|
|
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ
"Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись" поет Церковь, принимая в свои недра новых чад Божьих. Действительно, что может быть прекраснее, чем это таинство возрождения? Однако в результате коммунистических гонений XX века в Русской Церкви возникли ряд практик грубо нарушающих апостольское предание совершения этого Таинства
"Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись" поет Церковь, принимая в свои недра новых чад Божьих. Действительно, что может быть прекраснее, чем это таинство возрождения? В нем люди очищаются от всех грехов своих. Огонь Святого Духа переплавляет всю их природу, выжигая заразу древней смерти. Крещение это — новое рождение водою и Духом духовного человека, участие в смерти и воскресении Первородного, гибель дьявола в священных водах, проницание полноты человека сиянием Божества. По словам святителя Григория Богослова "просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ царства небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божьих" [1]. Но в результате коммунистических гонений XX века в Русской Церкви возникли ряд практик грубо нарушающих апостольское предание совершения этого Таинства.
Первый вопрос, который возникает:
МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ЛЮБЫХ ДЕТЕЙ.
Согласно Катехизису, дети крестятся по вере восприемников и родителей [2]. Причем согласно 7 правилу III Вселенского Собора мерой этой веры является Символ веры Никейского Собора. Вот это определение: «святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, Если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме». Поэтому тот, кто не признает хотя бы одного из догматов Символа, не может быть крещен, так же как не могут быть крещены и его дети.
203 правило Номоканона при Большом Требнике не признает действительным Крещение тех младенцев, которые были крещены по просьбе родителей мусульман, так как они не верили православно, и потому не было исполнено библейское требование «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16). Это постановление было принято Константинопольским Собором при патриархе Луке Хрисоверге. Оно основано на 8 каноне VII Вселенского Собора, запретившего крестить еврейских детей, если их родители не искренне примут христианство.
Особо оговариваются нормы для достойного восприемничества. По нормам Синодального периода Русской Церкви «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению… Не бывшие у исповеди и св. Причастии 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам» [3].
Дети иноверцев (к которым относятся те, кто не признают священного Символа) крестятся только после расписки родителей, что они будут воспитывать их в Православии (Указы Синода от 1722. II, 28; 1830, XII, 29; 1844, II, 18). Согласно 1 правилу Тимофея Александрийского все дети старше 7 лет должны проходить оглашение, которое, согласно указу Синода (от 20.02.1840) должно длиться 6 месяцев, хотя правящему архиерею и дано право сократить этот срок в отдельных случаях.
Итак, мы видим, что священники грубо нарушают священные правила, если крестят всех детей без разбора. Они рискуют бросить священный дар крещения демоническим псам.
Тем более важным является
ВОПРОС КРЕЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
Как же он должен совершать по ныне действующим церковным правилам? «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19). – Таково неизменное на все века повеление Христа Спасителя. Точно следую ему Православная Церковь в течение всей своей истории всех взрослых ищущих благодати святой Купели (начиная с 7 лет – см. правило 1 Тимофея александрийского [4] ) допускала до него отнюдь не сразу, а лишь после изучению ими основ веры (оглашение) и отречения от заблуждений предыдущего вероисповедания. Согласно 2 правилу I Вселенского Собора: «Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание Апостольское глаголющее: не новокрещенного, да не разгордившись в суд впадет, и в сеть диаволу. Если же, в продолжении времени, душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя, или тремя свидетелями: таковой да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому Собору, подвергает себя опасности исключения из клира». По свидетельству литургиста прот. К.Никольского (Учебный Устав Богослужение. СПб.1907 стр.663-665), то чинопоследование Крещения, которое приведено в Требнике, является завершением чина присоединения и без этого чина совершается лишь над младенцами до 7 лет. Такая практика существовала всегда и везде. И в Русской Церкви она была общеупотребительной вплоть до революции 1917 г. (Указ Синода 1840, 20 февр.).
Так что те, кто крестят без оглашения, подлежат лишению сана, согласно этому правилу Никейского Собора. Как же должно происходить оглашение? Человек, желающий узнать о христианстве, приходит в храм, спрашивает, слушает (он может находится в храме до возгласа «елицы оглашении – изыдите»). Когда он уже решает принять крещение, то переходит в разряд «елицы ко просвещению». Так как практически никогда человек не приходит во взрослом возрасте к Крещению в полностью девственно-невежественном религиозном состоянии, то ему необходим по правилам чин Присоединения. Согласно 7 правилу II Вселенского Собора и 95 правилу Трулльского Собора «всех прочих еретиков: всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и Манихеев, Валентиниан, Маркионитов и им подобных еретиков».
Кстати тут уместно назвать тех христианских еретиков, которых необходимо принимать в Церковь через св. Крещение. Это все протестанты, кроме лютеран, реформатов, англикан и старокатоликов. Связано это, во-первых, с тем, что протестанты отвергают возрождающую силу св. Крещения. Они убеждены, что крещение – лишь обряд верности, а не рождение от воды и Духа. Почему мы и не можем признать их обряд таинством. Во-вторых, баптисты, пятидесятники и другие сектанты (напр. «Церковь Христа» — т. н. Бостонское движение) крестят в одно погружение, что прямо запрещается 7 правилом II Вселенского Собора, а другие (например, методисты) крестят окроплением так, что часто ни одной капли воды не попадает на «крещаемого». Также крестят адвентистов, искажающих учение о Божестве Христа, Свидетелей Иеговы, отвергающих св. Троицу и радикальных еретиков вроде Белого Братства и Богородичного центра, молокан, духоборцев и т.п..
Необходимо крестить т.н. «погруженцев», то есть тех, кто был крещен неизвестно кем и как в годы гонений. Признавать мирянское крещение дозволяется только тогда, когда четко и достоверно от свидетелей известно, что таинство совершилось в три погружения с использованием точной крещальной формулы. В случае малейшего сомнения крещение должно повторять.
Так же непризнается крещение старообрядческих начетчиков, если нет четких свидетельств правильного совершения обряда. Дело в том, что существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму таинства.
Что же касается других еретиков и раскольников, то необходимо присоединять их по тому способу, который установлен на данный момент священноначалием.
Тотчас после этого решения священник должен расспросить, не был ли он раньше крещен, а также ради ли спасения своей души, а не ради прибытка или какой-то временной причины (например, ради здоровья или брака) он желает креститься. Узнав, что это так, священник нарекает оглашенному христианское имя. Этот обряд очень важен, потому что он духовно защищает оглашенного от атак сатаны, не желающего расстаться со своим рабом. При этом до революции Церковь требовала, чтобы крещаемый нашел себе поручителя – восприемника, который готов за них поручиться.
Обряд этот происходит в притворе, перед церковными дверями. [5] После него священник входит в алтарь и с открытой головой падает ниц перед Престолом, благодарит Бога об обращении его и молится, чтобы ему была дана благодать проповеди, и открылись его уста, чтобы научить оглашенного пути спасения. После молитвы священник облачается в фелонь (епископ же в мантию и берет в руки жезл) и, поцеловав св. трапезу исходит к церковным дверям. А хор поет 33 псалом.
