ПРИЧАЩЕНИЕ
Причащение недостойное
Те, которые причащаются Божественных Таин недостойно, пусть не думают, что через них так просто соединяются с Богом, потому что этого не бывает с ними и быть не может никогда, пока они таковы. Одни те, которые через Причащение Божественной Плоти Господней удостаиваются зреть умным оком, осязать умным осязанием, вкусить умными устами невидимое, неосязаемое и невкусимое Божество,- только они знают, как благ Господь. Они не только хлеб и вино вкушают, но в то же самое время мысленно вкушают и пьют Бога двоякими чувствами - души и тела: вкушают чувственно Плоть, духовно же - Бога и соединяются таким образом телесно и духовно со Христом, Который двойственен по естествам как Бог и Человек, и становятся сотелесными с Ним и сообщниками Славы Его и Божества. Этим-то образом соединяются с Богом причащающиеся достойно - вкушающие от Хлеба и пьющие от Чаши с сознанием и созерцанием силы Таинства и с чувством душевньм. А те, которые причащаются недостойно, бывают пусты от благодати Святого Духа и питают только тело свое, а не души (60, 341).
Хлеб этот для тех, которые не возвысились над чувственным, является простым хлебом, хотя таинственно он есть свет невместимый и неприступный. И вино таинственно есть свет, жизнь, огонь, вода живая. Итак, когда вкушаешь ты этот Божественный Хлеб и пьешь это Вино Радования, а между тем не ощущаешь, что зажил жизнью бессмертной, восприняв в себя светоносную и огненную силу, как пророк Исаия принял в уста уголь горящий, если не ощущаешь в себе, что испил Кровь Господню, как воду живую, то как можешь думать, что приобщился Жизни Вечной, приступил к неприступному Свету Божества, стал причастником вечного Света? Нет, брат мой, нет; ничего такого не совершается с тобою, так как ты не чувствуешь в себе ничего подобного. Но Свет этот светит на тебя, а ты слеп и не просвещаешься. И огонь излучает на тебя тепло, а ты остаешься холодным. И жизнь вошла в тебя, а ты не чувствуешь и пребываешь мертвым. И вода живая протекла по душе твоей, как по желобу, но не осталась в тебе, потому что не нашла в тебе достойного себе вместилища, чтобы вселиться внутрь тебя. Поэтому если ты причащаешься Пречистых Таин, но не ощущаешь какой-либо благодати в своей душе, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь. Ибо те, которые достойно приступают к этим Таинствам и должным образом приготовляются к принятию в них Сына Божия - этого Хлеба Жизни, сходящего с Неба, к тем Он прикасается ощутимо и с теми соединяется, давая осязательно испытывать Свое благодатное присутствие. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 342).
Этот дар сочетает и соединяет нас с Богом. Если так, то где же у нас это соединение? Побеждаясь страстями, гневом, завистью, человекоугодием, тщеславием, ненавистью, мы далеко отстоим от Бога (82, 136).
Горе мне! Горе мне! Не прекращая увлекаться в общение с врагами Божиими, как я могу иметь общение с Богом? Из этого следует, что я причащаюсь в суд и в обличение себе. Перед преподанием Даров возглашаются слова: "Святая святым!" (то значит: приглашаются к Святым Тайнам святые люди. Если я свят, то кто же приводит во мне грех в действие? Преподобный авва Исаия (82, 148-149).
Падающие и не осмеливающиеся приступить к Священным Тайнам - сознательны и скоро могут достигнуть того, чтобы не грешить. А согрешающие и осмеливающиеся "нечистыми руками" прикасаться Пречистых Таин... достойны бесчисленных наказаний. Ибо, по неложному слову Павлову, делают они себя виновными против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11, 27). Поэтому к первым не с такой силой приступает диавол, зная, что хотя они и падают, но, сознавая это, хранят уважение к Божественному. А на последних, которые грешат и не сознают того или, хотя и сознают, но пренебрегают тем и осмеливаются касаться Священных Таин, диавол нападает всеми силами, справедливо считая это признаком совершенного бесчувствия и развращения. Так поступил он и с предателем. Ибо вошел в него не потому, что пренебрег... Кровию Владыки, но потому, что из лукавства Иуды заключил о его уже неисцелимой болезни. Поскольку Иуда замышляет предать, но не отказывается от Приобщения, то диавол увлекает его. А если бы увидел его сохраняющим благоговение к Божественному Таинству и воздержавшимся от него, то, может быть, миновал бы Иуду как еще трезвенного. Но поскольку увидел, что он омрачен корыстью, что уже нет в нем правого помысла, но выходит он из себя от ненасытности, а сверх того осмелился коснуться того, чего в таком состоянии и касаться не надлежало, то, познав это бесчувство, всецело вошел в него. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 359).
