ПОЧЕМУ ТЫ НЕ В ЦЕРКВИ?
|
Благословение Элладской Церкви | ||
Предисловие | ||
Глава 1. | ||
1.1. | Думал ли ты об этом серьезно? | |
1.2. | Посещение церкви - необходимость | |
Глава 2. ПОЛЬЗА | ||
2.1. | Быть в Церкви - быть человеком | |
2.2. | Источник общественного благоденствия | |
2.3. | Кладезь духовных благ | |
2.4. | Источник обновления сил | |
2.5. | Защита и Божие покровительство | |
2.6. | Заповедь Божия | |
2.7. | Наше предназначение | |
2.8. | Литургия - кратчайший путь наших молитв к Богу | |
Глава 3. ОТГОВОРКИ | ||
3.1. | Одежда | |
3.2. | Церковные служители | |
3.3. | Скорбь | |
3.4. | Житейская суета | |
3.5. | Радио и телевидение | |
3.6. | Экскурсии | |
3.7. | Охота | |
3.8. | Сон | |
Глава 4. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЦЕРКВИ | ||
4.1. | Приготовления | |
4.2. | Благоговение | |
4.3. | Без разговоров | |
4.4. | Без бормотания | |
4.5. | Когда можно сидеть | |
4.6. | Крестное знамение | |
4.7. | Порядок во время причастия | |
4.8. | Необходимость соблюдать молчание и порядок до конца службы | |
4.9. | Порядок целования икон | |
Глава 5. НЕ ОБРАЗ, А ПЛОТЬ И КРОВЬ | ||
5.1. | Божественная литургия | |
5.2. | Просфора | |
5.3. | Поминовение | |
5.4. | Свечи | |
5.5. | Ладан | |
Эпилог |
Мы не могли и подумать, что эта книга будет пользоваться таким спросом и по истечении нескольких лет нам придется приступить к десятому изданию тиражом в несколько тысяч экземпляров. Без рекламы и презентаций, а из рук в руки разошлась она повсюду. Прочитав эту книгу, каждый считал своим долгом посоветовать ее другим. Вот, что пишет директор гимназии Е. Тровас: "С большим вниманием и признательностью прочел Вашу книгу "Почему ты не в Церкви?" Я поздравляю Вас и благодарю за все разъяснения вопросов церковной жизни, которые Вы даете. Хорошо было бы, если бы эта книжка разошлась по христианским семьям". Журнал "Энория" пишет: "Книга эта небольшая, но содержательная. Она посвящена вопросам, связанным с посещением церкви и предназначена для широкого распространения среди верующих. В начале ее автор убедительно говорит о необходимости посещения церкви, о пользе, получаемой при этом. Затем приводит примеры самооправданий, которыми обычно сопровождаются все случаи пропуска воскресных богослужений, подробно рассматривает природу и последствия такого нерадения. Просто и ясно объясняет, как должно приготовить себя к посещению церкви, и завершает коротким, но глубоким разъяснением смысла священнодействия за Божественной литургией. Очевидные достоинства этой книги при осознании печального факта малочисленности людей воцерковленных обязывают нас к самому широкому ее распространению. Велика будет польза от этого для нашего народа и для Святой Церкви". А сколько людей, которые по разным причинам не ходили в церковь, но после прочтения ее стали постоянно посещать храм! Один православный христианин спросил как-то судовладельца с острова Парнис, ходит ли он в церковь. Тот ответил, что у него нет для этого свободного времени, да к тому же его мучают ревматические боли. Тогда он подарил ему эту книжечку. Через три дня судовладелец уже был в храме Пресвятой Троицы, где заказал молебен, и с тех пор регулярно ходит в храм. Мы уверены, что и двадцатое издание книги будет очень полезно. Хорошо, если бы она вошла в каждый дом. В этом можешь помочь и ты, читатель. Распространяй ее с усердием, терпением и настойчивостью и будешь иметь великую награду от Бога. Сделай, христианин, и ты то, что делают уже многие другие. Как подарок они преподносят книгу "Почему ты не в Церкви?" своим знакомым. Многие священники и старосты тоже дарят книгу каждой семье в своем приходе. И результаты не заставляют себя ждать. Храмы наполняются. Люди, не посещавшие церковь, начинают ходить туда всей семьей. Вот рассказ одного верующего: "Я купил четыреста пятьдесят книг "Почему ты не в Церкви?" и тайно послал священнику, чтобы он распространил их среди прихожан. После службы в воскресенье их раздавали, одна досталась и мне. Прошло некоторое время... Вы не можете себе представить моей радости, когда я вижу теперь нашу церковь, полную народа".
Архимандрит Харлампий Василопулос
Глава 2. ПОЛЬЗА
"Я хочу идти в храм, но не могу. Мне не в чем, – восклицает кое-кто, – как я могу пойти в таком старье"? Иными словами, если бы у тебя был бы красивый и модный наряд, ты бы пошла. Но в таком случае ты идешь не ради Бога, а ради своей одежды, чтобы щегольнуть ею. Но где же ты слышала, что в Евангелии Христос говорит о том, что нужно нарядиться в красивые и модные одежды, чтобы пойти в церковь? Не одежду увидит Христос, а твое расположение духа, твою готовность молиться и служить Ему. Какой бы старой ни была одежда, она не должна препятствовать тебе идти в храм. Тебя волнует, что скажут люди? Разберись, о чем ты заботишься перед дверями храма: о человеческом или о Божьем? Разве не видят тебя прихожане вне храма и не знают, есть у тебя наряды или нет? А еще рассуди так: если бы у тебя вообще не было хорошей одежды, ты смирилась бы и ходила, не обращая внимания на пересуды и замечания людей. Так же иди и к Богу и будешь и меть награду от Него. Есть и такие, кто не ходит в церковь, потому что им не нравятся священники, дьячки, чтецы, певцы и прихожане. Но, милый мой, для чего ты приходишь в церковь? Чтобы на людей посмотреть или Богу помолиться? Хороши или плохи другие – это не твое дело. Твоя задача видеть собственные грехи, чтобы получить прощение от Бога. А священников, друг мой, плохие они или хорошие, будет Судить Бог. Но даже если они и плохи, они – слуги Божий и совершители Таинств. Они поставлены Богом, чтобы подавать прощение, освящение и благословение. Если царь призывает тебя в чертоги , чтобы дать то, что ты хочешь, откажешься ли ты прийти только потому, что распорядитель дворца недостаточно хорош? Ты ходишь, любезнейший, не ради священника и не ради дьячка, а ради Христа, чтобы получить то, что даст тебе Бог через священника. Роза, держит ли ее рука невинного ребенка или преступная рука убийцы, источает тот же аромат. И благодать, которая преподается тебе добродетельным священником или недостойным, исходит прямо от Христа, Который и есть наш Тайноводитель. Еще говорят так: "Я потерял всякую надежду, нечего мне делать в церкви. Да и зачем я пойду туда после того, как потерял и ребенка, и жену"? И человек месяцы и годы не ходит в церковь. А куда же еще тебе пойти? Конечно, если бы тебя позвали на свадьбу или на торжество с танцами и застольем, у тебя было бы полное право отказаться. Но речь идет о том, чтобы ты пришел в дом Божий. Здесь вступишь в общение со своим Спасителем. Здесь получишь утешение. Здесь услышишь из Евангелия и проповеди, что близкий тебе человек не умер, но жив. Он сейчас в ином, лучшем мире. В храме ты можешь проявить попечение о родном тебе человеке, который уже перешел в жизнь вечную. Знаешь ли, какую помощь и облегчение сам получишь и его душе принесешь поминовением за Божественной литургией? Во время возгласа священника: "Твоя от Твоих", скажи: "Господи, упокой душу его"! Большое облегчение получит он от этого. "Откуда у меня свободное время? – восклицает домохозяйка. – Нужно и дом убрать и обед приготовить". Отлично! Во славу живота пренебрегаешь Церковью! Но кто же заставляет тебя бросить домашние дела? У хорошей хозяйки все готово еще накануне вечером. Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня. Тот же, кто понимает необходимость посещения церкви, не только с домашней работой справляется, но успевает сделать еще и множество других дел. Мужчины тоже вторят: "Кто же говорит, что церковь это плохо? Но когда заниматься своими делами?" Это они говорят, подразумевая отнюдь не первостепенные свои обязанности. На воскресенье оставляют все мелочи: переписку и походы по магазинам. На тот же день планируются путешествия, назначают встречи и, вообще, все, что не успели сделать за неделю. Дорогой мой! Неужели тебе недостаточно было целой недели, чтобы справиться с будничной рутиной? Запомни: деньги, заработанные в воскресенье, это огонь, который пожрет и остальные. Сколько хочешь работай, но даст тебе Бог столько, сколько посчитает нужным. Кроме того, воскресенье – это день Божий, который ты должен посвятить Ему. Самый главный твой труд в этот день – пойти в церковь, помолиться, услышать Слово Божие. И, конечно, всей семьей. Подчеркиваю: всей семьей. Ведь если дети не привыкнут к храму маленькими, они не зайдут в него и большими. В воскресенье следует позаботиться о своей душе. Разве человек не двусоставен? Разве нет у него кроме тела и души? И разве душа не больше? Разве не подобало бы большее число дней заботиться о душе и только один о теле? Но Бог шесть дней определил нам для нужд тела и только один для души. А мы и этим днем пренебрегаем! Как-то слышал я от священника такой рассказ: "Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи лир, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две лиры. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две лиры. Так он был милосерден! Получивший же шесть лир вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую лиру. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? – закончил свой рассказ священник. – Смерти! – закричали его слушатели. – И вы заслуживаете такого строгого наказания, – сказал он им. – Вы и есть тот самый неблагодарный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него". И в самом деле, в суете многие забывают о церкви. Воскресенье у них посвящено пустой трате времени и, к сожалению, грехам. Под страхом наказания трудится рабочий всю неделю, а в воскресенье пирует, безумствует в кофейнях и притонах. Прожигает время в кинотеатрах, театрах, на пляже. Такие христиане вместо того, чтобы святить воскресенье, сквернят его. Бог может повторить: "Субботы ваши ненавистны душе моей". Бедняги! Тот, кто не ходит в церковь, не может понять, какого сокровища он лишается! Предположим, что каждому, пришедшему в храм в воскресенье, священники бы давали по сто лир. Что скажете? Стали бы искать отговорки, чтобы не пойти? Уверен – нет. Не сомневаюсь, приходили бы еще на рассвете. Раньше священников! Никаких дел в воскресенье! Никаких поблажек! В 1884 году в Лондоне с визитом находился царь Николай [1]. Он хотел посетить в воскресное утро одну мастерскую, пользующуюся мировой славой. Послали к управляющему, чтобы сообщить монаршую волю... – К сожалению, – ответил управляющий, – мастерская в воскресенье утром не работает. – Надо открыть на час-два, этим заслужите благосклонность царя со всеми вытекающими отсюда последствиями. – Благосклонность царя – это хорошо. Но даже если я прикажу начать работу в воскресенье утром, рабочие не выполнят моего приказа, потому что он противен воле Божией. В это время они будут в церкви, ответил управляющий. Еще говорят: "Я слушаю радио и часто ловлю программу "Митрополия" с церковной музыкой". Но радио, дорогой мой, для больных, для живущих на чужбине, для плавающих в океане – для тех, кто не может придти в храм. Оно не для здоровых. Здоровый стоит в церкви. Да и главное во время богослужения не музыка, а Таинство, Жертва Христова. Она не совершается дома. Христос приносит Сам Себя в жертву за верующих в Него, и ради этого Бог подает благое и полезное нам на потребу. Бог не может отречься от нас. К этому Его понуждает Жертва Христова, Радиотрансляция или телепередача не может сообщить всей полноты богослужения. Во время богослужения – трапеза духовная, а по радио – только запах от нее. Насытишься ли ты запахом? Экскурсии стали в наше время еще одним препятствием для посещения церкви. В час, когда звонят колокола, созывая христиан, устраиваются и путешествия, и юноши с девушками, старики с внучатами, еле переставляющие ноги бабушки спешат к экскурсионному автобусу. Оправдание такое: целую неделю работаем, хочется отдохнуть, подышать свежим воздухом. Позволителен и воздух, и прогулки, но ведь многие ездят не ради воздуха, а ради моды. Но какой получается отдых? Только измучаются. И идут в понедельник на работу разбитыми. А вот как было бы разумнее. Вначале – церковь, потом – поездка. Побудьте на службе, и после нее отправляйтесь на место встречи. Автобус не будет ждать? Или договоритесь, чтобы подождал, или организуйте поездку с христианами. Говорят, и не безосновательно, что такие поездки устраиваются преднамеренно противниками христианства, чтобы верующие не ходили в храм. Евреи, до сих пор соблюдающие субботу, вынуждены были отдыхать в воскресенье по причине христианского праздника. Но они добились, чтобы и суббота была признана выходным днем, якобы для того, чтобы люди могли ездить на двухдневные прогулки. Сначала они добились этого в Америке, потом и по всему миру. А двухдневные поездки становятся привычным и у нас, православных христиан, призванных славить Христа в воскресенье. Многие не могут попасть в церковь, потому что в воскресенье с утра отправляются в горы, долины и на морское побережье с ружьями в сопровождении собак или с разными рыболовными снастями. И какая же от этого польза?
И верно:
Ходят целый день, их терзают колючки, мучает то холод, то зной – и все это ради того, чтобы вернуться домой чаще всего с пустыми руками. Хорошо, если бы только это. А ведь ради какой-то подстреленной птички, загнанного зайца или пойманной рыбешки они забывают о церкви! "Но это же страсть", – скажешь ты. Конечно, потому и следует бороться с ней, чтобы никакая страсть не властвовала над тобой. – Только воскресенье и остается, чтобы выспаться. – Ты что же, не спишь в другие дни? – Ну, а дела, работа? В воскресенье – церковь. На службе боишься ослушаться начальника своего. А Бога не боишься? Если пропустишь работу, потеряешь дневной заработок. Не подумал, что ты теряешь, удаляясь от церкви и от Бога? Итак, ты хочешь выспаться. Ложись в субботу пораньше и не сиди до полуночи в театрах, кинотеатрах и на вечеринках. В субботу тебе следует удаляться от других занятий, чтобы подготовить себя к главному визиту, который нанесешь на следующий день Богу. |
[1] | Речь идет о греческом царе Николае. – Изд. |
В течение недели. Хороший христианин помнит о церкви всю неделю. С нетерпением ждет он, когда наступит воскресенье, чтобы пойти в храм. Если же ты беспечно провел всю неделю, то хотя бы в воскресенье постарайся направить свой ум на размышление о церкви. Управляй им несмотря на то, что он, как вор, брошенный в тюрьму, будет искать любую возможность, чтобы вырваться на свободу в объятия мирских помыслов. В субботу вечером. Прежде всего, этот день надо посвятить подготовке к завтрашнему походу [2]. А начать надо с чистоты телесной. Ты же ходишь наглаженным на официальные встречи. Как же к Богу собираешься немытым? Но я подчеркиваю, что все эти приготовления должны быть совершены накануне вечером, а не на следующее утро. Утром же лучше пораньше придти в церковь. Не забудь и о настрое душевном. Прочти, если есть возможность, Евангелие и Апостол следующего дня, а также связанную с чтением проповедь из Кириакодромио ("Сборника церковных проповедей"). Еще прочти, если собираешься причащаться, последование. Испытай сам себя как прожил неделю, чтобы перед Крестом и Евангелием вспомнить все, в чем согрешил с момента последней исповеди. Можешь записать свои грехи на бумагу, чтобы враг не отвлек тебя и ты не забыл бы раскаяться даже в самом малом прегрешении. Вспомни все, чтобы получить прощение у Бога. Вспомни обо всех благодеяниях, полученных от Бога, и возблагодари Его. И будь начеку, потому что сатана в субботу будет всячески препятствовать тебе, особенно если ты готовишься к Причастию. Помни, что ты в храме и перед Лицом Божиим! Перед лицом царя или патриарха ты собран, а перед Лицом Божиим стоишь с руками в карманах! Это бесстыдство. Бог, присутствуя в храме, по великой Своей милости не открывает нам Своего лица: "Не может человек увидеть Лицо Мое и жив остаться", – говорит. Да и кто может устоять перед Ним? Пророк Исаия, увидев Бога на высоком и величественном троне в окружении ангельских сил, воскликнул: "Горе мне"! Что же нам остается сказать? Израильтяне, когда увидели гору Синай, которая вся дымилась, потому что Господь сошел на нее, и услышали звук труб великих, не осмеливались приблизиться к ней. Отделили Моисея от среды своей, который и предстал перед Богом. А как бы мы устояли, если бы увидели Его? Помня об этом, будь в церкви собранным и благоговей пред очами Всевышнего. Привычка убивает благоговение, и внимание гибнет от того же, особенно у служителей храма: священников, чтецов, певцов. Стоит только ослабить внимание, как мало-помалу приходит привычка. Во время первого богослужения охватывает священный страх. Но после приходит бесстрашие и нечувствие к святости места. Это беда, последствия которой – охлаждение веры и даже отпадение от Церкви. "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3. 15,16.) Бойся этой болезни и при первых симптомах спеши преодолеть наступающую теплохладность. Как? Искренним покаянием. Когда приходишь в церковь, займи место и стой, не двигаясь. Не води глазами, не любопытствуй, кто идет и что несет. Не думай о повседневных делах. Они остались за Пределами храма. "Всякое ныне житейское отложим попечение". Некоторые, хотя и стоят в храме, мысли их заняты собственными заботами. Жили два брата-рыбака. В воскресенье один говорит другому: "Я пойду в церковь, а ты оставайся. Следи за уловом, удочками, сетями". Так и поступили. Старший пошел в церковь, а младший остался. Но умом он пребывал в церкви. Сидя в лодке он представлял, как сейчас в храме поют "Честнейшую". Пел и он. Вот дошли до хвалитнов. Восхвалял и он. Теперь время великого славословия. Он творил крестное знамение и тоже пел. А сейчас возглашают: "Благословенно Царство...". Так мысленно он и следил за ходом литургии. Старший же брат сам стоял в церкви на литургии, а умом пребывал в лодке с братом и рыбой. Все время он думал: "Справится ли брат мой? Закинет ли сети? А может, нет и клева"? Кто же получил пользу от службы? Тот, кто разговаривает в храме, сам не молится, и другим мешает. Вошел как-то семинарист в храм и со вниманием следил за литургией. Рядом стоявший знакомый спросил его: "Что вам преподают в семинарии"? Тот промолчал, а сосед не успокоился: "Чему вас учат в семинарии"? И опять не получил ответа. В третий раз спросил он: "Я тебя спрашиваю, чему вас учат"? "Не болтать в церкви", – был ответ. Многие имеют обыкновение тихонько подпевать и подхватывать слова священника или чтеца вслух, не задумываясь над тем, не мешают ли они своим соседям молиться. Нужно соблюдать порядок. Церковь – это храм Божий, а не рыночная площадь. Славословят вслух чтецы и священники. Верующие же молятся про себя. В древней Церкви народ молился вслух, обязательными для общего исполнения были часто повторяющиеся тропари. Да и сейчас, по знаку дьякона весь приход может петь "Свете тихий", "Взбранной Воеводе", "Христос воскресе" [3]. Сиди, когда это позволительно, и стой во время важных моментов, как сказано: "Лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах". Во время Шестопсалмия будь на ногах, а также во время "Честнейшей", Великого славословия, возгласа "Благословенно Царство", Малого входа, чтения Евангелия, ведь это Слово Божие. Когда войску читают приказ царя, разве не стоя слушают воины? Во время Символа веры тоже стой. Особенно внимателен будь во время возгласа "Твоя от Твоих"! Именно в это время сходит Святой Дух и совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову. Это и есть самый главный момент Таинства, сердце Божественной литургии. Стоя, пой "Отче наш". Когда же услышишь "Со страхом Божиим", поклонись благоговейно, потому что в это время в Святой Чаше выходит на солею [4] Сам Христос. Хорошо было бы, если бы каждый имел свое сидение, как это было в древней Церкви (отсюда возглас: "Премудрость, пр'ости [5], услышим Святаго Евангелия чтение"). Но не потому, что мало места и много молящихся. Сидения подобает уступать больным и старым. Не занимай сидения нагло, так, чтобы трудно тебя было сдвинуть с места даже бульдозером. Конечно, устанешь, но чем больше труд, тем больше награда от Бога. Следует также знать, когда совершают крестное знамение. В начале и в конце всякой молитвы, в начале утрени, когда священник возглашает: "Благословен Бог". При вознесении имени Пресвятой Троицы: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа...". Во время возношения имени Пресвятой Богородицы, во время молитвы "Честнейшую". Когда слышишь имя святого дня на отпусте и в ключевые моменты богослужения, например, при возгласе "Твоя от Твоих" и т.д. И пусть тебя не смущает, что поначалу ты будешь делать что-то не так. Знания и опыт приходят со временем. Как же грустно бывает наблюдать толкотню перед Святой Чашей. Спорят, кто первый подойдет, галдят, пихаются! Был даже такой случай: один обогнал другого, а тот его... убил. Прямо перед Чашей. В строгом порядке один за другим должны приближаться к Чаше христиане. Каждый молится про себя, чтобы помиловал его Бог. Вспомни, человек, куда ты подходишь, и не обращай внимания на других, хорошо ли они себя ведут. Не обижайся, если сделает тебе замечание священник, и не смотри свирепо, если кто-нибудь тебя одернет. Бывает, служба еще не закончилась, а уже слышны приветствия, смешки. Всю литургию царила тишина, а в конце подняли шум. И вот наблюдаешь, как перед храмом, даже еще в притворе, начинаются приветствия, объятия. Что это, козы, которые вырвались из загона? Нет, это христиане, выйдя из храма, общаются друг с другом. Храм это не забегаловка, куда каждый приходит, поест и уходит. Это дом Отца нашего Небесного. Конечно, посещение церкви дает нам возможность побыть среди братьев и сестер. Было бы полезно продолжить это общение, но не в стенах храма и не во время службы. Самое яркое выражение чувства любви это поцелуй. Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах. Но чтобы была польза, нужен порядок. Каждый, кто входит в церковь, прикладывается к чтимой иконе храма. Не обходи во время службы все иконы церкви и иконостаса, как архиерей. Это называется бесчинием и непослушанием. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. "Все да будет у вас благопристойно и по чину", – наставляет Писание. |
[2] | В Русской Православной Церкви в отличие от Греческой суточный богослужебный круг разбивается на два дня. Воскресной литургии предшествует всенощное бдение, которое служится накануне в субботу вечером. Вместе с тем допускается объединение части всенощного бдения с литургией в воскресенье. В этом случае служба в субботу вечером не ведется. – Изд. |
[3] | Общими для всех прихожан русских церквей являются молитвы "Отче наш...", "Верую...", тропари и величания праздникам. Иногда по усмотрению настоятеля разрешается пение и других молитв. – Изд. |
[4] | Солея – возвышение перед алтарем. – Изд. |
[5] | Пр'ости (греч.) – встаньте прямо – Пер. |
Многие без устали уверяют, что Божественная литургия есть только воспоминание, а хлеб и вино – образы, и как образы не имеют достоинства. Запомни, что это не образы. Это Плоть и Кровь Христовы, и, конечно, велико Таинство, которое совершается. Божественная литургия есть центр всего богослужения. Без нее невозможно спастись и войти в Царствие Божие. Церковь -это космический корабль, который доставит тебя на Небо. А знаешь, почему? Потому что в ней совершается Жертва. Приносится в Жертву Христос, Агнец Божий. Он предлагает пищу, которая дарует нам вечную жизнь. "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда." (Ин. 6.35). Жертва эта благоприятна Богу, как ничто другое! Он принимает Ее и дарует нам Свое благословение и милость. И вот, почему. Известно, что человечество сбилось с пути, стало виновно перед Богом в непослушании. Велик грех, велико и наказание. Сознание вины заставляло людей искать прощения у Бога. Во все времена люди старались умилостивить Его жертвами. В жертву приносили овец, тельцов и даже собственных детей. "Земля осквернилась убийством. Заклали сыновей своих и дочерей своих", – восклицает пророк. Были ли они прощены? Нет, сознание вины оставалось. Необходимо было принести единственную Жертву бесконечного достоинства, которая могла соответствовать Божественной Справедливости, и которую желал Бог. А где грешный человек мог найти соответствующую Жертву? Нигде. Ее нельзя было найти среди животных и даже среди невинных человеческих детей. Не было на земле ничего, что могло стать достойной ценой прощения человечества. И тогда Господь Сам дал людям необходимую Жертву. Он послал на землю Своего единородного Сына Иисуса Христа как единственно возможное приношение Себе. И Он был заклан на Голгофе. Жертва великая, неизмеримой цены! Сын Божий Единородный закалается! Он, Безвинный, терпит наказание, чтобы были прощены и спасены виновные. Это ли не выражение Любви?! За каждой литургией возобновляется та единственная Жертва. Снова закалается Христос и приносится в жертву ради нас и ради нашего спасения. На Святом Престоле Сам Христос. Святой Дух сходит на Жертвенник и прелагает хлеб и вино в Плоть и Кровь Христову. Жертва совершилась. И снова Бог приемлет Ее. Ради Жертвы Сына Своего дарует нам прощение и то, о чем мы просим в этот момент. Я спрашиваю, неужели это образ? Нет, это совершается действительное Таинство. И она имеет значение. Просфорой она называется потому, что приносится [6] Богу. Иногда ее называют и "литургией", т.к. без нее невозможна литургия. Если бы были нужны золото и алмазы для такой великой Жертвы, где бы мы их взяли? Вот почему премудрость и любовь Божия нашла этот простой способ. Хлеб можно найти в любом доме. Принесенный в храм, этот дар твой станет Телом Христовым!! Подумай, какой великой чести может удостоиться твой дом. Представь себе, что царь, для того, чтобы накормить своих детей, согласился бы принять от тебя хлеб, который ты замесил, и пищу, которую ты приготовил. Как бы ты был горд! Как бы бережно готовил ее и принес во дворец. А тут ты готовишь для Самого Бога, и Он принимает твое приношение! Разве это не чудо? Предки наши знали об этом и были очень благоговейны. Отбирали лучшее пшеничное зерно и собственноручно мололи его. Были и специальное решето и мешалка, чтобы приготовить просфору. Жена, которая месила тесто, молилась. Приготовление превращалось в священнодействие. Но соответственно потраченным силам Бог каждому дает и награду. Итак, когда просфора твоя, человек, пресуществится в Плоть Христову, скажи мне, разве это образ? Вместе с просфорой подаем мы имена наших сродников [7], живых и умерших. Зачем? Во время проскомидии полагаются частицы на Святой Дискос, и рядом с частицами Пресвятой Богородицы, ангельских воинств, святых лежат и частицы, вынутые по одной за каждое поданное имя. Поминание совершают иереи. В этот момент, во время свершения Жертвы, наши сродники присутствуют рядом с Христом и вместе с Пресвятой Богородицей, душами святых и ангелами. И ради этого дарует Бог умершим покой, а живущим – покровительство и благословение. Приведем один из многочисленных случаев чудесной помощи. В 1922 году в Средней Азии во время войны находился сын одной семьи из Мессины. Домашние очень волновались за него и даже ночью заказывали литургию из-за сражения. На пять часов утра пришелся момент службы, когда священник возгласил: "Твоя от Твоих", а родные и близки особенно усердно молились о своем солдате. Через несколько дней он написал в письме о том, что в ту памятную ночь он был взят в плен, но в пять часов ему удалось уйти из рук врагов! Вот какое значение имеет поминовение. Их использовали еще в катакомбах для освещения и как дар Богу. В настоящее время они символизируют наше собственное молитвенное настроение. Афанасий Великий пишет: "Мы приносим свечи, елей и ладан". А для Господа может быть достаточно и свечи как знака того, что совершилось примирение между нами и Богом. То же самое относится и к ладану. У него двойное действие. Ладан возжигаем Богу "в воню благоухания духовного", чтобы "ниспослал нам благодать Святого Духа". Кадим ладаном и из-за дьявола. Но для него – это запах смертоносный на смерть. Мучается, обращается в бегство и бывает посрамлен. Не может его вынести. Вот почему кадят во время молебна. И до того, как начнется Божественная литургия, следует изгнать злых духов из храма. Поэтому кадят и в начале таинства крещения купель, чтобы "не утаился в воде демон темный". Вот почему, необходим ладан во время совершения богослужений и таинств. |
[6] | Просфора (греч.) – приношение. Хлеб, употребляемый для совершения таинства. – Пер. |
[7] | В наших храмах и монастырях записки с именами о поминании за литургией подаются без просфор. Просфоры для совершения таинства выпекают в специальных помещениях и берут их оттуда минуя стадию подачи записок. |
Вижу, читатель, что у тебя хватило терпения дочитать эту книжку до конца. И какая же польза от посещения церкви? Становишься человеком, возрастаешь духовно, способствуешь порядку и справедливости, отдыхаешь душой и телом. Обретаешь силы противостоять житейским невзгодам. Благословение Божие приходит и на тебя и на дом твой. Здесь примиряешься с Богом, достойно поклоняешься Ему и исполняешь свое предназначение. Сколько же ты теряешь, живя вне Церкви! Как же поступишь? Прими сегодня решение регулярно ходить в храм. Отставь все отговорки и самооправдания. Ничто не может быть помехой, за исключением тяжелой болезни. Один старец говорил: "Если пламя охватило твой дом с четырех сторон, а ты прикован к постели так, что не можешь встать, чтобы потушить его, только тогда ты имеешь оправдание при пропуске богослужения". Вспомни, если ты не приходишь в церковь без тяжкой необходимости три воскресения подряд, ты отлучен. Ты слышишь? Отлучен! От всей Вселенской Церкви. Итак, отставь все и начинай ходить в церковь вместе со всей семьей. Бери и других вместе с собой, чтобы и они примирились с Богом. Этим ты их спасешь, потому что "вне Церкви нет спасения", как говорят святые отцы. И будешь иметь награду от Бога, даже если только одного сумеешь обратить. Если не получается у тебя убедить его, дай ему почитать эту книжку. Надеюсь, она поможет и ему. С сегодняшнего дня положи начало церковной жизни и не раскаешься. Наоборот, прославишь Бога. А мне, приложившему старание и написавшему эту книжку, будешь благодарен. Может, ты скажешь: "Мало того, что получил гонорар, так ему еще и благодарность подавай!" Нет! Я не взял денег. Они пошли на противоеретическую борьбу "Всеэлладского Православного Союза". А тебя прошу только об одном: помяни меня в церкви и затепли свечку, жив я буду или мертв. |