Главная


 

 


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ХРАМЕ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Земное небо.......................................................... 3

Об устройстве храма............................................ 4

Внутреннее устройство храма............................. 8

Иконостас.............................................................. 11

Икона..................................................................... 20

О почитании святых мощей................................ 23

О вхождении в Божий храм................................ 25

 

Таинства церковные

Крещение

Миропомазание

Покаяние (исповедь)

Причащение (Евхаристия)

Брак

Священство

Елеосвящение (соборование)

О молебнах

 

О посте ................................................................. 54

Я... Лоза, а вы ветви............................................ 59

Молитва идущего в церковь ............................... 61

 

 

 

 

Земное небо

 

Нет прекрасней

И таинственней нет

Дома белого,

Где немеркнущий свет,

Где в курении

Растворяется плоть

Дома, где сходятся

Человек и Господь

 

А. Герцик

 

Смысл нашей земной жизни — это подготовка к вечности. Кто в этой земной жизни не почувствовал, хотя бы однажды, предощущение вечной жизни — как бы легкое веяние из иного мира? Господь наш Иисус Христос пришел на землю, чтобы показать нам путь в Царство Света — Царство Небесное.

Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Если человек искренне, чистым сердцем ищет Бога, то обязательно придет в храм, потому что именно в храме Господь ближе всего к нам. В храме Небо соприкасается с землей: Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес (Пс. 84, 11).

 

Об устройстве храма

 

Душе одна в беде есть радость - Церковь,

Легко вздохнешь, пришедши с ношей грусти,

Синеет ладан, в сердце смотрят свечи,

Иконы, гуды звонов, свет и сумрак.

 

К. Бальмонт

 

Храм обычно строится алтарем на восток и восход солнца. Господа мы называем Солнцем Правды, и в акафисте Иисусу Сладчайшему Христос именуется Востоком.

Для строительства храма выбиралось самое красивое место, он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда помогал миновать беду заблудившемуся в пургу. Формы, выбиравшиеся для строительства храма, глубоко символичны.

Например, строились храмы в форме корабля. Это были продолговатые четырехугольные здания. Корабль здесь — символ спасения: в нем укрывается от гибели человек среди бушующего житейского моря. В Церкви Христовой мы спасаемся от духовной смерти, от вечной погибели, от царства тьмы. Это и символ Ноева ковчега, который спас от потопа, от физической смерти тех людей, которые не отступили от Бога.

Строят храмы и в виде восьмиугольника, символизирующего Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к пещере и яслям, где родился Спаситель мира. Церковь является путеводной звездой, которая ведет верующих ко спасению, к вечной жизни, жизни со Христом и во Христе.

Строились храмы и в виде креста, то есть в основании церкви возлежал Крест Христов, который из орудия казни и позора (ведь распятие на кресте было самой позорной и мучительной смертью) стал символом спасения через смерть и кровь распятого на нем Богочеловека. Крест... освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение вся кому, мужества знамение, и Христов скиптр непреложный, противныя в землю попирая (Канон Честному Кресту, песнь 5).

Эти умилительные слова из канона Честному Животворящему Кресту можно услышать в храме на Утрене в среду и пятницу, когда вспоминаются страдания Господа нашего Иисуса Христа, страдавшего на Кресте.

Распространены храмы и в виде круга, который является символом вечности, так как не имеет ни начала, ни конца. Так и Церковь Христова вечна: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Храм венчается куполом, изображающим небо. Купол венчает глава с крестом — во славу Главы нашей Церкви, Иисуса Христа. Количество глав на храме различно. Например: одна глава указывает на Главу Церкви — Иисуса Христа. Две главы — два естества Иисуса Христа: Бог и человек. Три главы — три Лица Святой Троицы; пять глав — Иисус Христос и четыре евангелиста. Семь глав — семь Таинств и семь Вселенских Соборов. Девять глав — девять чинов ангельских. Тринадцать глав — Иисус Христос и двенадцать апостолов. Иногда возводились храмы и с большим количеством глав. Встречаются и двухэтажные храмы, в которых нижний этаж символизирует Церковь земную, воинствующую, а верхний — Небесную, вечно торжествующую. В восточной части храма устроен алтарь, в западной, над входом в храм или отдельно, — колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает на богослужение, а также сообщает о важнейших моментах церковной службы.