Некогда Иуда-предатель, недостойно приняв Хлеб от Христа, съел его как часть обыкновенного хлеба. И потому сатана вошел в него тотчас и сделал его бесстыдным предателем Христа-учителя (своего), воспользовавшись им, как слугою и рабом, и исполнителем своей воли. Так случается по неведению с теми, которые недостойно, дерзко и самонадеянно прикасаются к Божественным Тайнам (59, 230).
Если же прежде... чем покажешь должное покаяние, дерзнешь ты причаститься Тела и Крови Христовых, то демоны, видя, как ты презрел Бога и причастился недостойно, все устремятся на тебя и, схватив тебя, немилостиво и бесчеловечно низринут тебя опять в ров прежнего непотребства. Тогда вместо христианина сделаешься ты христоубийцей и будешь осужден вместе с теми, которые распяли Христа (60, 278).
Горе (недостойно) причащающемуся,
потому что, причащаясь после
срамных дел, не очищенных покаянием
и епитимией, он все больше и больше
подпадает власти диавола, а наконец
и совсем ему подчиняется; и Бог
совершенно оставляет такого за его
недостоинство и нечистоту, и
особенно за его бесстыдство и
дерзость...
...Горе священнику, причащающему
его, что удостаивает Причастия
недостойного и преподает Пречистое
Тело и Честную Кровь Христа
Спасителя тому, кто недостоин даже
переступать порог храма Божия, с
кем запрещено вместе вкушать и
простую пищу всякому христианину...
Преподающий такому Тайны праведно
подлежит осуждению и за то, что этим
он человека, грешащего по уклонению
от правого помысла и по
легкомысленной небрежности, делает
совершенным врагом Богу. Священник
или духовный отец не должен
преподавать такому Тайны. Он должен
подвигнуть его на покаяние словами
кроткими и пробуждающими совесть,
помянув ему о тех страшных муках
адских, которые непременно будут
испытывать грешники. Должен
вразумить его и вести, как слепого,
и позаботиться о нем, как о вышедшем
из ума и страждущем от искушения и
диавольского насилия, и помолиться
Господу, чтобы отверз слух души его
и помог ему хоть немного прийти в
чувство и познать нечестие свое и
опять, через покаяние, возвратиться
в среду верных, потому что такой
есть неверный нечестивец (60, 280).
Следовало бы послушаться того, кто возбраняет им недостойное Причащение, и благодарить его, потому что он избавляет их от величайшей беды, больше которой нет и никогда не было, так как недостойно причащающиеся повинны бывают Крови Христа Господа, то есть будут осуждены вместе с Иудой и распинателями Господа (60, 282).
Если любящий грех и недостойно причащающийся Пречистых Таин Тела и Крови Спасителя не подвергается тотчас вразумительным мучениям, то никак не избежит вечных мучений, где червь неусыпающий и огонь неугасающий. Итак, если он не боится вечного огня и нестерпимых мук вместе с диаволом на веки веков, то пусть бесстрашно причащается. Если же боится, то лучше для него, воздержавшись некоторое время от Причащения Пречистых Таин, покаяться, поплакать перед Богом, потрудиться по силе своей над изменением состояния своего и пресечь свой злой греховный навык, и тогда уже причаститься без опасности Для своей души. Тогда освободит его сатана, который, живя в нем, насильственно подвигал его на развращение и всякую нечистоту (60, 283).
Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Таин, но очищает себя от всякой скверны, от чревоугодия, от злопамятства, от злых дел и постыдных слов, от бесчинного смеха, от скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутреннего движения и таким образом приемлет Царя Славы. Напротив, в тех, которые недостойно причащаются Пречистых Таин, стремительно врывается диавол и входит в сердце их, как случилось с Иудой, когда он причастился вечери Господней... (60, 440).
Если, по Божественному слову, вкушающие Плоть Господа и пиющие Кровь Его имеют Жизнь Вечную, а мы, когда причащаемся, не чувствуем, чтобы при этом было в нас что-либо сверх того, что бывает от обыкновенной пищи, и не сознаем, что получаем иную жизнь, то очевидно, что мы причащаемся только хлеба, а не Бога. Ибо если Христос есть Бог и Человек, то и Святая Плоть Его не есть только плоть, но Плоть и Бог нераздельно и неслиянно. И поскольку Плоть, то есть поскольку она явлена под видом хлеба, мы видим ее глазами, а Божество мы не видим, но созерцаем духовным взором (61, 55).
Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым Святые Отцы воспрещают приступать к Святому Причастию. Первый - оглашенные, как еще не крещеные. Второй - крещеные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для которой крещены: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные, которые, будучи таковыми, не чувствуют, что являются врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются. Третий - бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство. Четвертый - те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию, стоят вне церкви определенное время. И пятый - те, у которых не созрел еще плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной. Эти пять классов, очевидно, недостойны Святого Причастия. Достоин же Причастия Святых Таин, кто чист и не причастен грехам, о которых мы сказали. Но когда кто-либо из таковых достойных осквернится каким-либо осквернением, как это может случиться с человеком, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 284).
Духовная немощь и духовная смерть происходят от (недостойного) Причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощными верой, слабыми духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха и от этого смертоносного усыпления никак не пробуждаются для спасительных дел (53, 570).
Если бы мы считали себя недостойными принятия Таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание исправиться через покаяние, чтобы достойно приступить к ним. Тогда мы не наказывались бы Господом как недостойные - жестокими бичами немощей, чтобы, сокрушенные таким образом, стремились излечить наши раны, чтобы иначе, будучи признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, мы не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 570).
Как многие говорят теперь: "Желал бы я видеть лицо Христа, Его образ. Его одежду". Но ты видишь Его (в Евхаристии), прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенной любовью, все с горячим усердием и бодростью... Потому должно всегда бодрствовать, ибо не малое предлежит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Вспомни, как ты негодуешь на предателя и на тех, кто распял Христа. Берегись, чтобы и тебе не сделаться виновным против Тела и Крови Христовой. Они умертвили Всесвятое Тело, а ты принимаешь его нечистой душой после стольких благодеяний. Ибо недостаточно было для Него того, что Он сделался человеком, что Его били и распяли, но Он еще отдает Себя нам, и не только верою, но и действительно делает нас Своим Телом; как же чист должен быть тот, кто наслаждается этой Жертвой! Насколько чище всех солнечных лучей должна быть рука, раздробляющая эту Плоть, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый Страшной Кровию! Помысли, какой чести ты удостоен, какой наслаждаешься Трапезой! На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха из-за сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним Телом и одной Плотию со Христом. "Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?" (Пс. 105, 2). Какой пастырь питает овец собственным телом? Но что я говорю - пастырь! Часто матери отдают новорожденных младенцев кормилицам, но Христос не потерпел этого: Он питает нас собственной Кровию и через нее соединяет нас с Собою (113, 523).
Не столь опасно приступать к этому Таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит апостол Павел, попирают Христа, Кровь Завета не почитают за Святыню, а ругаются над благодатью Духа. Приступающий во грехах хуже бесноватого. Последний не наказывается, потому что он беснуется, а приступающий недостойно предается вечному мучению (41, 828).
Повинны мы в нечестии против Господа, когда без достаточной подготовки тела приступаем к соединению с Его Телом, которое Он дал нам для того, чтобы мы, соединившись с Ним, могли соединиться с духом Святым. Святитель Иоанн Златоуст (42, 932).
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мф. 7, 6),- говорит Христос. Ибо и в этом нужен правый суд. Господь не сказал неопределенно или без различия: давайте святое и жемчуг всем, но говорит: "Не давайте святыни псам", то есть творящим зло. Так говорит и апостол: "Берегитесь псов, берегитесь злых делателей" (Флп. 3, 2). ... Внемли же и ты, иерей, не давай недостойным Пречистого Тела, чтобы не подпасть тебе ответственности - не по законам гражданским, не по слову Владыки. Итак, не давайте святыни псам, не бросайте бисера вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас, произведя расколы и ереси. Святитель Афанасий Александрийский (115, 644).