Став внутри храмовых дверей он спрашивает оглашенного:
Кто ты есть?
Ответ: Я — желающий познать истиннаго Бога и спасения ищущий.
Вопрос: С какою целью пришёл ты ко святой Церкви?
Ответ. Научиться от Неё истинной вере и к Ней присоединиться.
Вопрос: Какую пользу надеешься получить от истинной веры?
Ответ: Жизнь вечную и блаженную.
После этого священнодействующий поучает:
Если хочешь иметь жизнь вечную, должен веру православно-кафолическую (вселенскую) соблюсти. Вера же сия состоит в том, чтобы исповедовать Бога единого в Троице, — Отца и Сына и Святого Духа, и Троицу во Единице, ни сливая Лиц, ни разделяя Существо. Потому что Бог есть Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой: однако не три бога, но един Бог. И о воплощении Господа нашего Иисуса Христа разуметь, что Он одновременно есть Бог и Человек: Бог, Сын Единородный от Бога Отца прежде всех век рожденный, Человек же, от Марии Приснодевы (Всегда Девы) плоть нашу воспринявший: пострадал плотью и распят на Кресте ради нашего спасения, умер и воскрес, вознесся на небеса и воссел по правую сторону Бога и Отца: когда же придет судить, все воскреснут, и праведники жизнь блаженную наследуют, творившие же зло примут муку вечную по делам своим. Эту веру проповедали апостолы, кровью своею запечатлели мученики, провозвестили Соборы и все отцы, и учителя Церковные.
Также и ты, веруя, должен и заповеди Господни соблюдать, ибо вера без дел мертва. Древнейшие и наибольшие заповеди суть: Возлюби Господа Бога Твоего всею душою твоею,
и ближнего твоего, как самого себя.
Внушая нам хранить обе эти заповеди, Христос Спаситель наш повелел нам и врагов любить, и всем обижающим добро творить, и уклоняться от всякого зла. Корни же зла суть: гордость, жадность, похоть плотская, зависть, невоздержание, гнев, леность. Ты же, так как хочешь стать наследником Царствия Небесного, побеждай их добродетелями:
гордость — смирением,
жадность — милосердием,
похоть плоти — целомудрием,
зависть — сорадованием,
невоздержание — трезвостью и постом,
леность — усердием к молитве, богослужению и прочим делом благочестия.
Когда же кончается это поучение, то священник спрашивает:
Хочешь ли ты сию святую веру сердцем твоим принять, и неотступно, до кончины жизни своей, содержать, так же и в добродетелях христианских навыкнуть, и в них по силе, при помощи Божией, преуспевать?
Оглашенный же отвечает:
Истинно от всего сердца моего хочу веру сию святую содержать до последнего моего издыхания, добродетельное же евангельское житие прилежно исполнять, моля Бога о помощи.
Тогда предстоятель говорит ему:
Преклони колена твои пред Господом Богом нашим.
Он же, став на колени и руки крестообразно на груди сложив, стоит перед дверями.
Предстоятель, знаменуя знаком креста голову его трижды, говорит:
Знаменается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Диакон: Господу помолимся.
Клир: Господи, помилуй.
Архиерей, или иерей, стоя над оглашаемым, читает молитву сию:
Благословен еси, Господи, от всех язык призываяй люди избранны, ревнители добрых дел. Ты и ныне пришедшаго ко святей Твоей Церкви раба Твоего (имя) благослови: отверзи его очи душевныя к разумению чудесе Твоего о нас промышления, открый слух сердца его ко приятию Божественных словес Твоих, да во время благоприятно сподобится бани возрождения и одежди нетления. Ты изъял еси душу сего раба Твоего от прелести лукаваго; Сам убо сохрани ю невредиму от навет вражиих, и обиталище благодати Твоея быти удостой. Твое бо есть, еже избавляти нас от козней лукаваго, и Тебе славу и благодарение приносим, ныне и во веки веков.
Клир: Аминь.
После этого и собственно начинается оглашение. Последующие дни оглашаемый пребывает в посте и в молитвах [6] (в древности считался обязательным сорокадневный Пост, сейчас желательно поститься не менее трех дней). Он приходит в храм Божий к началу служб церковных, и там у дверей церковных стоя до возгласа дьякона «оглашенные изыдите», и с сокрушением сердечным о своем прежнем омрачении воздыхая, со слезами молится о том, чтобы сподобиться ему принятия Святого Крещения. Согласно 19 правилу Лаодикийского собора на Литургии оглашенных полагается говорить проповедь по священному Писанию, понимаемому согласно св. отцам (19 правило Трулльского собора): «Подобает во-первых, по беседах епископских, особо творити молитву об оглашенных, а по изшествии оглашенных, быти молитве о кающихся: когда же и сии приидут под руку, и отыдут, тогда совершати молитвы верных».
8 правило Феофила Александрийского не разрешает оглашенным вкушать просфоры и антидор, но при этом древняя практика Иерусалимской Церкви допускала их к лобызанию икон и Животворящего Древа.
Духовный наставник должен поучать его вере, объясняет священные догматы, показывает силу святых Таинств, внушает ему повиновение заповедям евангельским и церковным, и наедине испытывает его, по чистому ли желанию сердца и без лицемерия ли к вере православной приходит. В Церкви для этого выделялся особый клирик, одаренный даром слова, который и должен был обучать крещаемых.
Согласно постановлению Синода (от 20.02.1840) оглашение должно длиться сорок дней. За это время готовящийся ко Крещению должен исправить свою жизнь, уйти с нечестивых работ и постараться исправить свою жизнь [7]. Согласно 5 правилу Неокесарийского Собора, если готовящийся ко крещению сделает в это время смертный грех, то его крещение отcрачивается [8]. Согласно 14 правилу I Вселенского Собора, если во время оглашения, катехумен отпадает (т.е. совершает акт идолопоклонства или участвует в ином религиозном обряде), то его крещение откладывается на три года. Но если возникает угроза его жизни, то он должен быть крещен немедленно (5 правило св. Кирилла Александрийского).
Если крещение будет совершаться в Великую Субботу (а это наилучший день для этого таинства), то запись на крещение завершается на второй неделе Великого Поста (45 правило Лаодикийского Собора) [9].
В течение этого периода оглашенный должен был выучить и понять Символ веры, Десять Заповедей, Молитву Господню и «Богородицу». Также он должен дать подписку в том, что неизменно пребудет членом Церкви [10]. Подписка должна быть такой: «Нижеподписавшийся (ФИО, вероисповедание) сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной Кафолической Восточной Церкви и обещание пребывать в послушание Ей всегда неизменно». Затем должна быть подпись, дата, подпись священника и восприемников [11].
Каждую пятницу оглашенный должен отчитываться перед епископом или священником об узнанном, чтобы величайшее Откровение Творца было усвоено всем разумом человека ("Крещаемым должно изучать веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам". (46 пр. Лаодикийского Собора, 78 правило Трулльского Собора)) Так оно предохраняется от уклонения в секты.
