, позаботьтесь познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи - значит сказать, что такой-то и такой грех совершен нами; а сознаться в них - значит осудить себя в них, сказать: "виноват", не допуская никаких оправданий и извинений. "Согрешил", "виноват" - эти два слова надо произнести прежде всего, и произнести искренне.
Посмотрите же, в чем и как согрешили вы. Не думаю, чтобы это было трудно. Заповеди известны, и совесть есть. Заповедь укажет, что следовало нам делать, а совесть засвидетельствует, сделано ли это нами или нет. Для этого повтори заповеди Девятословия и заповеди о блаженствах и посмотри, какая заповедь нарушена и каких добродетелей недостает в сердце. Как в чистом зеркале, когда в него смотрят незасоренными глазами, видны и малые крапинки на лице, так обнаружатся все наши проступки и грехи в словах, делах и помышлениях, когда заставим свою совесть смотреться в зеркало заповедей Божиих, указанных в слове Божием.
Останется только приложить к этому осуждение себя, сознание своей виновности, и это придет, когда отвергнем всякое оправдание - ни обстоятельствами жизни, ни родом служения и условием отношений, ни увлечениями, ни неведением - словом, ничем, а сделаем так, чтобы, коль скоро замечен грех, искренне говорить: "Виноват, безответно виноват".
Осознав грехи, надо оплакать их, сокрушаться о том, что они сделаны. Кто искренне сказал: "виноват", тому недалеко до того, чтобы сказать: "Зачем же я все это наделал?", пожалеть о том, устыдить себя, поболеть перед Господом, устрашиться Суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих! Недалеко до этого, однако и это требует труда над собой, самоуправления и самопринуждения, ибо есть окаменение сердца, при котором, и сознавая грехи, и не имея, чем оправдаться в них, говорят: "Ну и что же такого?" Вспомни, сколько раз говорил ты: "не буду", "не буду" - и все грешил, и еще больше и упорней, чем прежде. Вспомни, что никто тебя не принуждал, сам по своему злому нраву грешил и оскорблял в лицо Бога, Который все видит; и руку Его, которою Он останавливал тебя, ты отталкивал. Вспомни смерть. Суд, ад; вспомни и все прочее, чем надеешься сокрушить свое упорное сердце. Всячески тревожь его, пробуждай и приводи в движение. К этим размышлениям приложи молитву к Господу, чтобы Владыка всяческих дал тебе возобладать над своим сердцем. Что за покаяние, в котором нет печали, сокрушения!
Вслед за болезнью сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими более Господа и не губить себя. А за этим последует исповедание грехов, самое искреннее, и разрешение их, самое действенное. И совершится Покаяние, воистину спасительное.
А то, что пользы, если без чувств, со скукой или рассеянностью будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем проводить в полусне и бездействии; затем холодно проговорим на духу "грешен" про грехи, о которых спросят, не имея и помышления о том, что главной нашей целью должно быть совершенное исправление жизни... Что пользы? Это значило бы исполнить обычай говения, а не говеть во спасение.
"Итак, смотрите, поступайте осторожно" (Еф. 5, 15), особенно в эти дни, когда враг, искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божией средства к очищению от грехов и тем продолжить свое владычество над нами (113, 548).

Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения Домостроительства нашего спасения был послан святой Иоанн Предтеча - приготовить людей к принятию Его (Мк. 1, 4). Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: "покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Покаяние и вера - друг к другу препровождают взыскавшего спасение. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неподкупным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно следует за Ним путем заповедей Его. Вера, таким образом, порождается покаянием и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива покаянием. Без покаяния она, будто деревце без живительного тока, остается вялой и нежизнеспособной (107, 8-9).

"Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" (Мф. 10, 26).. Следовательно, как ни прячемся мы теперь со своими грехами, пользы от этого нам никакой нет. Придет срок - а далеко ли он? - и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил - иди и открой грех твоему духовному отцу. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открытым и узнанным. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтобы было чему обнаружиться в свое время на обличение тебя. Все это нам наперед открыл Бог, чтобы мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и Страшный Суд над нами, грешными (107, 176).

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа" (Деян. 3, 19-20). Так говорил святой апостол Петр распявшим Господа иудеям, утешая их, что они сделали это по неведению. Мы же не по неведению распинаем в себе вторично Господа грехами своими, но многомилостивый и нас принимает, когда каемся и обращаемся к Нему от всего своего сердца. Это и сделали мы в Великий пост. Каждый приходил к Господу в слезах покаяния о грехах своих, и чем искреннее это делал, тем сильнее ощущал отраду помилования, исходящего от лица Господа, через руки и разрешительное слово иерея Божия. Теперь что нам остается делать? Беречься от новых падений, чтобы опять не впасть в вину распинания Господа. Апостол говорит, что Господа Иисуса Небо приняло только "до времен совершения всего" (Деян. 3, 21). Потом Он опять придет и сотворит Суд. Какими глазами воззрят на Него те, кто Его распинал? А ведь и нам придется стоять в ряду их, если перестанем приносить плоды покаяния и возвратимся на старое. Епископ Феофан Затворник (107, 108-109).

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще (108, 97).

Оттого окончательно гибнут христиане вечной смертью, что во все время земной жизни занимаются одним нарушением обетов Крещения... оттого, что не удостаивают ни малейшим вниманием Слово Божие, возвещающее им о покаянии (108, 101).

Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать Крещению во Христа, а после Крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа (108, 101).

Когда человек осознает грехи свои, решится на искреннее покаяние и исправление, то Бог решает суд Свой с человеком следующим образом: "Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю" (Ис. 1, 18) (108, 103).

(Господь. - Ред.) ожидает твоего покаяния и вместе предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или гибели твоей (108, 103).

Не устремись безрассудно, не рассмотрев тщательно риз твоих, в ветхом, смрадном рубище, на брак к Сыну Божию, на соединение с Ним (108, 105).

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы (108, 233).

Покаяние, сокрушение духа, плач - суть признаки... правильности молитвенного подвига, отсутствие их - признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести, или бесплодия (108, 233-234).

Воспоминание о смерти - дар Божий, говорят отцы. Он дается исполнителю заповедей Христовых, чтобы усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения (108, 385).

Страшно не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: "Ибо Я пришел призвать не праведников,- говорит Он,- но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13) (108, 412).

Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим и во врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей, следовательно, спасение предоставлено... всем при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию (108, 506).

Верующий во Христа, если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием (108, 506).

Чтобы последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием. В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь (109, 74).

Не наследовал я покаяния, потому что не вижу греха моего. Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом и позволяющий себе вкушения его - хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца (109, 122).

Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы в единое делание (109, 155).

Дело покаяния совершается при посредстве следующих трех добродетелей: очищения помыслов, непрестанной молитвы и терпения встречающихся скорбей (109, 156).

Делание покаяния и молитва - одно, но оно совмещает в себе два различных вида добродетелей (109, 157).

Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог (109, 161).

Печаль мысли о грехах есть чистый дар Божий; носящий ее в груди своей с должным хранением и благоговением носит святыню. Она заменяет собою все телесные подвиги при недостатке сил для совершения их (109, 162).

Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся (109, 163).

Если благоугодно Богу оставить подвижника при молитве покаяния, то да останется он при ней, да не ищет высшего состояния... в твердом убеждении, что оно не приобретается человеческими усилиями - даруется Богом. Пребывание в покаянии - залог спасения. Будем довольны этим состоянием, не будем искать состояния высшего (109, 258).

Покаяние есть возобновление, возвращение состояния, произведенного Крещением (109, 386).

Терпение скорбей с благодарением Бога, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния (109, 398).

Христос непременно явит Себя в нас, если мы истинным покаянием докажем решительное произволение, чтобы Он обитал в нас (109, 401).

Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры (110, 12).

Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, стучащему в них (110, 112).

Только один из (смертных. - Ред.) грехов - самоубийство не подлежит врачеванию покаянием; но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной к вечному блаженству, пока она не очистит себя удовлетворительным покаянием (110, 163-164).

Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа, оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния во Христе; оно необходимо для живой веры во Христа (111, 10).

От жизни по Евангелию в человеке является, как бы естественно, заповеданное Евангелием покаяние (111, 10).

Погиб человек по свободному произволению и спастись предоставляется ему по свободному произволению. Покайтесь и веруйте (111, 11).

Если пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность (111, 20).

Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет как орудие для достижения такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением (111, 29).

Со стороны человека для успешного и плодовитого покаяния необходимо: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом еще издали видит Бог: видит и уже спешит ему навстречу (111, 37).

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет Божий - и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами (111, 44-45).

Покаяние - всемогуще, как установление всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против покаяния, оно - дар нашему человеческому естеству; оно - остаток нашей первобытной непорочности, как сознание этой непорочности и сетование о потере ее; оно - воззвание Крещения (111, 49).

Мы спасаемся от гнева (Божия) покаянием, которое исправляет все проступки наши, поддерживает нас во все время нашего земного странствования, извлекает нас из всякой греховной пропасти, как бы ни была она глубока (111, 65).

Если приступишь к Таинству Покаяния с небрежением, с лукавством, со скрытностью, то совершишь начинание сатанинское, надругаешься над Всемогущим и Всевидящим Богом (111, 66).

Пока поприще земной жизни не прекращено для человека, покаяние, а следовательно, и спасение, для него вполне возможно (111, 332).

Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином (111, 378).

Тонкое разбирательство своих грехов не идет человеку, ведущему светскую жизнь; оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение (111, 440).

Нужно черное покрывало (тонкое разбирательство грехов своих) для иноков, чтобы закрывать ими лучи благодати, сияющие из их ума и сердца, нужно это черное покрывало для иноков, уже преуспевших, которых зрение своей греховности не может привести к безнадежности, а приводит только в смирение (111, 440).

Оправдание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многословии, оправдание, всегда принимаемое Богом,- покаяние (111, 494).

Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное (111, 528).

Тщетны, бесплодны, часто вредны для души и самые возвышенные подвиги, когда они не растворены чувством покаяния (111, 528).

Вся христианская жизнь на земле есть не что иное, как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственной покаянию (112, 126).

Христос пришел призвать нас на покаяние (112, 126).

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, пока человек не уврачует себя покаянием (112, 352).

Молитва краткая... и безыскусная... способна выразить чувства раскаяния и самоосуждения, когда наполнится ими сердце (112, 407-408).

Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен... обнажи перед Ним твою язву... прося прощения, исцеления, и получишь их (112, 411).

Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие (112, 412).

Я усвоился Богу Святым Крещением, на Таинстве Крещения зиждется Таинство Покаяния, покаянием возвращается усвоение Богу... утрачиваемое... жизнью в области падшего естества (112, 429).

Покаяние есть подвиг, есть жизнь, преподанная и заповеданная Богом всему человечеству без исключения (112, 430).

Человечество само собой не могло бы прибегнуть к покаянию; оно призвано и призывается к нему бесконечной Благостью Божией (112, 430).

Всеблагим и Премудрым Богом дана человеку естественная способность к покаянию, эта естественная способность возбуждается Богом и, вступив в повиновение Богу, осеняется Божественной благодатью; естественное действие претворяется в благодатное, и "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8, 26) (112, 438).

Только при посредстве покаяния можно принять Евангелие, усвоиться Евангелию (112, 439).

Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией; воскресение из греховной смерти есть действие единой воли Божией (112, 439-440).

Благодать Божия, осеняя кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие (112, 440).

Срок покаяния каждому кающемуся назначается Богом по всесвятому, неведомому суду Его (112, 441).

Необходимы для вступления в подвиг истинного покаяния отречение от мира и отречение от себя, от своих похотений и пристрастий. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 460).

Два монаха оставили пустыню и женились. Через некоторое время они сказали друг другу: "Какую выгоду получили мы от того, что отвергли ангельский образ и поверглись в эту нечистоту, после которой должны наследовать огонь вечный и вечную муку? Возвратимся в пустыню и принесем покаяние". Придя в пустыню, они просили отцов, чтобы те приняли исповедание их и покаяние. Отцы оставили их в затворе на год и подавали каждому понемногу хлеба и воды. По внешнему виду оба монаха были подобны друг другу. Когда окончился срок покаяния, они вышли из затвора. Один был бледен и очень печален; другой - светел и весел. Отцы, увидев это, удивились, потому что оба брата получали равные пищу и питие. Они спросили того, который был изможден и печален: "Какие помышления были у тебя в затворе?" Он отвечал: "Я представлял себе адские муки, которым я должен подвергнуться за сделанное мною зло, и от ужаса "кости мои прильпнули к плоти моей" (Пс. 101, 6). Спросили они у другого: "Что ты помышлял в келлии твоей?" Он отвечал: "Посылал благодарение Богу за то, что Он извлек меня из нечистоты мира сего и из мук будущего века и призвал меня к этой ангельской жизни. Непрестанно вспоминая о Боге моем, я радовался". И сказали Отцы: "Пред Богом равно покаяние обоих". Отечник (82, 478-479).

Однажды преподобный Нифонт увидел двух Ангелов, которые несли душу человека на Небо, не позволяя истязать ее на воздушных мытарствах. Бесы, воздушные мытари, начали кричать: "Это душа наша, она до смерти только одно зло делала, и нет греха, которого бы она не сотворила; она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом. А кто умер рабом греха, тот наш". - "Подлинно, человек этот был грешником,- отвечал Ангел Хранитель,- но когда стал болеть, со слезами исповедал Богу свои грехи и с воздетыми руками просил о помиловании". Но бесы не успокоились и снова возопили: "Уж если этот человек мог быть помилован, то значит спасется и весь мир и мы напрасно трудимся?" - "Да,- отвечали Ангелы,- все грешники, исповедавшие свои грехи смиренно и со слезами, получат от Бога прощение, а умирающим без покаяния - Бог Судия". И с этими словами отошла ко вратам небесным и спасена была душа та. Пролог в поучениях (81, 323-324).

Один воин спросил старца: "Принимает ли Бог раскаяние?" Старец ответил: "Если у тебя порвется плащ, выбросишь ли ты его?" Воин говорит: "Нет! Я его зашью". - "Если ты так щадишь свою одежду, то не пощадит ли Бог Свое творение?" Древний Патерик (73, 35).

предыдущий материал оглавление продолжение...



Hosted by uCoz