Так как священники не знают всех грешников и людей, недостойно причащающихся Святых Таин, то Бог часто ... предает их сатане. Когда случаются болезни, когда наветы, когда скорби и несчастья, когда постигают тому подобные бедствия,- это происходит по такой причине. Святитель Иоанн Златоуст (45, 656).
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас" (Мф. 7, б). Эти слова имеют такой смысл. Божие слово свято и является самым драгоценным жемчугом. Псы же и свиньи - согрешающие не только в догматах, но и в жизни. Попрание - раздор и споры о них покушающихся извратить правоту догматов и оскорбляющих достойную жизнь. А растерзание - пренебрежение и поругание неправедно живущими носителей слова Божиего, подающих добрые советы. Господь поэтому и сказал: не бросайте слова, подобно чему-либо малоценному и легко приобретаемому, чтобы и Господа не оскорбить, и самим не подвергнуться осмеянию тех, которые не говорят и не живут в истине. Иные же, тоже близкие к правде, толкуют эти слова так, что Господь повелел не давать и священства недостойным и нечистым, чтобы не осквернили его. ...Если же скажут, что и согрешающим мирянам Господь повелевает не преподавать Божественных Таин,- не противоречь этому. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 643-644).
Когда священник священнодействует, совершив смертный грех, бывает ли действительным Таинство? Бывает, так как Таинство свое начало имеет от Христа, но только в этом случае самому священнику, как находящемуся во грехе, оно не сообщает никакой благодати: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем",- говорит апостол (1 Кор. 11, 29). Святитель Димитрий Ростовский (103, 86).
Христианина без веры быть не может, веры же - без любви, а любви - без добрых дел (1 Кор. 13, 1-8, 13). Иначе христианин остается ничем иным, как язычником, хотя исповедует имя Божие и Христово. Как же страшно такому приступать к Святой Тайне - всякий видит. От этого бывает, что многие христиане, причащающиеся Святой Тайны, изменяются не к лучшему, а к худшему, ослепляются еще больше; не просвещаются, а ожесточаются; не исправляются, а из греха в грех впадают, но греха своего не познают, и греха за грех не считают, и делают то, чего язычники не делают. Причина этому в том, что презирают Божию благодать, а потому и сами лишаются Божией благодати, и предает их Бог "превратному уму - делать непотребства" (Рим. 1, 28). Святитель Тихон Задонский (104, 1668).
Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении. Братия приступили к принятию Святых Таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании Святых Таин, И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства брати, приступающих к алтарю. Жизнь пустынных отцов (77, 105).
Ныне, о Владыко, среди живых я
пребываю, как мертвый, и среди
мертвых, как живой, я - несчастный
более всех людей, на земле живущих,
которых создал Ты, Боже мой. Ведь
быть мертвым среди живущих по Тебе
хуже, чем не получить бытия. Ибо
жить неразумной и скотоподобной
жизнью не ведущих Бога подобно
тому, что жить среди мертвых. В
самом деле, как не подобно? и как не
то же? хотя мне и кажется, что я знаю
Тебя, и верую в Тебя, и воспеваю и
призываю Тебя. Ибо только уста мои,
Слове, говорят то, чему научен я,
равно и гимны и молитвы я воспеваю
те, которые давно уже написаны
принявшими Духа Твоего Святого.
Между тем, говоря это и думая, что я
сделал нечто великое, я не чувствую
и не понимаю того, что как дети,
учась, часто не сознают силы
речений, так и я, проводя время в
молитвах, чтении псалмов и
составлении гимнов и воспевая Тебя,
единого благоутробного Владыку, не
воспринимаю чувством Твоей славы и
света. И подобно тому как еретики,
многому научившись, мнят, что
познали и знают Тебя, мнят,
несчастнейшие, что и видят Тебя,
Боже мой, так и я, произнося много
молитв и псалмопений одним языком
своим, положим же, что и сердцем, на
основании этого полагаю, что
обладаю высшей степенью веры,
думаю, что воспринял всякое
познание истины и ни в чем более не
нуждаюсь. На основании того же я
заключаю, что вижу Тебя, Свет мира.