В Древней Ветхозаветной Церкви колоколов  не  было:  верующие  созывались в храм звуками труб. Во времена первохристианские, когда верующие молились в катакомбах, не могло быть колоколов, так как Богослужение совершалось в великой тайне. Колокола в Православной Церкви на Руси появились довольно поздно — в IX веке. Смысл колокольного звона не только в созывании верующих на богослужение, но и в выражении торжества Церкви и Православия.

 

Внутреннее устройство храма

 

Я сорву стебелек подорожника

В бедный храм у дороги войду.

Отведи Ты, Господь, от безбожника

Надвигающуюся беду.

 

В. Михановский

 

Ветхозаветная скиния и храм Соломона имели три части: Святая святых, святилище и двор. Христианский храм также разделяется на три части: алтарь, собственно храм и притвор. Первая от входа в храм часть (предхрамие) разделена на две части - внешний и внутренний притворы.

Внешний (паперть) расположен перед входом в храм. Внутренний расположен при входе в храм, он также называется трапезной. Эта часть храма имела большое значение в древности. Именно здесь находились оглашенные - люди, собравшиеся принять христианство и изучавшие истины веры и правила христианского благочестия. Здесь же стояли и кающиеся, то есть те христиане, которые за тяжкие грехи временно отлучались от причащения Святых Таин Христовых.

Между алтарем и притвором расположена средняя часть храма, которая имеет много наименований и по сей день: навис, в переводе с греческого - корабль и означает - наставлять, приводить к вере; ораториум - говорить, проповедовать; екклессия - собрание верующих. Именно в этой части храма во время богослужения стоят и молятся христиане. В древности мужчины стояли с правой стороны, а женщины с левой.

Перед алтарем вдоль всего иконостаса находится солея - возвышенное место, по которому ходят только священнослужители и церковнослужители. Середина солеи называется амвоном и расположена прямо напротив Царских врат. Амвон обычно полукруглой формы и как бы вдается в храм. На нем произносятся ектении, читается Святое Евангелие и происходит причастие Тела и Крови Христовых верующими. Справа и слева от солеи расположены клиросы, где находятся певчие и чтецы. У клиросов стоят хоругви - церковные знамена, иконы на материи или металле, укрепленные на высоких шестах. Они выносятся из храма во время крестного хода. Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом.

 

Иконостас

 

В книге Бытия мы читаем о сотворении мира: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). В Символе веры мы исповедуем Господа Творцом небу и земли, видимым же всем и невидимым. «Видимый и невидимый мир соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения» (священник Павел Флоренский). Такой границей соприкосновения в церкви является иконостас. Рассмотрим его устройство.

Название иконостас произошло от греческих слов: иконос — образ, подобие; стасис — поставляю. Иконостас представляет собой дощатую стену (преграду), украшенную святыми иконами, которые расположены горизонтально в несколько рядов.

К XV веку классическая форма иконостаса насчитывает пять рядов икон, увенчанных крестом.

Первый ряд — местный. В него входят и три двери, ведущие в алтарь. Центральные двери — это Царские врата, через них входят только священнослужители в определенные моменты богослужения. С внутренней стороны за вратами находится церковная завеса, которая открывается и закрывается в соответствующие моменты, символизируя непостижимость Божиих Тайн. На наружной стороне Царских врат находятся иконы, на которых изображены: Благовещение (Архангел Гавриил с белоснежной лилией и Пресвятая Дева Мария) и четыре святых евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Евангелисты имеют свои символы, с которыми они изображаются на иконах. Эти символы восходят к учителю Церкви IV века святому Иерониму. Символ евангелиста Матфея — Ангел с человеческим лицом, т.к. Евангелие начинается с родословной Иисуса Христа; символ евангелиста   Марка  —  лев   (проповедь   Иоанна Предтечи, который готовился к ней в пустыне); символ евангелиста Луки — телец (жертва Захарии за грехи народа); символ Иоанна — орел. Орел символизирует остроту пророческого видения, так как он один из всех животных в мире может взирать на солнце, не смежая очей.

Именно эти иконы расположены здесь потому, что Матерь Божия первой узнала от Архангела Гавриила благую весть о рождестве Спасителя рода человеческого. И эту же весть — о пришествии Иисуса Христа — проповедовали (благовестили) и евангелисты.