Согласно 39 посланию свт. Афанасия оглашенным особенно подобает изучать «второканонические книги Писания»: «есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения нововступающим, и желающим огласиться словом благочестия: премудрость Соломонова, премудрость Сирахова, Эсфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое Учение апостолов, и Пастырь». Древнейшая литургическая практика Православной Церкви повелевает оглашенным изучать книги Бытия, Исход, Притчи, Исайю, Иезекииля, Иова. Перед самым Крещением прочитываются все Евангелие, а сразу после таинства – книга Деяний (эта практика до сих пор сохранилась в уставе Великого Поста).
Надо особенно подчеркнуть, что недопустимо сообщать оглашенным порядок Литургии верных и символическое значение последования Евхаристии. Ведь Сам Господь повелел: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6), Эти тайны сообщают крещенному только после Таинства. Как пишет святитель Кирилл Иерусалимский: «Тогда, как говорят огласительное поучение, если оглашенный спросить тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так если оглашенный услышит что либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако же оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны. Се ты уже теперь близок к нам; смотри не рассказывай, не потому, чтобы проповедуемое здесь не достойно рассказывать; но потому, что слух не достоин слушания. Был некогда и ты оглашенным; тогда я не сообщал тебе, что надлежит сообщить. Когда ты опытом постигнешь высоту учения, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слушания» (Огласительные беседы. 1, 12).
После того, как время оглашения закончилось. Оглашенный раскаялся в своих грехах (как и сказано в Писании: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2, 39)), наступает время предкрещального испытания.
По прошествии дней, достаточных для научения, после вечерни в присутствии всей общины, предстоятель облачается в священническую одежду, как уже говорилось, и поклонившись трижды перед престолом и поцеловав край его, выходит из алтаря к дверям церковным. Хор же поет псалом 8
Оглашаемый же стоит в паперти, лицом к храму. И предстоятель говорит к нему:
Вот, чадо, окончилось время твоего наставления. Так, что если и ты был особо спрошен, любви ли ради Христовой и спасения души твоей христианином хочешь быть: сверх того теперь ты должен перед церковным собранием сия объявить, что прежнего лжеверия, в котором ты был, отречься, и веру православную ясно исповедать.
После этого крещаемый громко отвергает ложные взгляды той конфессии, в которой он находился. Язычник отвергает почитание твари вместо Творца, обоготворения идолов, участия в языческих ритуалах, (в том числе и магии, астрологии и всего подобного). Мусульманин отвергает все ложные доктрины ислама: богодухновенность Корана, посланничество Мухаммеда, практику хаджа, многоженства, чувственной исламской эсхатологии. Иудеи же отвергают хулу на Христа, Богородицу и святых, необходимость исполнения Моисеева Закона, Талмудические басни и ожидания Антихриста (иудейского мнимого Мессии). Еретики отвергают каждый свою ересь. Затем предстоятель спрашивает:
Сочетаешься ли истинно, нелицемерно и ни в чем не сомневаясь, всею душою твоею, единому истинному, в Троице славимому Богу, и веруешь ли в Него?
И оглашенный отвечает:
Сочетаюсь истинно, нелицемерно и без какого-либо сомнения, от всей души моей, единому, истинному, в Троице славимому Богу, и верую в Него.
После этого настает время второго оглашения, когда крещаемый ясно исповедает православную веру.
Вопрос: Исповедуешь ли, что Отец, Сын и Святой Дух есть Бог единый, по существу нераздельный, в трёх Лицах? И веруешь ли в Него и поклоняешься ли Ему?
Ответ: Так верую, исповедую и Богу триединому покланяюсь.
Вопрос: Веруешь ли и исповедуешь, что Иисус Христос, единородный Сын Божий, от Отца прежде всех век рожденный, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, нашего ради спасения, и стал человеком, не переставая быть при этом и Богом, во единой Ипостаси, в двух же естествах, Божеском и человеческом, неизменно и неслитно?
Ответ: Так верую и так исповедую.
Вопрос: Веруешь ли, что Господь Иисус Христос не по необходимости, но по добровольно, истинно, а не призрачно плотью пострадал за нас, Божеством же бесстрастен пребывая, силою Своего Божества воскрес, на небеса с плотью взошел, и сидит по правую сторону Отца, откуда же снова придет судить живых и мертвых, и царствовать будет, и царствию Его не будет конца?
Ответ: Так сердцем верую, и устами нелицемерно все сие исповедую.
Вопрос: Веруешь ли, что Дева Мария, родившая Христа Бога нашего, всегда — девственна и воистину Богородица, и того ради достойно почитать Ее как честнейшую и превысшую сил бесплотных, и поклоняться Ей благоговейно, как первейшей о нас к Богу Ходатаице?
Ответ: Все сие о Приснодеве Марии исповедую, яко Божию Матерь сию почитаю, и в молитвах прибегаю к ней.
Вопрос: Веруешь ли, что Крест Господа нашего Иисуса Христа, на нем распятого, есть уже не орудие проклятия и смертной казни, но знамение спасения и жизни вечной, которое на себе изображая, сетей вражьих избегаем?
Ответ: Так о Кресте Господнем верую, и сим спасительным знамением ограждать себя от сетей лукавого, с надеждой буду стараться.
Вопрос: Веруешь ли, что в Церкви Своей Святой Господь наш Иисус Христос учредил семь таинств, как необходимые: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение, через них же подаваемою благодатью верные рабы Христовы становятся наследниками жизни вечной?
Ответ: Так о святых таинствах верую, и что эти семь необходимы в Церкви Божией для спасения чад Ее, исповедую.
Вопрос: Веруешь ли, что священное Писание Ветхого и Нового Завета, Церковью содержимое, святые Божии люди изрекли, от Святого Духа просвещаемые, и того ради приемлешь ли это Писание, как вдохновленное Богом и спасительное? От тех, кто не принимает и хулит его, отметаешься ли?
Ответ: Писание священное, Церковью содержимое, как богодухновенное и святое, и я принимаю, как слово Божие, к спасению нам данное: не принимающих же и хулящих его, отметаюсь.
Вопрос: Апостольские и святых отец предания, чиноположения и молитвословия, нашей Церковью содержимые, считаешь ли душеспасительными и приемлешь ли я?
Ответ: Все сие считаю душеспасительным и следовать им, насколько от меня требуется, обещаюсь.
Вопрос: Веруешь ли, что апостолы, мученики и все святые, которых Церковь наша чтит и в молитвах призывает, суть воистину угодники Божии, с Христом во Царствии небесном пребывают и о нас грешных молятся?
Ответ: Верую, и святых угодников Божьих отныне в молитвах призываю.
Вопрос: Честные иконы, которые Христа, Богоматерь и святых лики изображают, принимаешь ли к почитанию, как в Церкви православной установлено, и хулящих их отрекаешься ли?
Ответ: Иконы честные приемлю, по чину церковному поклоняться изображенным на них святым ликам: хулящих же их, отрекаюсь.
Вопрос: Всё это, что ты сказал сейчас, от всей ли души твоей и от всего помышления твоего исповедуешь, не по нужде ли ко христианской вере приходишь, и от свободного ли произволения сподобиться святого крещения желаешь?
Ответ: Истинно все, что я сказал, так и исповедую, и содержать до конца жизни моей обещаюсь, от своего произволения, нелицемерно к христианской вере прихожу и спасительное Крещение принять всею душою желаю.
Тогда предстоятель говорит:
Если воистину так есть, как ты сказал, утверди сие перед Церковью клятвою.
Он же читает; если же не умеет, вслед за читающим восприемником, или клириком, каждое слово повторяет:
Я (имя) от магометанства (или другого исповедания, которое называется) ко христианской вере приходящий, ныне перед Всевидящим Богом клятвою моею подтверждаю, что не по принуждению или страху, или через притеснение от единоверных моих, и не из-за корысти, или иной утаенной мною причины, магометанского (или другого) лжеверия и всех, которые в нём, ересей и злохулений отрекаюсь, и ко спасительной христианской вере прихожу, но только ради спасения души своей, быв самою истиною сей веры побежден, и любовью сердца моего ко Христу Спасителю влеком, христианином быть хочу и крещения святого сподобиться желаю. Если же сие с лицемерием ныне исповедую, а не от желания сердца моего ко Христу Богу прихожу, и после от веры христианской отречься и снова в магометанство (или в иную веру) возвратиться дерзну, да постигнет меня гнев Божий и осуждение вечное. Аминь.
В качестве подтверждения этой присяги оглашенный целует крест и Евангелие. После этого священник говорит:
Благословен Бог, хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити. Аминь.
Диакон: Оглашеннии, главы вашя Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Когда же тот преклонит голову, дьякон говорит: Господу помолимся.
А предстоятель читает молитву сию:
Боже великий, первобытную тму просветивый и Сына Твоего низпославый во очищение падшаго естества нашего, Сам и раба Твоего (имя), подклоншаго Тебе главу свою, преведи от омрачения греховнаго к свету Твоего богоразумия, очисти от скверны, изми от козней сопротивнаго, и сопричти его избранному Твоему стаду, даруя ему часть и жребий в Церкви Твоей святей. Ты бо еси Бог наш, Сый благословен во веки.
Клир: Аминь.
После этого, запечатав крестным знамением оглашенного, и глядя к алтарю, говорит эту молитву:
Боже великий и дивный, призываяй заблуждших и рекий: Обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, и обращающагося приемляй, по слову Твоему: Грядущаго ко Мне не изжену вон! Сам и раба Твоего сего (имя), приходящаго к Тебе от заблуждения пути своего, приими, предъусреть его благодатию Твоею, введи его во двор Твой Церковный; отверзи ему врата правды, в няже вшед, возможет избегати всякия прелести, лжи и неправды; Ангела ему посли, сопутствующа на добрем пути, на немже обрел есть Тебе, Спаса нашего Бога; укрепи веру его, надежду и любовь чистую, и яви лице Твое на нем, яко да сподобится бани пакибытия и одежди нетления, и тако во обновлении жизни ходити начнет. Твое бо есть, еже миловати, просвещати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне же и во веки.
Клир: Аминь.
Если и много оглашенных. То надлежит и их всех именовать и они ожидают крещения. Если человек находится под угрозой смерти, то при условии его искреннего предварительного желания. Даже если человек потерял здравый разум от болезни, но прежде желал креститься, его можно крестить по вере родных, если он не пребывает в состоянии и беснования (4 правило Тимофея Александрийского) [12]. Беснующийся оглашенный не должен принимать крещения пока из него не изгонят нечистого духа, исключение возможно только при угрозе его жизни (2 правило Тимофея Александрийского) [13].
Крещение может быть ускорено также в случае, если Промыслом Божьим оглашенный случайно причаститься (1 правило Тимофея Александрийского). В том случае, если у женщины наступили месячные, то она должна отложить св. Крещение (6 правило Тимофея Александрийского) [14].
АПОСТОЛЬСКАЯ ПРАКТИКА СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА И ЕГО ИСКАЖЕНИЕ.
Господь Иисус Христос, повелев апостолам возрождать в Крещении людей, дал и правило, как совершать это таинство. Сами обряды Крещения переданы Господом после Его Воскресения. Как свидетельствует святитель Василия Великий в «книге о Святом Духе», «из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предпримем отвергать неписанные обычаи, аки не великую имущие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самой вещи… Благословляем также и воду крещения и елей помазания, еще же и самого крещаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому промазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародуемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охранять святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашать учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих». Эти слова святителя утверждены Церковью как 91 каноническое правило. Как говорит святитель, все эти нормы предания дают немалую силу таинству. Но сожалению, благодаря нерадению некоторых священников эти священнодействия совершаются искаженно, так что крещаемые терпят от таких горе-пастырей немалый духовный вред. Известен случай, как несчастная мать приехала к одному старцу в Псково-Печерский монастырь, чтобы пожаловаться на своего непутевого сына, которого бес носил по разным «злачным местам». На это старец отвечал: «как помазали его, так он и ходит». Действительно, оказалось, что при крещении священник не помазал ему елеем ноги, и не предохранил их от укусов древнего змея. Поэтому необходимо рассмотреть церковные нормы таинства.
1. Когда положено совершать возрождение? Действительно, при угрозе смерти можно крестить в любой время дня и ночи. Но если нет этого, то должно придерживаться церковных норм. Номоканон при Большом Требнике говорит: «священник аще яде, да не крестит, понеже и то есть служба Божия, обаче сущей нужде да крестит» (206); «подобне и в великую Четыредесятницу крещати не подобает, кроме великия нужды» (207). «Святое Крещение прежде Божественныя Литургии должно бытии, да причастится отроча на Литургии, егда сицевое случится время, сиречь, кроме нужды: занеже с Литургией должно бытии. Имя же отрочате во крещении нарицается» (208). Древняя Церковь, основываясь на словах апостола Павла (Рим. 6) выделяла для этого таинства особенно праздник Пасхи. Позже к этому прибавились дни Богоявления, Пятидесятницы, Рождества Христова и Лазаревой Субботы. До революции крещение взрослых обычно совершалось перед двунадесятыми праздниками или воскресной Литургией. В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II благословил служение крещальной Литургии. Крещение должно совершаться обязательно в сослужении штатного дьякона и причетника [15].
Действительно, если сравнить с этим нормальным совершением Таинства современную практику, то нельзя не поразиться насколько она отошла от того, что требует Церковь. Обычно совершенно неподготовленных людей, с неподготовленными, полуверующими крестными, крестят в каком-то закутке. Беспощадно сокращенный чин, нарушенная форма таинства, грязные невзрачные облачения, никакого внимания со стороны прихожан. Причем часто, вопреки запрету ряда Русских Соборов на «многогласие», одновременно в одном и том же храме служат и панихиду, и молебен и Крещение. Более того, бывает, что, и само чинопоследование таинства комкают, например, читая одновременно с пением «Елицы во Христа крестистеся» апостольское чтение или во время заклинательных молитв – символа веры.