Спаситель, и говорю, что имею Тебя, и
Ты сопребываешь со мною. Воображая,
что приобщаюсь Твоей Божественной
природе, я против себя же
подыскиваю выдержки и речения. Так,
отыскав из Писания, я привожу
следующее свидетельство: Господь
сказал, что ядущие Его Плоть и
пиющие Его Кровь в Нем пребывают,
равно и Он Сам, Владыка, в них
обитает (Ин. 6, 56). Итак, говоря это, я
утверждаю, что в удержимом виде
тела Неуловимый пребывает, как
уловимый и совершенно Невидимый,
как видимый и держимый. Но я,
несчастный, не понимаю того, что
только в тех, в которых Ты изволишь,
в чувственном, держимом и видимом
Ты, Создатель, пребываешь, как
чувственный, держимый и видимый. В
нечистых же, каков я, или, лучше
сказать, недостойных, Ты,
обоготворяя чувственное Твое Тело
и Кровь* и делая его совершенно
недержимым и неуловимым, неизменно
изменяешь его, вернее же, поистине
претворяешь в духовное и невидимое,
как некогда Ты вошел и вышел сквозь
затворенные двери (Ин. 20, 19-26) и в другой
раз сделался невидим на глазах
учеников во время преломления
хлеба (Лк. 24, 30-31). Так и ныне (в
Таинстве Евхаристии) хлеб Ты
соделываешь Телом Твоим духовным. А
я думаю, что, делаясь причастником
Твоей Плоти и приобщаясь Тебя, я
всегда удерживаю Тебя, хотел ли бы
Ты или не хотел, и воображаю, Христе
мой, что бываю как бы святым
наследником Божиим и Твоим
сонаследником и братом, и
причастником вечной славы. Итак, не
ясно ли отсюда, что я являюсь
совершенно бесчувственным и не
понимаю, очевидно, того, о чем пою и
что воспеваю, что говорю и о чем
всегда размышляю. Ибо если бы
вполне разумел, то знал бы, конечно,
и то, что Ты, Боже мой, для того
непреложно сделался человеком,
чтобы, восприняв меня, всего
обоготворить, а не для того, чтобы
Ты, как человек, пребывал в тучной
плоти и чтобы, будучи, как Бог, по
природе . совершенно недержимым,
нетленным и неуловимым. Ты держим
был в тлении. Если бы я знал, что
Тело Твое Божественное неуловимо, и
верил, что Кровь Твоя святая для
меня, недостойного, поистине
является огнем неприступным, то я
приобщился бы их со страхом и
трепетом, очищая себя слезами и
воздыханиями. Но я сижу ныне во
тьме, обольщенный неведением и
будучи одержим, несчастный,
совершенным бесчувствием.
Однако я прошу и умоляю Тебя,
припадая к Тебе и ища Твоей милости:
воззри на меня. Властитель мой, и
ныне, как некогда, покажи
благоутробие и сострадание Твое,
яви непамятозлобие на мне - мытаре,
или лучше - всеблудном, согрешившем
пред Тобою сверх всякой природы
разумных и бессловесных существ.
Ибо хотя и все беззакония соделал я
в жизни, но Тебя, Бога (Отца),
исповедую Творцом всего, Тебя, Сына
Божия, почитаю единосущным (Отцу),
рожденным от Него прежде всех
веков, в последние же времена - от
Святой Девы Богородицы Марии
рожденным, как младенца, и
соделавшимся человеком, ради меня
пострадавшим, распятым и
погребению преданным, в третий день
воскресшим из мертвых и восшедшим
во плоти туда, откуда Ты не
отлучался. Итак, за то, что я таким
образом верую и поклоняюсь Тебе, и
уповаю, что Ты, Христе, паки
приидешь судить всех и воздать
каждому по достоинству, пусть вера
вместо дел вменится мне. Боже мой;
не взыщи с меня дел, совершенно
оправдывающих меня, но вместо всего
пусть эта вера будет достаточной
для меня. Пусть она защитит, пусть
она оправдает меня и покажет
причастником вечной Твоей славы**.
Ибо верующий в Меня,- сказал Ты, о
Христе мой,- жив будет и не увидит
смерти вовеки (Ин. 11, 25-26). Итак, если
вера в Тебя спасает отчаянных, то
вот я верую,- спаси меня***, озарив
Твоим Божественным светом:
явившись. Ты просветишь, Вдадыко, во
тьме и сени смертной держимую душу
мою. Даруй мне умиление, как питие
Твое живительное, питие,
увеселяющее душевные и телесные
чувства мои, питие, всегда меня
радующее и подающее мне жизнь,
которой не лиши меня, Христе,
смиренного странника, все упования
на Тебя возложившего. Преподобный
Симеон Новый Богослов (59, 59-62)****.