Расположение икон строго определенно. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева —- икона Божией Матери. Справа от Спасителя — храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь. Иногда икона Спасителя заменяется храмовой иконой. Далее следуют иконы, особо чтимые в данном храме или местности. То есть человеку, который знает элементарные правила построения иконостаса и традиции Церкви, войдя в храм, стоит только посмотреть на местный ряд иконостаса, и не надо уже никого спрашивать — сразу ясно, в честь кого освящен данный храм. В Богородичных храмах храмовая икона находится обычно слева от Царских врат.

Слева и справа в первом ряду иконостаса находятся одностворчатые двери. Северные ведут к жертвеннику, через них выносятся Святое Евангелие, Чаша со Святыми Дарами, Животворящий Крест и Святая Плащаница. Через эти же двери выходит диакон или священник для совершения каждения и произнесения ектении или проповеди. Южные двери — справа от Царских врат — служат для входа в алтарь после совершения каждения или произнесения ектении. На боковых дверях находятся изображения Архангелов или святых диаконов.

Перед иконами местного ряда висят лампады, стоят подсвечники, на которых горят свечи. А непосредственно над Царскими вратами находится икона с изображением Тайной Вечери.

Второй ряд иконостаса — праздничный. В нем располагаются иконы с изображением двенадцати главных годовых праздников, событий Нового Завета, особенно торжественно празднующихся Церковью и посвященных Иисусу Христу и Божией Матери. Это — Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Вознесение Господне, День Святой Троицы (день Пятидесятницы), Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Животворящего Креста.

Третий ряд называется деисусным чином. Деисис по-гречески означает моление, молитва. В центре этого ряда изображен Христос, справа от Него — Божия Матерь Своим ликом обращенная к Спасителю. Слева — святой Предтеча и Креститель Иоанн, обращенный к иконе Христа. Они стоят в молитвенной позе. По бокам от них, также ликом ко Христу, расположены Ангелы и святые Новозаветной Церкви: апостолы, их преемники святители, преподобные, мученики и так далее. Этот ряд иконостаса является центральной его частью и олицетворяет собой моление Церкви за мир.

Четвертый ряд — пророческий. Он изображает Ветхозаветную Церковь в лице пророков: от пророка Моисея до пришествия в мир Христа. Пророки предсказывали пришествие в мир Спасителя, предвозвещали Боговоплощение. В центре изображается икона Божией Матери с Предвечным Младенцем.

Пятый ряд — чин праотеческий. На нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви от Адама до Моисея. В руках они держат свитки. В центре помещается икона Святой Троицы в виде Ее явления праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Это было первое откровение человеку о троичности Бога, первый союз Бога с человеком. В середине этого ряда располагается изображение Господа Саваофа в образе старца. Над этим рядом в центре устанавливается Крест — символ победы над грехом и смертью. Именно через Крест Христов произошло соединение земной и Небесной Церкви.

Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, с кем мы, верующие в Иисуса Христа, находимся в духовном общении, единении, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову. Изображение Спасителя доминирует во всем построении иконостаса, ибо Он является Главой Церкви.

Главная часть христианского храма — алтарь. Располагается он в восточной части за иконостасом. Название происходит от греческих слов: «альта» — возвышенный и «арра» — жертвенник. Алтарь возвышается над основным пространством храма и напоминает о земном рае, в котором находились прародители Адам и Ева до грехопадения. Находясь в храме, всегда следует стоять лицом к алтарю. Алтарь символизирует собой те места, откуда Христос шел на проповедь, страдал, претерпевал крестную смерть, где совершились Его Воскресение и Вознесение. Входить в алтарь имеют право только священнослужители и церковнослужители. Женщины, кроме монахинь, да и то по благословению, не имеют права входить в алтарь.

В алтаре, в центре его, находится главная принадлежность алтаря — святой престол, на котором и происходит принесение Бескровной Жертвы и пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это особо освященный четырехугольный стол, символизирующий Престол невидимого Бога и Гроб Господень, в который было положено тело Иисуса. Во времена Христа в Палестине в деревянных гробах не хоронили. Тело умершего умащивали благовониями, заворачивали в специальные пелены и полагали в пещеру на каменное ложе в виде стола.

Точную копию Святого Гроба Господня вы можете увидеть, посетив Тихвинскую церковь в Москве (в бывшем селе Алексеевском, у ст. метро «ВДНХ»).

На одном престоле можно совершать только одну Литургию в сутки, так как Христос принес Себя в жертву единожды.

К престолу могут прикасаться только диаконы, священники и епископы. Только они могут и проходить между престолом и Царскими вратами.

В Царские врата невидимо проходит Сам Царь Славы, Господь наш Иисус Христос: сначала — в образе Евангелия, а затем, во время великого входа, в образе хлеба и вина, приготовленных для пресуществления Даров.

Кроме главного алтаря, существуют еще и приделы, боковые алтари, каждый из которых освящен во имя какого-нибудь святого.

 

Икона

 

Когда тебя коснется искушенье

И овладеть тобой готово зло,

Иди тогда, спеши в уединенье

И перед образом склони свое чело.

 

А. Селезнев

 

Почитание святых икон занимает важное место в православном благочестии. Ими украшаются как православные храмы, так и дома. Икона духовно связана с первообразом, изображенным на ней. Священное Предание сохранило для нас сведение о первом Нерукотворенном образе, возникновение которого связано еще со временем пребывания Спасителя на земле.

Едесский князь Авгарь, будучи тяжело и неизлечимо болен, просил живописца Ананию найти Христа и написать с Него портрет, — так как много слышал об исцелениях, но не мог сам встретиться со Спасителем. Анания нашел Христа, но портрет не удавался, потому что лик Спасителя менялся чудесным образом. Тогда Господь попросил принести воды, умылся и отерся полотенцем, на котором просиял Его Пречистый лик. Он отдал Свой святой Лик на полотне живописцу. Так благословил наш Господь первую икону.

Первые же иконы Божией Матери, написаны еще при Ее жизни евангелистом Лукой. Известно по Священному Преданию, что евангелист Лука написал три иконы Матери Божией, которые Она благословила и сказала: «Да будет с ними благодать Моя и Сына Моего». С этих икон евангелист Лука написал еще семьдесят копий. Промыслом Божиим в России оказались некоторые из этих древних икон, написанных святым Лукой. Например: Владимирская, Корсунская, Тихвинская, Смоленская. Святые иконы Божией Матери не раз спасали наше отечество от гибели.

Истинный христианин рождается, вступает в брак и умирает с иконой. На Руси был обычай при рождении младенца заказывать икону по его росту. Такие иконы назывались родимыми или мерными.

Мы легко узнаем на иконе того или иного святого. Никто не спутает святителя Николая с целителем Пантелеимоном. Это потому, что у нас в Церкви сохранилось много преданий о внешнем виде святых, довольно таких сведений и в житиях святых.

Бывали случаи, когда святые являлись иконописцам или священникам Церкви и говорили, как их нужно изображать. Так, например, мученик Орест явился святителю Димитрию Ростовскому, святой Иоанн Яренгский — иконописцу, соловецкому иноку Феодориту; святитель Митрофан Воронежский — воронежскому живописцу. В начале VIII века Православная Церковь пережила ересь иконоборчества. Это восстание поднял император Лев Исаврянин. Много святых пострадало тогда, защищая и сохраняя для нас святую икону.

 

О почитании святых мощей

 

Над нами те ж, как древле, небеса

И так же льют нам благ своих потоки,

И в наши дни творятся чудеса,

И в наши дни являются пророки.

 

В. Бенедиктов

 

Православная Церковь наряду с иконой почитает мощи святых людей, которые при жизни своей богоуподобились, приблизившись к Богу, и своим жизненным подвигом, ежедневной молитвой, постом, очищением сердца, — действительно достигли уподобления Господу, покорив плоть духу.

Тела некоторых святых сохраняются в сравнительной или полной нетленности. Однако следует помнить, что почитаются они не за их нетленность, а за то, что по причине святости почивших их тела и по смерти являются хранителями Божественной благодати, силою которой подаются верующим дары исцелений и другие духовные дарования. И по сей день чудеса и исцеления людей у мощей святых угодников Божиих -бесчисленны. Народ Божий с верою, благодарением и надеждой припадает к ним. Исцеления бывают от телесных болезней и от болезней душевных и духовных. Духовное прозрение человека, которое дает ему возможность следовать за Христом, — выше всякого телесного здравия.

 

О вхождении в Божий храм

 

Если хочешь жить легко

И быть к небу близко,

Держи сердце высоко,

А голову низко.

 

Ф. Глинка

 

Оставляй все скорби за вратами храма, помня слова Спасителя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11,28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в храм, сотвори три поясных поклона, молясь про себя: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».

Самое важное богослужение Литургия или обедня (она совершается до полудня). За Литургией вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, которое установил Сам Господь на Тайной Вечере.

Православные христиане подают на Божественную Литургию записки о здравии своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших.

Имена пишутся аккуратно, разборчиво. Нужно писать полное имя в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? — Николая, Никиты, Иоанна, Веры и т.п. Количество имен не имеет значения, однако не очень длинную записку священник обычно читает внимательнее и молитвеннее.

Записки подаются перед началом службы, тогда же покупают и свечи. Не следует смущаться разной ценой записок, потому что различная цена записок означает лишь разную сумму пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.

Благоговейно относись к церковной свече: это — символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо.

О здравии близких или в другой нужде свечи ставят Спасителю, иконам Божией Матери, святым угодникам Божиим. Свечи за упокой ставят на канун. Канун — это специальный столик, на котором стоит Крест с распятием и множество свечей. На канун также кладут поминальную еду. Перед кануном совершаются панихиды по усопшим.

Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Если в храме есть место, где ты привык стоять, проходи к нему тихо и благоговейно, а проходя мимо Царских Врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись.

Если ты пришел в храм в первый раз, то встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.

В храм всегда приходи к началу Богослужения. Святые отцы имели откровение, что с первым звоном в храм входит Сама Царица Небесная. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей богослужения.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы (Честнейшая) и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся Литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — береги свое сердце, ум и внимание для молитвы. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих людей, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В храме положено стоять, но если по немощи тела тебе это трудно, то сядь с самоукорением и внимательно следи за службой.   Митрополит   Московский   Филарет (Дроздов) сказал: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно встать.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову.

В храме молись духом как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только телом: старайся чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, входили в твое сердце; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечу, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяются первые три пальца вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами мы, изображая на себе крест, прикасаемся ко лбу, к груди, к правому и затем левому плечам и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев (по-славянски перстов) символизирует нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутых к ладони перста — нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа, соединившего в Себе два естества: Он есть Бог и Он есть Человек, ради нашего спасения сошедший с Небес на землю. При этом следует знать, что на чело крестное знамение налагается для того, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь — чтобы освятить сердце и чувства, на плечи — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать на это внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи,  просфоры и церковные сборы, чтобы не мешать Богослужению и молящимся.

До конца Богослужения, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — грех перед Богом.

По старым монастырским обычаям, мужчины стоят в правой части храма, а женщины — в левой. (Сейчас это сохраняется только в монастырях.) Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать.

Женщины должны приходить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках. Мужчины перед входом в храм снимают головной убор. Но если ты увидишь, что вошла женщина или девушка одетая не как положено — не делай замечания. Ты можешь отвратить навсегда человека от храма, сделав грубо, нетактично замечание. Одна пожилая женщина рассказала своему духовнику. Она одернула в храме девушку в брюках, сказала ей что-то в резкой форме. Ночью во сне ей явилась Божия Матерь и сказала: «Что ты сделала? Я ждала эту душу двадцать лет, а ты прогнала ее».

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на Небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

 

Таинства церковные

 

В каждом колосе - тело Христово

В каждом дереве распят Господь

И молитвой пречистое Слово

Исцеляет болящую плоть.

 

А. Ахматова

 

 

Он был неведом мне, но полн святой любовью

Текущею из ран не погнушался кровью:

Он взял линя с собой и помогал мне сам,

И лил на раны мне целительный бальзам.

 

Ю. Жадовская

 

 

 

 

О посте

 

Для человека вновь пришедшего в Церковь, чем-то очень трудным и непреодолимым кажутся посты. Но пост, как и все остальное, что заповедал нам Господь, — есть великая Его любовь к нам. Цель поста облегчить нам путь в Царство Небесное. Пост делает нас менее плотяными, более легкими. Каждый верующий свидетельствует, что в конце поста усиливается молитва, легче становится стоять в храме, душа испытывает детскую радость. Глубокое осмысление поста восходит еще к жизни первых людей, Адама и Евы, в Эдеме, т.е. в раю Божием. Тогда Господь заповедал Адаму и Еве не вкушать плодов лишь от одного древа: Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3, 3).

Как тогда речь шла о духовной смерти, об отпадении от Бога за непослушание, так и в современном посте — главное послушание Богу и Церкви, которое мы оказываем, соблюдая заповеданный нам пост. Постом мы не должны вкушать пищи животного происхождения: мяса, яиц, молочных продуктов, сливочного масла.

Должно воздерживаться также от развлечений, стараться умягчить свою душу добрыми делами. Но все это укладывается в две главные заповеди Божии: Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37-38).

Посты установлены церковным уставом и бывают многодневными и однодневными. Многодневные посты подготавливают христианина к великим праздникам.

Самый строгий — Великий пост — начинается за семь недель до Светлого Христова Воскресения, Пасхи. Именно в этот пост включена и Страстная неделя  (седьмая).

С 28 ноября (здесь и далее даты даны по новому стилю) — на следующий день после празднования дня памяти святого апостола Филиппа (поэтому в народе этот пост называют еще Филиппов пост, или просто Филипповки) — начинается Рождественский пост. Он длится сорок дней и заканчивается перед днем 6 января, Рождественским Сочельником.

Перед празднованием памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла установлен Церковью Петров пост. Продолжительность этого поста бывает различной. Далее следует Успенский пост, который начинается 14 августа и продолжается две недели, до праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

Однодневные посты соблюдаются в течение всего года по средам и пятницам, за исключением Святок и сплошных седмиц. Святки — от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. Сплошные седмицы — это две седмицы до Великого поста (седмица после Недели1 о мытаре и фарисее и масленица), седмица после Пасхи и седмица после Троицы.

_______________________________________________

1 Неделя (букв, «не делать») — воскресный, нерабочий день. По церковному уставу седмица начинается с воскресного дня.

 

По средам и пятницам христиане могут есть рыбу, но принимать мясную и молочную пищу нельзя. Среда и пятница — дни страданий Господа нашего за нас, в эти дни он претерпел предательство, мучения, издевательства и, наконец, распятие и смерть на Кресте.

Помимо этого существуют, если можно так выразиться, и именные однодневные посты. В Крещенский сочельник (18 января) не положено принимать ни мяса, ни рыбы, ни молочных продуктов. Обычно верующие вообще ничего не едят до великого освящения воды, которое происходит в этот день в церкви. Этот однодневный пост заканчивается вкушением крещенской воды. Эту воду, как великую святыню (агиасму) христиане благоговейно хранят в домах в течение года. Крещенскую воду вкушают натощак, ею кропят дома.

В Рождественский сочельник — навечерие Рождества Христова — соблюдается столь же строгий пост, как и в Крещенский сочельник.

В день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и в день праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября) соблюдается строгий пост, предписывающий принимать только растительную пищу.

 

Я... Лоза, а вы ветви (Ин. 15, 5)

 

Не постыдит Он упованья

Сердец, отдавшихся Ему,

Забыть заставит и страданья,

И зла пугающую тьму.

 

Архиепископ Августин (Беляев)

 

Мы говорим с нежностью «Церковь Христова», и действительно — невозможно отделить Церковь от Христа. Я есмь Лоза, а вы ветви (Ин. 15, 5). «Потому-то, как свят Господь, так свята и Церковь» (Св. Иоанн Кронштадтский). Нераздельность Христа и Церкви открывается в образе Божией Матери «Знамение»: Христос изображается на нем в материнском чреве. В лоне Богоматери Бог изображен не только во плоти, но и окруженным человеческою плотью Пречистой Девы. Церковь начинается там, где: двое или трое собраны во имя Христово (Мф. 18, 20). Двое или трое — это первичная клетка любви. «Понятие зовущей к объединению любви лежит в самом греческом слове Церковь — эклексия, означающем «собрание», «созывание» (И. Фудель).

 

О Церковь Божия, Святая, Соборная и Апостольская! Сколь Ты величественна, премудра, истинна и спасительна! Сколь велик и чуден и дивно возвышен состав Твой, сколь велика глава Твоя — Сам Христос. Он есть Глава тела Церкви (Кол. 1, 18).

Твердо веруй в Бога Творца, Отца и Судию Праведного и в Церковь Его, созданную на земле для приготовления нашего, для научения, очищения, врачевания, освящения и утверждения. Благодари Бога за все, для тебя уготованное, пользуйся к своему благу и блаженству всеми дарами Божиими. Аминь. (Св. Иоанн Кронштадтский)

 

Молитва идущего в церковь

 

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради, исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 



Hosted by uCoz