Удивительно, что после этого некоторые все же приходят в храм. Где всеобщая радость? Где красота Бога, встречающая новорожденного? Ангелы на небесах радуются, а земная Церковь отвечает молчанием и суетой. Совершенно необходимо восстановить нормальную практику публичного крещения, чтобы вся православная община приветствовала своего нового собрата, чтобы христиане не забывали новокрещенного. Не даром святой Симеон Солунский писал: «необходимо, чтобы все верные присутствовали тогда с возможным благоговением и радостью, в убеждении, что им соприсутствуют ангелы, радующиеся об едином грешнике кающемся» (Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церковных. 30).
2. Заклинательные молитвы. Одной из самых страшных и духовно опасных сокращений священного Таинства, встречающихся сейчас в богослужебной практике, заключаются в сокращении (частичном или даже полном) молитв изгнания дьявола. Связано это и с неверием в существование злых духов, и либеральным убеждением, будто детишки вовсе безгрешны и потому злая сила не может на них повлиять, и возникшем благодаря некоторым богословом пренебрежением к практике экзорцизма. Причиной этого неверия является фактическое отрицание первородного греха.
Но крещаемому не легче оттого, что в его беде виноват священник. Ведь, по словам свт. Симеона Солунского «обязуется иерей совершать священные молитвы и произносить со вниманием, без поспешности, если нет крайней нужды, и читать вслух. Мы слышали от Отцов, что те, которых часто устрашают привидения, терпят это оттого, что крестившие их иереи не со вниманием произносили заклинания и другие священные молитвы» (Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церковных. 29). И современная пастырская практика ясно подтверждает это.
3. Исповедание Символа веры в современной практике также отошло от апостольской практики. Если уже при крещении эфиопского евнуха от крещаемого требовалось исповедание веры во Христа, то сейчас часто это священное исповедание прочитывается священником или алтарником. Уже нет личного обещания верности Христу. У крещаемого или крестного не требуют знать Символ веры наизусть, и не устраивают экзамен на его знание. А между тем именно это исповедание обладает спасительной силой. Ведь сказано у апостола: «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 9-10).
4. Освящение воды. Очень часто сейчас вместо того, чтобы по уставу святой Церкви каждый раз при совершении таинства освящать воду, прибегают к различным ухищрениям: заранее освящают воду для крещения и хранят ее в особой бутыли, крестят в богоявленской воде или даже в воде малого водосвятия. Но все эти способы «сэкономить» пять минут противоречат и чинопоследованию, и церковным постановлениям. Хранение воды Крещения прямо запрещено постановлением Святейшего Синода 17 и 18 июня 1733 года. А вода богоявления и малого водосвятия не имеет той возрождающей силы, которая необходима для совершения таинства. Ведь по слову Симеона Солунского, после уставного освящения «купель бывает преисполнена Духом, вмещая освященную воду и невидимо в ней – Христа» (Цит. соч. 30). Сами молитвы молебна показывают, что вода нем освященная не имеет силы «воды избавления, просвящения душ, бани пакибытия, обновления духа, сыноположения дарования, одеяния нетления», чтобы погруженный в нее человек был переделан по образу Создателя и совлекся ветхого человека. Она не сращивает его с подобием смерти и не делает участником воскресения. Все эти дары подаются лишь водой, освященной по уставу таинства, которая преисполнена особым наитием Святого Духа (Послание Восточных Патриархов). Так что не должно отступать от священного устава, учрежденного Святым Духом чрез св. апостолов. Кстати грех совершают те священники, которые сливают воду Крещения в канализацию. Они нарушают 199 правило Номоканона: «да имаши иное место непопираемое, на излияние великие агиасмы оныя, яже остается от Крещения, егда крещаеши детище: ибо великая есть агиасма».
5. Освящение масла. Также часто на практике искажается священное помазание елеем заклинания. Велико значение этого священнодействия. По словам преп. Иоанна Дамаскина, «при крещении берется елей, обозначающий наше помазание и делающий нас помазанниками и возвещающий нам милость Божию через Святого Духа, так как и голубь принес масличную ветвь спасшимся от потопа». (Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава IX. О вере и крещении).
Подробнее свт. Кирилл Иерусалимский так объясняет этот обряд: «Потом совлекшись, вы были помазаны елеем заклинательным, от верха главы даже до ног, и сделались общниками доброй маслины, Иисуса Христа. Ибо отсекшись от дикой маслины, вы прицепились к доброй маслине, и приобщились туку доброй маслины. Итак, заклинательный елей означал участие во умащении Христовом, которое отражает всякий след сопротивной силы. Как дуновение Святых, подобно сильнейшему пламени, палит и гонит бесов: так и заклинательный сей елей, призыванием Бога и молитвою, такую приемлет силу, что не только, попаляя следы грехов, очищает, но и все невидимые лукавого силы изгоняет». (Тайноводственное поучение второе. 3).
Понятно, что для того, чтобы символизм священнодействия был реализован, необходимо использование исключительно оливкового масла. Но, к сожалению, часто используют вазелиновое, подсолнечное или другое масло, часто с добавлением ароматизатора. Часто масло не освящается, а используется елей с всенощного бдения или даже масло из лампады. В других случаях в однажды освященное масло подливается неосвященное. Непонятно, неужели так сложно совершить нормальное освящение елея? До революции была нормой, чтобы «елей всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какой-либо другой жидкостью. Нельзя употреблять для этого какое-либо масло, например, льняное, подсолнечное и даже лампадное и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло прованское или оливу, которое и должно освящать молитвой, нарочито для того полагаемой в чинопоследовании крещения. Употреблять в крещении елей, освященный на всенощном бдении, а также – елей, употребляемый в таинстве елеосвящения или при освящении домов и т.п. – не следует… Митр. Петр Могила в своем требнике говорит: «елей к помазанию оглашенных не от епископа, но от иерея освящается; сего ради да тщиться иерей всегда свежий имети елей ко освящению, да не един и той же дважды или множественне освятит; но елижды крат крестити будет, иной да освятит» [16].
6. Погружательное Крещение. Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении таинства Крещения является искажение совершение его через обливание или даже окропление без всякой видимой причины. Из-за этого искажения многие сотни христиан пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Многие из-за этого причащаются в суд и осуждение. Десятки расколов спекулируют на этом искажении, утверждая, что многие христиане, в том числе и епископы на самом деле некрещеные. Преступная лень и безразличие священников вызывает конфликт между Поместными Церквами. Элладская и Синайская Церкви и святая Гора Афон сомневаются в действительности обливательного (а тем более окропительного) крещения, а наши требоисполнители не желают поставить в храмах элементарной бочки! И это не смотря на то, что Святейший Патриарх (а вместе с ним и многие архиереи) уже больше пятнадцати лет, ежегодно (!) требует крестить исключительно погружением! Но «обливатели» дерзко утверждают, что никакой разницы как крестить нет, это якобы «обрядоверие», совершенно безразличное для сущности таинства. Им безразлично мнение и слова Божия, и Предания Церкви, и постановления собственного священноначалия. Пожалуй, только применение канонических санкций за наглое нарушение воли правящего архипастыря способна изменить это положение. Что же касается действительности обливательного Крещения, то те, кого мучает этот вопрос, то они должны решить его у правящего архиерея в конкретном своем случае. Ведь именно епископу принадлежит судебная власть в своей епархии.
Но пора показать обоснование истинного способа совершения таинства. Само троекратное погружение прямо требуется словом Божиим. Господь наш Иисус Христос принял крещение через полное погружение в воды Иордана. Не случайно Евангелие говорит: «когда Он выходил из воды, тотчас увидел разверзающееся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1, 10; Мф. 3, 16). Само слово «крещение», употребляемое и в Евангелии (баптисмо – по-гречески), буквально означает «погружение». Поэтому утверждение «погружение совершилось через окропление» звучит абсурдно. Мы знаем, что св. апостолы, получив заповедь крестить все народы (Мф. 28, 19), совершали таинство именно через погружение. Об этом свидетельствует и пример св. Филиппа, сошедшего вместе с евнухов в воду для крещения (Деян. 8, 38). Когда сторонники обливания ссылаются на то, будто в день Пятидесятницы апостолы не могли погрузить три тысячи человек (Деян. 2, 41) и потому обливали новообращенных, то они совершенно не правы. Дело в том, что в каждом иудейском доме была миква (бассейн) для ежедневного ритуального омовения. На Сионской горе найдены остатки десятков микв, в которых видимо и было совершено это первоначальное крещение.
Не случайно, что именно такой способ крещения, как канонический регламентируется правилами. 50 правило св. апостолов гласит: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Также 91 правило св. Василия Великого прямо называет обычай троекратного погружения тайным апостольским преданием [17]. Нарушение этой нормы еретиками согласно 7 правилу II и 95 правилу VI Вселенских Соборов было достаточным основанием для их перекрещивания [18]. Действительно и Предание Церкви [19], и каноны (7 правило Неокесарийского Собора) предполагают возможность в исключительных (и только исключительных) случаях крестить человека через обливание. Но любая попытка нормализации этого явления отторгается Церковью как неправомыслие. Самым ярким примером этого является постановление Константинопольского Собора 1755 года (до сих пор действующее на Афоне) и Московского Собора 1620 года отвергающие действительность латинского крещения именно из-за нормализации Римом обливательного или даже окропительного крещения.
Не случайно Окружное послание восточных патриархов 1848 года называет введение кропления вместо погружения «гнуснейшим исчадием» филиоквистской ереси и «новизной, противоречащей Евангелию» [20]. Точно также все российские противокатолические труды обличают это нововведение Западной церкви как неправославное. Преподобные отцы – колливады (Никодим Святогорец, Макарий Коринфский и другие) именно из-за окропительной формы таинства не считали возможным признать католиков и лютеран крещенными.
Такое подчеркивание формы таинства вовсе не является бессмысленным обрядоверием. Святитель Григорий Палама так объяснял значение погружения: «Вода имеет в себе очистительное свойство, но не — в отношении душ; и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не — скверны, происшедшие на основании греха; посему — чтобы даровать ей такие свойства в нее погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумные существа благодатью; и это — то, что говорит божественный Павел: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3:27). Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания Живоначальной Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне, Погружениям же следуют равночисленные восхождения из воды: потому что иначе не могли бы совершаться и три погружения; в равной же мере означают они и воскресение (или: восстание) от греха трехчастности души, и возведение в нетление сих трех: ума, души, а также и тела: так что в божественном крещении можно видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который "еже умре единою; а еже живет, Богови живет" (Рим.6:10); что и Сам Он говорит: "Яко грядет мира сего князь, и во Мне не обрящет ничесоже" (Ин.14:30); так долженствует быть и по отношению к нам, крестившимся в Его смерть; потому что, путем божественного крещения, умерев греху, мы должны жить Богу, путем добродетели, дабы князь мрака, придя и ища, не нашел бы в нас ничего угодного ему. И как, после того, как Христос восстал от мертвых, "смерть Им к тому не обладает" (Рим.6:9), так и нам, после восстания, путем божественного крещения, от греховного падения, долженствует иметь тщание больше уже не быть обладаемыми грехом. "Яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем" (Рим.6:3)» (Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения; в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления. 3).
А святитель Кирилл Иерусалимский так дополняет Григория: «вы исповедали спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дни и три нощи пребыл во чреве земли (Мф. 12, 40), так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек ночью более не видит, а днем во свете обращается: подобно и в погружении, как в ночи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время вы умирали и рождались: и оная спасительная вода была вам и гроб и матерь. И что Соломон о других вещах сказал, cиe к вам приличествует. Тамо сказал: время раждатися, и время умирати (Еккл. 3, 2); о вас же напротив: время умирати и время раждатися. И единое время совершило и то и другое: и смерть и рождение ваше вкупе стеклися. О странное и чудное дело! не истинно мы умерли, не истинно погребены были, ниже истинно по распятии воскресли, но во образе подражание, а во истине спасение. Христос был истинно распят, истинно погребен, истинно и воскрес: и все cиe дал нам по благодати, да подобием приобщившись Его страданиям, самою истиною приобрящем спасение. О человеколюбе непостижимое! Христос, на пречистых руках и ногах Своих принял гвоздие, и претерпел страдание: а мне, хотя я не болел и не страдал, спасение дарует по единому общению страстей Его. (Тайноводственное поучение второе. 4-5).
Получается, что тот, кто искажает апостольский образ совершения таинства, тот нарушает и символ возрождения. Но ведь для нас символ не пустой знак. Это участие в реальности Смерти и Воскресения Господа! Так как можно считать, будто форма крещения безразлична для спасения?
Как уже было сказано, только совершенно экстраординарные причины могут служить причиной обливания или окропления. Да, и в церковной истории, и в житиях святых мы видим примеры богоугодного крещения этим способом. Но все они были связаны с болезнью или суровыми гонениями. Да, по древнему преданию ап. Петр крестил в Мамертинской темнице уверовавших в изведенной им из скалы источнике, св. Лаврентий обливанием крестил заключенных в тюрьме. Обливанием крестили в пустыне, и во время болезней. Но как можно сравнить с этим практику, когда крестят окроплением, не раздевая, не снимая даже чулок (а, потому, не помазывая ног св. Миром) в полноводной России, где можно за ничтожную цену купить большую бочку (или даже прекрасную купель в магазине саун)?
По моему глубокому убеждению, крестить обливанием можно только тяжело больных, которые не могут свободно передвигаться, заключенных в тюрьме, солдат, сражающихся в безводной местности, жителей пустынь, если там нет больших источников или в тундре при сверхнизких температурах, когда невозможно найти соответствующего теплого помещения.
Окроплением крестить можно лишь больных в реанимации, которых нельзя полноценным образом облить (например, умирающего младенца в кувезе). Но и при этом надо стараться, чтобы максимально большая площадь тела была смочена св. водой.
Во всех остальных случаях надо точно следовать требованию Номоканона (200 правило, даю с частичным переводом): «Отроча же оно, которое крещаешь, да имеешь купель или ночвицы (корыто) или блюдо, сиречь мису, или иной сосуд соответствующий. И егда влиешь елей в купель, якоже повелевает последование, возьми от блюда елей тремя перстами, и помажь отроча по всех удесах, якоже сказует устав, и тогда возьми его нагим, и став прямо, крещаеши в три погружения, глаголя сице: крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, Аминь. И низводишь его в купель, и погружаешь его, сиречь мочишь его всего. И паки да станешь мало прямо, поднимая отроча, и низводишь его вторицею в воду, и мочишь его, глаголя: и Сына, аминь. И паки станешь прямо, и низводишь его третицею, и погружаешь его, подобнее глаголя: и Святого Духа, аминь. И купаешь его конечно. Затем взяв от купели, даешь его восприемнику». Затем крещенный облачается в белые ризы, ему священник одевает крест и поет с народом 31 псалом. Обычай петь этот псалом восходит к Писанию, где ап. Павел ссылает на него, показывая блаженство оправданного Христом (Рим. 4, 5-9).
Такова норма таинства, за соблюдением которой должны следить и архиереи, и благочинный. Но и церковный народ не должен оставлять без внимание этот важнейший пункт нашей веры. Ведь согласно Окружному Посланию восточных Патриархов «у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его» (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г. п.17). Поэтому если любой пастырь отступает от подобной богоучрежденной нормы погружательного крещения, то паства должна смиренно указав ему на ошибку, в случае его упорства довести дело до правящего архиерея, дабы это беззаконие было окончательно истреблено в святых Божиих Церквах. Это изначально право и обязанность мирян еще раз были подтверждены Свящ. Синодом (28.12.1998), постановившим «призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть вязать и решить. Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним» (п.12).
ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛЫХ К КРЕЩЕНИЮ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
В завершение своего исследования чтобы не быть голословным мечтателем приведу пример того, как мы совершаем оглашение уже в течение почти 6 лет на Подворье Оптиной Пустыни в Москве (храм Петра и Павла в Ясеневе).
Подготовка взрослого к крещению, при нормальных условиях длиться пять недель. Каждую среду, после вечернего богослужения в храме ставятся лавки, и начинается беседа, длящаяся около 2 часов. На ней могут присутствовать все желающие – и оглашенные, и интересующееся, и прихожане. Всех желающих принять крещения записывают в книгу, при чем обычно берутся телефоны для связи. В дальнейшем на каждой новой беседе помечается, какую беседу прослушал оглашенный. Начинать можно с любой беседы, но затем надо пробыть на всех пяти. Чтобы не возникала необходимость в наборе групп, на каждой беседе по ходу речи мы вводим общие понятия (кто такой Бог, что такое грех и добро и т.п.). Проверено, что если говорить человеку – приходи через месяц, то обычно никто не приходит. Другое дело если с человеком начинают заниматься сразу. Ему становиться интересно, и Бог влечет его к Себе. Конечно, катехизатор обязательно должен молиться перед началом занятий и в трудных случаях.
Чтобы люди не скучали, и беседа не превращалась в бесполезную лекцию, необходимо постоянно приводить примеры и спрашивать, как человек понимает то или иное понятие (Бог, Христос, Библия, Церковь, грех, добро). В дальнейшем надо вести речь отталкиваясь из определения оглашенного. Если оно правильно – углубить его, если нет, то объяснить, почему нет, и исходя из этого показать истину. Надо следить за выражением лиц слушателей, чтобы не пропустить момент, когда они потеряют нить рассуждения. Исходя из обстоятельств можно варьировать длительность беседы, но не в ущерб полноте передачи материала.
В начале беседы крещаемым раздают листы с текстами, которые они должны выучить наизусть (это Символ веры, молитва Господня и Богородице Дево). К каждой беседе читается по Евангелию (или книга Деяний), причем необходимо подчеркивать, что после беседы надо спросить, что показалось непонятным в прочитанной книге.
Чтобы материал бесед лучше усваивался, мы показываем основные события священной истории на иконах и росписях храма.
План этих бесед следующий.
1 беседа о Боге: Кто такой Бог. Учение о Его природе. Догмат св. Троицы. Краткое учение о благодати (сущность и энергии). Откровение и его формы: Писание и Предание. Богодухновенность Библии в отличие от других священных писаний. (В нашем районе много мусульман приходит креститься и потому необходимо показать в чем разница между Библией и Кораном). К этой беседе читается Евангелие от Иоанна, т.к. оно прекрасно рассказывает об божественной природе.
2 беседа о Творении и человеке: Творение. (С кратким опровержением эволюции). Ангелы: их природа. Бунт Денницы. Шесть дней творения. Природа человека. Грехопадение прародителей (с подробным анализом текста Быт. 3, и его соотношения с обычным поведением современного человека). Природа первородного греха ка искажение природы и попадание под власть сатаны. Краткая история Ветхого Завета. (Потоп, Башня, значение Закона, пророчества) с указанием его цели — Рождения Приснодевы.
К этой беседе читают Евангелие от Марка.
3 беседа о Христе: Христология. Необходимость для спасения именно боговоплощения. Благовещение. Учение о единстве Ипостаси и двойстве природ во Христе. Воплощение как преодоление "стены природ" (по св. Николаю Кавасиле). Крещение. Искушение от сатаны. Христос как Царь, Пророк и Первосвященник. Преображение. Страсти (начиная с Входа во Иерусалим, далее предательство Иуды, Тайная Вечеря, Гефсимания, Арест, Суд, Голгофа, Сошествие во ад). Искупление грехов Заместительной Жертвой. Воскресение как начало победы над смертью. Вознесение как прославление человеческой природы. Признаки приближения второго Пришествия. Антихрист. Страшный Суд. Мучение грешников и вечная жизнь праведников.
К этой беседе читают Евангелие от Луки, т.к. в нем наиболее подробно описывают обстоятельства земной жизни Господа.
4 беседа о Церкви и Таинствах: Церковь. Что это такое. Разбор термина. Рождение Церкви — Пятидесятница. Свойства Церкви: Единство, Святость, Соборность, Апостольство. Церковная иерархия. Таинства. Крещение и Миропомазание (подробное толкование чина), Причастие (определение и указание необходимости частного причащения). Исповедь. Брак. (с указанием важнейших канонических препятствий и указание недопустимости развода и абортов). Соборование. Священство. Что такое монашество. Посты и праздники. Ежедневная молитва. Чинопоследование Литургии не описывается, т.к. оглашенных это запрещено. После крещения проводиться два раза в год (на Пасху и Рождество) тайноводственная беседа.
К этой беседе читают Деяния Апостолов, описывающие рождение Церкви.
5 беседа о заповедях: Нравственное учение. Что такое добро и зло. Описание возникновения греха в сердце. Страсть как страдание. Добродетель как добро вошедшее в привычку и как то, что уподобляет нас Творцу. Цель христианина — обожение. Десять Заповедей. (Включая обоснование того, почему тот или иной грех — это зло, с описанием противоположной добродетели).
К этой беседе читается Евангелие от Матфея, подробнее всего излагающее христианское учение о добре.
Всем оглашенным настойчиво рекомендуется молиться и дома (только не Молитвой Господней), и как можно чаще посещать храм на Литургии до возгласа "елицы оглашении, изыдите".
Что касается численности крещенных, то сначала, где-то полгода количество крещений снизилось, а сейчас достигло прежнего уровня – больше сотни в год. В среднем около 60-70 % слушателей принимают св. Крещение, а остальные хотя бы узнают о том, что христианство от них требует. Были случаи, когда, узнав о вере Церкви, люди сознательно отказывались принимать Крещение, потому что христианство противоречит их убеждениям. Думаю, что такое отсечение пошло церкви только на пользу, да и сами отказавшиеся поняли, что их взгляды противоречат слову Божию. Когда они придут в себя, они смогут сознательно принять веру.
Перед крещением обязательно совершается исповедь (без разрешительной молитвы). Само же таинство вне Великого Поста совершается во время Крещальной Литургии. Все прихожане с великой радостью приветствуют новокрещенных и многие потом говорили, что само это событие помогает и постоянным прихожанам выйти из духовной спячки.
Чтобы связь с новокрещенными не терялась, у нас существует традиция. – За несколько дней до Рождества и Пасхи молодежь, ходящая в храм обзванивает всех ходивших на беседы и приглашает на праздничные службы. Крещенных же приглашают на тайноводственную беседу. Этот способ прекрасно помогает людям держаться дома Господня.
Так что в святоотеческой практике крещения нет ничего невозможного сейчас. Более того, думаю, что только в возрождении ее залог того, что наша Церковь и в будущем будет цвести святостью. И да поможет нам в этом Бог Всемогущий!
[1] Григорий Богослов, свят. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. С. 545.
[2] Вопрос 289. Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.
[3] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993.С. 993.
[4] Вопрос 1: Аще оглашено отроча, лет седми, или совершеннолетний человек, улучит время быти при совершении литургии, и по неведению приобщится: то как должно поступити с таковым? Ответ: Должно просветити его крещением: ибо призван от Бога.
[5] Чин присоединения взрослых некрещеных до сих пор печатается в Дополнительном Требнике и в отдельных книгах Чинов Присоединения. Мы привели его в переводе на русский язык, кроме молитв, для удобства готовящих к Крещению.
[6] Молитвой Господней молится до Крещения нельзя.
[7] Св. Ипполит Римский приводит такой список запрещенных для христианина работ: «Следует интересоваться делами и занятиями тех, которые приводятся, чтобы наставлять, в чем они должны пребывать. Если кто является владельцем публичного дома или содержит блудницу, то пусть прекратит это, иначе он отвергается. Если кто-нибудь является скульптором или художником, то пусть наставят его, чтобы не делал идолов: пусть прекратит это или будет отвержен. Если кто является актером в театре или дает представления в театре, либо пусть прекратит это, либо будет отвержен. (сравни 55 правило Карфагенского Собора) Кто учит детей, то хорошо, если прекратит это, если же он не имеет ремесла, то пусть будет дозволено ему. (Речь идет здесь об языческом образовании, впрочем общая традиция Церкви здесь не солидарна позицией св. Ипполит. См. поучение к юношам свт. Василия великого). Подобным образом и наездник, который соревнуется и идет на публичные состязания, пусть прекратит это либо будет отвержен. Гладиатор или кто учит гладиаторов сражаться, или зверолов, находящийся на охоте, (имеется в виду не охотник, а тот, кто поставляет зверей для гладиаторских боев) кто или общественный раб, участвующий в гладиаторском состязании, пусть прекратят это либо будут отвержены. Кто является языческим жрецом или стражем идолов, пусть прекратит это либо будет отвержен. Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога. (Это правило также не было одобрено Церковью, но запрет на участие в идольских обрядах присяги (если они есть) сохранился и доныне, сравни 12 правило I Вселенского Собора). Блудница, или человек любострастный, или оскопивший себя и всякий занимающийся делами, о которых непристойно говорить, да будут отвержены, ибо они нечисты. (Конечно вплоть до обращения к спасению). Чародей пусть не приводится к вопрошанию. Заклинатель, или астролог, или прорицатель, или толкователь снов, или смутьян, или закройщик, который подрезает кайму одежд, или изготавливающий амулеты либо пусть прекратят это, либо будут отвержены. Наложница чья-нибудь, если она является рабыней и вскормила его детей и привязана только к нему, пусть слушает Слово, иначе будет отвержена. Человек, имеющий наложницу, пусть оставит это и возьмет жену по закону (т.е. пусть женится на ней); если же не желает, будет отвержен. Если мы что-либо упустили, то дела сами научат вас. Ибо все мы имеем Дух Божий». (Апостольское предание, 16).
[8] Оглашенный, входящий в церковь, и стоящий в чине оглашенных, обличен быв во грехе, аще сопричислен был преклоняющим колена, да низведется в разряд слушающих писания, престав от греха. Аще же и пребывая между слушающими согрешит: да изгонится из церкви.
[9] По двух седмицах четыредесятницы, не должно принимати к крещению.
[10] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 1019
[10] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 1025.
[12] Вопрос 4: Аще кто из оглашенных, находясь в болезни, лишится здраваго ума, и не может сам произнести исповедание веры, присные же его просити будут, доколе жив: должен ли прияти, или нет? Ответ: должен прияти крещение, аще не искушается от духа нечистаго.
[13] Аще оглашенный будет беснуемый, и восхощет сам, или присные его, да приимет святое крещение: то должен ли прияти, или нет, и наипаче аще будет близ смерти? Ответ: Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистаго, то не может прияти святое крещение: но, при исходе от сея жизни, крещается.
[14] Вопрос 6: Аще жена оглашенная вписала имя свое ко крещению, а ко дню крещения приключится ей обычное женам: то должно ли таковую крестити в тот день, или отложити, и на сколько времени отложити? Ответ: Должно отложити, доколе очистится.
[15] Инструкция для благочинныйх (15), утвержденная Святейшим Синодом С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 973.
[16] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 999-1000
[17] «Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицатися сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства?»
[18] «Евномиан же, единократным погружением крещающихся».
[19] Древнейший литургический документ Церкви (I век) Дидахи, так пишет об крещении: «А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это выше сказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня». (Дидахи, 7, 1-4).
[20] «Едва только успело явиться в западных Церквах, как или само породило гнуснейшие исчадия, или ввело с собою мало помалу другие новизны — большею частью противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимися, до его появления, и в тех Церквах, где оно введено, как то: кропление вместо погружения» (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848) 5, 12)
свящ.
Даниил Сысоев, Москва
1 ноября 2006 г.