* То есть обоготворяя только
евхаристический хлеб и вино, а не
причащающихся их.- Примеч.пер.
** Вышеприведенные слова, начиная
отсюда: "Пусть вера вместо дел
вменится мне" и пр. дословно
читаются в восьмой утренней
молитве (Многомилостиво и
всемилостиво Боже мой...) с
соблюдением замечательной
точности славянского перевода.- Примеч.
пер.
*** И эти дальнейшие слова мы
буквально читаем в той же молитве;
только они поставлены там выше
предыдущих. На основании этих
буквальных выдержек следует
заключить, что автором названной
прекрасной молитвы является или
непосредственно сам преп. Симеон
Новый Богослов, или она составлена
кем-либо из 9-го гимна. - Примеч.
пер.
**** Гимн 9. Кто живет, не ведая еще
Бога, тот есть мертвый среди
живущих в познании Бога; И кто
недостойно причащается Святых
Таин, для того неуловимо бывает
Божественное Тело и Кровь Христова.
Причащение не должно быть бесплодным
Страшному осуждению подлежит не только тот, кто недостойно, при нечистоте плоти и духа, причащается Тела и Крови Господа, но и тот справедливо осуждается и наказывается, кто причащается без плода и пользы. По двум причинам осуждается таковой за свое бесплодие. Первая - та, что это Таинство, столь спасительное и благотворное, он делает бесплодным и бесполезным в себе самом, не делая ничего доброго (будто в укор Таинству). Вторая - та, что причащается неблагодарно, так как потом не проявляет никакого благодарения Богу, через исполнение заповедей Его. Если Христос Господь не оставил ненаказанными тех, которые произносят праздное слово, не тем ли более осудит Он того, кто столь великое Таинство делает бесплодным (праздным) в себе самом? Кто причащается Тела и Крови Христовых в воспоминание Христа Господа, что Он умер и воскрес нашего ради спасения, тому надлежит не только быть чистым от всякой скверны плоти и духа, чтобы не вкушать Тела и не пить Крови Господа во осуждение себе, но должно еще делом показать, что действительно вспоминает Христа Господа, умершего и воскресшего за нас,- именно тем, чтобы явить себя мертвым греху, миру и себе и живым Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 422).
По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: "Ты видишь. Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего". После этого обратись к Небесному Отцу Господа нашего Иисуса Христа и нашему, в Тайнах этих вместе с Ним благоволением Своим в тебя нисшедшего, и к Духу Святому, благодатию Своею тебя побудившему и приготовившему к принятию Тела и Крови Господних и по принятии их теперь обильно тебя осеняющему. Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение... как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога... Придет, несомненно придет помощь и, сделав твои бессильные усилия всесильными, подаст тебе победу над тем, с чем борешься. Преподобный Никодим Святогорец (64, 213).
Христос дал нам в пищу Свою Святую Плоть, Самого Себя предложил в Жертву; какое же мы будем иметь оправдание, когда, принимая такую пищу, грешим; вкушая Агнца, делаемся волками? (41, 521).
Пусть язык, приобщившись Тела Господня, не произносит ничего неприятного. Святитель Иоанн Златоуст (46, 660).
Поэтому нужно и хотящему приступить ко Святому Причастию рассудить, кто и к чему приступает, и причастившемуся - чего причастился. И прежде Причащения нужно рассуждение о себе самом и великом Даре, и после Причащения нужно рассуждение и память о Небесном Даре. Прежде Причащения нужно сердечное покаяние, смирение, отложение злобы, гнева, прихотей плотских, примирение с ближним, твердое предложение и изволение нового и благочестивого жития во Христе Иисусе. После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и во осуждение было им Причащение. Святитель Тихон Задонский (104, 1667-1668).
Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как Царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: "осанна Сыну Давидову!" (Мф. 21, 9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ тем же языком кричал: "распни, распни Его!" (Лк. 23, 21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда, по принятии Святых Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви - забываем все: и свое благоговение, и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодия, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть и не кричим другому: "Распни!", сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи! Епископ Феофан Затворник (107, 92-93).
По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас - сосуд Божественного Таинства, каждый из вас - храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его (111, 77).
Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения - поддерживай усыновление, поддерживай единение. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 104).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |