ПРЕЛЕСТЬ ДУХОВНАЯ
Если кто говорит: "Богат я (духом), довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно", то он не христианин, а сосуд прелести диавола. Преподобный Макарий Египетский (33, 129).
Надо знать, что прелесть имеет три главные причины - гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости - суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов - преуспеяние, наказательного попущения - греховная жизнь. Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть наказательную - предание сатане за грех - часто Бог попускает своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения, предаются на мучительство бесов. Надо знать, что и через прель щенных дух гордого самомнения иногда дает предсказания. Преподобный Григорий Синаит (70, 233).
Истинные подвижники-христиане постятся, чтобы смирить свою плоть; совершают бдения, чтобы изощрять умное око... связывают язык молчанием и уединяются, чтобы избежать малейших поводов к оскорблению Всесвятого Бога. Они творят молитвы, выстаивают церковные службы и совершают иные дела благочестия для того, чтобы внимание их не отходило от вещей небесных. Читают о жизни и страданиях Господа нашего, чтобы лучше познать свою собственную худость и благосердную благость Божию; чтобы научиться и решиться последовать Господу Иисусу Христу с самоотвержением и крестом на плечах своих и чтобы более и более возгревать в себе любовь к Богу и незлобие. Но, с другой стороны, эти же добродетели тем, которые в них полагают всю основу своей жизни и своего упования, могут причинить больший вред, нежели их явные недостатки. Сами по себе добродетели благочестны и святы, но некоторые пользуются ими, не как должно. Внимая только этим добродетелям, внешне совершаемым, они оставляют свое сердце следовать собственной воле и воле диавола, который, видя, что они сошли с правого пути, не только не мешает им подвизаться в этих телесных подвигах, но и укрепляет их в их суетных помыслах. Испытывая при этом некоторые духовные состояния и утешения, эти подвижники считают, что возвысились уже до состояния чинов ангельских, и чувствуют в себе как бы присутствие Самого Бога. Иной же раз, углубившись в созерцание каких-либо отвлеченных, не земных вещей, воображают, что совсем выступили из области мира сего и восхищены до третьего неба... Они находятся в великой опасности. Имея внутреннее око, то есть ум свой, помраченным, они смотрят им и на самих себя и смотрят неверно. Считая внешние свои дела благочестия весьма достойными, они думают, что уже достигли совершенства и, возгордевшись от этого, начинают осуждать других. После этого уже нет возможности, чтобы кто-либо из людей обратил таковых, кроме особого Божия воздействия. Удобнее обратиться на добро грешник явный, нежели укрывшийся покровом видимых добродетелей. Преподобный Никодим Святогорец (64, 13).
Святые отцы предостерегают от прелести всякого, упражняющегося в какой бы то ни было добродетели. Источник прелести, как и всякого зла, диавол, а не сама добродетель (108, 222).
Всякий человек более или менее склонен к прелести, потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое (108, 224).
Святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о случающейся безуспешности молитвенного подвига и о плевелах прелести, возникающих из него, приписывает причину и безуспешности и прелести несохранению правильности и постепенности в подвиге (108, 226).
Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение - .добродетель прямо противоположная гордости - служит верным предостережением и предохранением от прелести (108, 228).
Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех людей без исключения, произведенное падением праотцев наших (108, 230).
Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести (108.230).
Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину (108.231).
Наши праотцы прельстились, то есть признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиной истины, неисцелимо повредили себя смертоносным грехом... (108, 231).
Верный слову Божию.., действуя под руководством Евангелия против собственного обольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов.., мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... (108, 232).
Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы (108,233).
Покаяние, сокрушение духа, плач - признаки... правильности молитвенного подвига, отсутствие их - признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия (108, 233-234).
"Мнение" составляется из ложных понятий и ложных ощущений, по этому своему свойству оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи диавола (108, 247-248).
Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию в зараженных "мнением", они уничтожили эту способность, принеся на алтарь лжи самые начала деятельности человека и его спасения... (108, 248).
Одержимые "мнением" по большей части преданы сладострастию, несмотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном православном подвижничестве... (108, 253).
Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение Иисусовой молитвой и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением... (108, 257).
Все частные виды самообольщения и обольщения бесами... происходят или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца (108, 257).
Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий... таково и последствие беспорядочного упражнения в молитве. Неизбежное, естественное последствие такого упражнения - прелесть (108, 266).
В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно произойти из него (109,203).
Прелесть... так на монашеском языке называется самообольщение, соединенное с бесовским обольщением, бывает непременным следствием преждевременного удаления в глубокое уединение или особенного подвига в келейном уединении (112, 66-69).
Род прелести, основанный на высокоумии, называющийся святыми Отцами "мнением", заключается в том, что подвижник принимает ложные понятия о духовных предметах и о себе, считая их истинными (112, 68-69).
Те старцы, которые принимают на себя роль... древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании - ложные... они - результат самообольщения а бесовской прелести. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 72).
Был в дни преподобного игумена
Никона один брат по имени Никита.
Этот инок, желая, чтобы его славили
люди, замыслил великое дело не ради
Бога и начал проситься у игумена
уйти в затвор. Игумен говорил ему:
"Сын мой Тебе нет пользы сидеть
праздно: ты еще молод. Лучше тебе
оставаться среди братий: служа им,
ты не лишишься воздаяния. Ты сам
видел, как бесы прельстили святого
Исаакия, нашего брата". Никита же
отвечал: "Никогда не прельщусь,
как он. Прошу же у Господа Бога,
чтобы и мне подал Он дар
чудотворения". Никон в ответ ему
сказал: "Выше сил прошение твое.
Берегись, браг мой, чтобы,
вознесшись, не упасть". Но Никита
никак не хотел внять тому, что
говорил ему игумен, и, как захотел,
так и сделал: заложил свои двери и
никогда не выходил. Прошло
несколько дней. Во время своего
пения, услышал Никита голос
молящегося с ним и ощутил запах
несказанного благоухания. И этим
прельстился он, говоря себе:
"Если бы это был не ангел, то не
молился бы со мною, и не было бы
здесь благоухания Духа Святого".
И он стал прилежно молиться, говоря:
"Господи! явись мне так, чтобы я
мог видеть Тебя". Тогда был к нему
голос: "Не явлюсь: ты еще молод,
вознесшись, не упади". Затворник
же со слезами говорил: "Нет, не
прельщусь я. Господи! Игумен мой
научил: меня не внимать обольщениям
диавола. Все же, что Ты повелишь мне,
я исполню". Тогда диавол принял
власть над ним и сказал:
"Невозможно человеку в теле
видеть меня. Но вот я посылаю ангела
моего: он пребудет с тобой, и ты
станешь исполнять его волю". И
тотчас стал перед ним бес в образе
ангела. Поклонился ему инок, как
ангелу, и сказал ему бес: "Ты не
молись, а только читай книги, и так
будешь беседовать с Богом и из книг
станешь подавать полезное слово
приходящим к тебе. Я же постоянно
буду молить о твоем спасении Творца
своего". Прельстился Никита и
перестал молиться, а прилежно
занимался чтением и поучал
приходящих к нему; видя же беса,
постоянно молящегося о нем,
радовался ему, как ангелу,
творящему за него молитву. С
приходившими к нему Никита
беседовал о пользе души и начал
пророчествовать.
И пошла о нем слава великая, и все
дивились, как сбывались его слова.
Посылает однажды Никита к князю
Изяславу сказать ему: "Нынче убит
Глеб Святославич в Заволчьи. Скорее
пошли сына своего Святополка на
престол в Новгород". Как он
сказал, так и было,- через несколько
дней пришла весть о смерти Глеба. И
с тех пор прослыл затворник
пророком и стали слушаться его
князья и бояре. Но бес не знал
будущего, а что сам сделал, или чему
научил злых людей - убить ли,
украсть ли - то и возвещал. Когда
приходили к затворнику, чтобы
услышать от него советы или слово
утешения,- бес, мнимый ангел,
рассказывал, что случилось из-за
него самого, и Никита
пророчествовал. И всегда сбывалось
пророчество его. Никто также не мог
состязаться с Никитой в знании книг
Ветхого Завета,- он его весь
наизусть знал: книги Бытия, Исход,
Левит, Чисел, Судей, Царств и все
пророчества. Вообще все книги
еврейские знал на память. Евангелия
же и Апостола, преданных нам в
благодати для нашего утверждения и
исправления, он не хотел ни видеть,
ни слышать, ни читать и другим не
позволял беседовать с собою о них. И
из этого все поняли, что он
прельщен.
Не могли стерпеть этого
преподобные отцы... И все они пришли
к прельщенному, помолились Богу и
отогнали беса от затворника, и
после того он не видел его более.
Потом вывели его из пещеры и
спрашивали о Ветхом Завете, чтобы
услышать от него что-нибудь. Никита
же клялся, что никогда не читал книг
Ветхого Завета, которые прежде знал
наизусть, а теперь не помнил из них
ни единого слова. После изгнания
беса он был в таком состоянии, что
почти разучился говорить, так что
блаженные отцы едва научили его
грамоте.
С тех пор предал себя Никита
воздержанию, и послушанию, и
чистому, смиренному житию; так что
всех превзошел в добродетели, и
впоследствии был поставлен
епископом в Новгороде.
Киево-Печерский Патерик (86, 82-85).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |