Бог
ВСЕМОГУЩЕСТВО БОЖИЕ
"О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоей и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного" (Иер. 32, 17).
"Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?" (Иер. 32, 27).
"Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает" (Ис. 40, 26).
"Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим" (Ис. 40, 28).
"Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш" (1 Цар. 2, 2).
"Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк. 1, 37).
"Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился" (Апок. 11, 17).
"Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу" (Мк. 10, 27).
В Божеском естестве изволению сопутствует могущество и мерой Божиего могущества служит воля. Святитель Григорий Нисский (17, 9).
Несомненным доказательством того, что причина всего существующего - одна, служит то, что мир один, а не многие ... Самый порядок мира и совершенное соответствие всех его частей ясно показывают, что правитель и распорядитель во вселенной один, а не многие. Ибо если бы правителей было много, этот порядок не мог бы сохраниться, напротив, все смешалось бы и извратилось, питому что каждый стал бы распоряжаться по своему произволу и противодействовать другому. И как мы сказали, что многобожие есть безбожие, так и многоначалие необходимо назвать безначалием: если бы один ниспровергал власть другого, без сомнения, не осталось бы ни одного начальника, а было бы одно всеобщее безначалие. Где нет начальника, там не бывает никакого порядка, напротив, один беспорядок. Если бы один мир был создан многими, это обличало бы бессилие творцов, так как для одного дела потребовалось участие многих; и одновременно это показывало бы недостаточность знаний каждого из них для творения. Ведь если бы для этого был достаточен один, не нужно было бы тогда многим восполнять недостаточность друг друга. Но говорить, что в Боге чего-нибудь недостает,- не только нечестиво, но и превышает всякое нечестие: потому что и между людьми не назвали бы совершенным художником (напротив, назвали бы слабым) того, кто не один, а при содействии многих сотворил бы какое-нибудь произведение. Святитель Афанасий Великий (113, 103).
Бог непостижим в Своем могуществе. Он мог явить в творениях нечто большее, но совершил в них только то, что они способны вместить (25, 246).
Не обвиняйте Божиего могущества, что природа не вмещает невозможное, виной тому не Создатель, а творение (25, 248).
Если Бог хочет, вещества приобретают противоположные свойства. Преподобный Ефрем Сирин (28, 98).
Всемогущество Божие познаем из создания мира и управления им, из чудес Его, сотворенных и творимых в мире. Не было ничего, но Бог сотворил великие и преславные дела, небо и землю и все, наполняющее их, и сотворил из ничего, без труда, единым словом: "Он сказал,- и сделалось; Он повелел,- и явилось (Не. 32, 9). В этом Его всемогущество. Та же всемогущая сила управляет созданным миром и хранит его. Святитель Тихон Задонский (104, 124).
ГНЕВ БОЖИЙ
"Господь, Бог твой, есть огнь поядающий. Бог ревнитель (Втор. 4, 24).
"Иисус сказал народу: не возможете служить Господу (Богу), ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших" (Нав. 24, 19).
"Господь есть Бог ревнитель и мститель: мститель Господь ! страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих" (Наум. 1,2).
"Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его" (Иер. 10, 10).
Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если он будет во грехе, потому что уготованы сосуды смертные - силы, истребляющие врагов Божиих ... Как огонь страшен для сгорающих веществ, сжигает не алмаз, который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя карающие стрелы Божий. Святитель Василий Великий (4, 181).
Когда читаем о гневе или ярости Божией, мы должны представлять их не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы должны понимать, что Он - Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 102).
Ты, Господи, не гневаешься, когда недоволен, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, мир не стерпел бы гнева Твоего. Преподобный Ефрем Сирин (28, 330).
Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долго терпит, ожидая нашего покаяния. Свой гнев и праведный суд Он проявляет, чтобы мы вразумились и исправились, а не оставались в грехе. Святитель Иоанн Златоуст (39, 804).
Гнев Божий проявляется болезненным чувством в обучаемых: причиняется оно невольными неприятностями, которыми Бог часто приводит к скромности и смирению надменный ум... Преподобный Максим Исповедник (68, 272).
Может ли кто выдержать гнев Божий? Страшно, братия, впасть в. руки Бога Живого. Если мы страшимся рук врагов, хотя Господь говорит: не бойтесь убивающих тело (Мф. 10, 28), то кто, имеющий ум, не устрашится рук Божиих, во гневе поднимающихся против нечестивых? Ибо гнев Божий откроется против всех тех, кто в распутстве и насильничестве проводит жизнь, не зная обращения и подавляя истину неправдою (Рим. 1, 18). Святитель Григорий Палама (65, 246).
Горе злым и нечестивым! В наказание за дела свои они будут мучимы сатаной. Кто на земле грешил и оскорблял Бога и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце лукавство и в уме зависть, того скроет страшная бездна, полная огня и серы. Кто не допускал любви и предавался гневу, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокие мучения ангелам тьмы. Преподобный Ефрем Сирин (28, 106).
Наказание гееннским огнем грозит и готовится только тем, которые живут в грехах и не преклоняются к простертым рукам Христовым. Святитель Григорий Нисский (17, 285).
Божиему человеколюбию свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их угрозами, призывая согрешивших к покаянию. Святитель Василий Великий (5, 161).
...Чем умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников? Избранной жертвой, принесенной Ему, как кадило: любовью и смирением примиряется Он, если прогневали мы Его. Преподобный Ефрем Сирин (28, 314).
Сила грехов как бы принуждает даже Божественное и бесстрастное Естество из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божиему естеству не угодный, для нас же при всем том полезный (50, 217).
Поэтому наказание за грехи, которое налагает Бог для нашего исправления, следует называть не гневом и негодованием, а скорее, вразумлением. Если же некоторые и считают его гневом, то и тем возвещают Божие человеколюбие, предполагая, что Бог снисходит до страстного состояния ради людей, для которых сделался Он и человеком. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 198).
Не по злобе наказываешь Ты, Господи,- Твой удар поражает из любви. Ты желаешь нашей пользы, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое. Преподобный Ефрем Сирин (28, 331).
Божество бесстрастно и, наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, как люди, но по промыслу и великому человеколюбию. Потому надо иметь большое дерзновение и уповать на силу покаяния. Святитель Иоанн Златоуст (35, 5).
Благ Господь, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по заслугам, по достоинству. Святитель Василий Великий (8. 78).
Твои удары, Господи, исполнены любви, Твои наказания пламенеют щедростью. По любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу... Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего, чего ни коснется жезл Твой, удар его приносит великую пользу. Преподобный Ефрем Сирин (28, 330).
Бог карает тебя, надменного,, чтобы, придя в сознание, ты изменился к лучшему (49, 197).
Не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь посылает нам то, что мы заслуживаем (49, 221).
Когда терпишь наказание от Бога, не ропщи, потому что Он наказывает, как Отец, и достоин благодарения, как Благодетель. Преподобный Нил Синайский (48, 243).
Бог часто угрожает наказаниями и посылает их не для того, чтобы отомстить за Себя, но чтобы привлечь нас к Себе (35, 5).
В случае болезней и ран мы оплакиваем не тех, которые лечатся, но больных неизлечимо. Грех подобен болезни или ране, а наказание - отсечению или лечению (35, 851).
Если и теперь, когда есть страх наказания и мучений, люди не сохраняют добродетели,- какими бы они были, если бы не терпели тяжелых последствий за свои преступления? (38, 70).
Бог наказывает не всех сразу и не всех по заслугам, но слегка и постепенно; и часто, наказывая одного, вразумляет многих других (39, 76).
Если Бог захочет строго взыскать за все, что делается против Него, мы не проживем и одного дня (36, 225).
Когда порочные наказываются, тогда праведные делаются более внимательными, так что отсюда происходит двойное благо: те - оставляют пороки, а эти еще более стремятся к добродетели (39, 77).
Когда Господь (по долготерпению) медлит с наказанием, Он делает это не затем, чтобы совсем не подвергать наказанию, но чтобы наказать с большей строгостью, если ты останешься неисправимым (43, 526).
Настоящее наказание есть больше вразумление, чем осуждение, больше врачевание, чем мучение, больше исправление, чем воздаяние (44, 278).
Нужно плакать и скорбеть не о тех, кто подвергается наказанию,- их ведь подталкивают к выздоровлению, а о тех, кто грешит безнаказанно (46, 537).
Для того, кто разумен и любит Господа, больше утешения, если он подвергнется наказанию после того, как прогневает Милосердного, чем если бы он не претерпел наказания (46, 680).
Безнаказанность приносит нам не меньше вреда, чем сами грехи. Поэтому Бог и наказывает - не только, чтобы наказать за прошедшее, но чтобы исправить на будущее (46, 667).
Бог не за Себя мстит тем, кто согрешил против Него,- никакой вред не может коснуться Его Существа. При наказании Он имеет в виду нашу пользу и то, чтобы мы не развратились еще; больше, продолжая оказывать Ему пренебрежение (35, 5).
Никогда не бойся наказания - бойся греха, навлекающего наказание (35, 851).
Закваска всякого нечестия и порока истреблена потопом. Видишь, как и сами наказания, посылаемые Богом, являются более благодеяниями и показывают Его заботу о роде человеческом (38, 256).
Справедливое наказание есть спасение для виновных, так же как излечение раны служит исцелению тела (40, 271).
Почему же часто не наказывает Бог? Чтобы показать Свое долготерпение и спасти нас покаянием, чтобы, в противном случае, не истребить совершенно нашего рода и не лишить спасения тех, которые могут еще спастись, изменив порочную жизнь на лучшую. Святитель Иоанн Златоуст (44, 559).
Те же, которые не сделаются здесь причастниками Христу или обесчестят причастие греховной жизнью, то есть не поживут по Христу, находятся в опасности подвергнуться там (за гробом) неотъемлемой уже каре - тягчайшей смерти (в вечности). Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 56).
Если даже святые подвергались поучительным, наказаниям (на земле), будем и мы благодарны, когда бываем поучительно наказаны, чтобы сподобиться быть причастными и славы их: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12, 6; Притч. 3, 12). Преподобный Максим Исповедник (68, 251).
Если некоторые избежали наказания при жизни (за грехи), тем хуже, потому что, отойдя из этой жизни, понесут там более тяжкое наказание. Святитель Исидор Пелусиот (52, 231).
Тяжесть наказания соизмеряется с намерением каждого и его пристрастием к греху. Преподобный Исаак Сирин (56, 41).
Не будем впадать в малодушие от Божиего наказания, но... будем до конца исправлять себя благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Григорий Палама (65, 30).
Будем непрестанно помнить о
Страшном Суде, об огненной реке,
неразрешимых узах, непроницаемом
мраке, о скрежете зубов. Но Бог
человеколюбив, говоришь ты. Итак,
потвоему, все угрозы, о которых мы
читаем в Священном Писании,- одни
пустые слова? Богач, презревший
Лазаря, не мучится (Лк. 16, 19-26)?
Юродивые девы не изгоняются из
брачного чертога? Отказавшиеся
накормить Христа не пойдут в огонь,
уготованный диаволу и агелам его?
Имеющий нечистые одежды не будет
связан по рукам и ногам и осужден на
гибель? Требовавший сто динариев не
будет предан истязателям? И это
неправда, что сказано 'о
прелюбодеях: "Червь их не умирает
и огонь не угасает" (Мк. 9, 48)? Или
все это одни только угрозы? Да,
говоришь ты.
Но скажи мне, на каком основании ты
осмеливаешься утверждать это и
произносить от себя такой приговор?
Я могу доказать тебе противное
словами и делами Христовыми. Если
не веришь словам Писания о будущем
наказании, по крайней мере, поверь
тем, которые уже исполнились. Что
уже было, что исполнилось - это не
пустые угрозы и слова. Кто при Ное
навел потоп на всю вселенную,
произвел ужасное истребление и
гибель нашего рода? Кто потом
низвел молнию и огненные клубы на
землю содомскую? Кто погрузил в
море целый Египет? Кто истребил
шестьсот тысяч человек в пустыне?
Кто попалил огнем сонм Авиронов?
Кто повелел земле разверзнуть уста
свои и поглотить Корея, Дафана и
бывших с ними? Кто при Давиде в одно
мгновение поразил семьдесят тысяч?
Упоминать ли еще о наказаниях
частных? О Каине, преданном на
непрестанное мучение?... О
собиравшем дрова в субботу и
подвергшемся той же казни? О сорока
двух отроках, которые при Елисее
съедены зверями и которым не
послужил извинением их возраст?
А если хочешь видеть подобные
примеры и во времена благодати,
представить себе, какие наказания
претерпели иудеи, как жены их ели
собственных детей... Как поражали их
при нестерпимом голоде, среди
различных и тяжких войн такие
чрезвычайные бедствия, с которыми
не могут сравниться ужасные беды
прежних времен. А чтобы ты убедился,
что все это навел на них Христос,
послушай, как Он Сам, предсказывает
эти несчастья то в притчах, то в
ясных и прямых словах. В притчах,
когда говорит: "врагов же моих
тех, которые не хотели, чтобы я
царствовал над ними, приведите сюда
и избейте предо мною" (Лк. 19, 27);
когда предлагает притчи о
винограднике, о браке. А в прямых
словах, когда угрожает, что
"падут от острия меча, и
отведутся в плен во все народы... И
будут знамения в солнце и луне и
звездах, а на земле уныние народов и
недоумение; море восшумит и
возмутится; люди будут издыхать от
страха и ожидания бедствий,
грядущих на вселенную" (Лк. 21, 24-26);
"ибо тогда будет великая скорбь,
какой не было' от начала мира
доныне, и не будет" (Мф. 24, 21).
Известно также всем, какой казни
подверглись Анания и Сапфира за
несколько утаенных монет. Не
замечаешь ли и теперь каждый день
несчастных случаев? Неужели
скажешь, что этого не бывает?
Неужели не видишь и теперь
умирающих от голода, страдающих от
болезней, живущих во всегдашней
нищете, претерпевающих тысячи
тяжких бедствий?
Справедливо ли было бы одних
наказывать, а других нет? Если Бог
справедлив, что несомненно, то,
конечно, и ты будешь наказан за свои
грехи. Если же ты думаешь, что Бог
тебя не накажет, потому что Он
человеколюбив, то следовало бы и
тех не наказывать. Но, как сказали
мы выше. Бог и здесь многих
наказывает, чтобы вы, не верящие
словесным угрозам, поверили
действительным казням. И поскольку
давно бывшее мало нас устрашает, Он
вразумляет беспечных современными
событиями, которые совершаются над
каждым поколением. Почему же,
спросишь, Бог не наказывает всех
здесь? Чтобы иным дать определенное
Им время на покаяние. А почему не
наказывает всех только там? Чтобы
не было много неверующих в Божий
Промысл.
Теперь я спрошу тебя: не правда ли,
что много разбойников поймано, а
многие умерли без наказания? Где же
Божие человеколюбие и правосудие?
Если бы Он вовсе никого не
наказывал, тебя это могло бы
устроить. Но если одни наказаны,
другие нет, и притом без наказания
остаются те, которые больше
грешили,- как это понять? Не вправе
ли мы заключить, что наказываемые
терпят обиду? Итак, почему же не все
наказаны здесь? Послушай, что
отвечает на это Сам Христос. Когда
упала башня и убила нескольких
человек, отчего некоторые
приходили в недоумение, Христос
сказал им: "думаете ли вы, что эти
Галилеяне были грешнее всех
Галилеян, что так пострадали? Нет,
говорю вам, но, если не покаетесь,
все так же погибнете" (Лк. 13, 2-3).
Этим Он учит нас не полагаться на
то, что при множестве наших
преступлений мы остаемся без
наказания, когда другие терпят его.
Потому что, если не покаемся,
непременно будем наказаны.
За что же, спросишь, терпеть вечное
наказание, если здесь мы грешили
недолгое время? А за что здесь
человек, в одну минуту совершивший
убийство, осуждается на всю жизнь
работать в рудниках? Ты скажешь, что
Бог так не поступает. Как же Он
расслабленному попустил тридцать
восемь лет терпеть столь тяжкое
наказание? Если же не веришь, что
этой болезнью он был наказан от
Бога. послушай, что говорит Христос:
Вот ты выздоровел; не греши больше,
чтобы не случилось с тобою чего
хуже (Ин, 5, 14) (113, 707).
Смотри, как постепенно Господь переходит от малых наказаний к большим. Тем самым Он как бы защищает Себя пред тобою, показывая, что Он вовсе не хотел бы употреблять подобные угрозы, но мы вынуждаем Его. Господь предупреждает (Мф. 5, 21-24): "Не гневайся напрасно, ибо будешь повинен суду. Ты пренебрег этим, смотри же, что породил гнев твой: он заставил тебя поносить другого. Ты сказал брату своему: глупец. За это Я подверг тебя другому наказанию - суду сонмища. Но если ты, презрев и это, останешься столь же наглым, Я не буду больше налагать на тебя этих умеренных наказаний, но подвергну тебя вечному огню гееннскому, чтобы ты, в конце концов, не покусился и на убийство. Ибо ничто не бывает так непереносимо, как оскорбление, ничто так не уязвляет человеческую душу; а чем язвительнее слова, тем сильнее разгорается огонь. Итак, не считай неважным, если ты назвал другого глупцом. Ибо, отнимая у брата своего то, чем мы отличаемся от бессловесных, и что преимущественно делает нас людьми, то есть ум, ты лишаешь его всякого благородства". Итак, не на слова только мы должны обращать внимание, но и на смысл их и на впечатление, представляя, какой удар может нанести слово и какое причинить зло. Поэтому и апостол Павел изгоняет из Царствия Небесного не только прелюбодеев и блудников, но и "досадителей",- и весьма справедливо. Ибо оскорбляющий разоряет благо, созидаемое любовью, подвергает ближнего бесчисленным бедствиям, производит непрестанную вражду, разрывает члены Христовы, нарушает желанный Богу мир, приуготовляет диаволу просторное жилище и делает его сильнее. Христос и поставил этот закон, чтобы ослабить диавола, ибо Он заботится о любви, потому что любовь - мать всех благ и отличительный признак Его учеников; она одна содержит в себе все совершенства, свойственные человеку. Святитель Иоанн Златоуст (115, 551-552).
Видим здесь, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые призваны словом Его к вечному блаженству как преславной и пресладостной Вечери, но, презрев эту Его великую благость, обратились к поискам временного: чести, славы, богатства и прочих ценностей мира сего: "Никто из тех званых не вкусит моего ужина" (Лк. 14, 24). Читаем в книгах Моисеевых Чисел, что когда сыны Израилевы, выйдя из Египта, роптали: "Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок (Чис. 11, 4-5),- Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень" (Чис. 11, 1). Ропщущие израильтяне предзнаменовали тех христиан, которые временные блага предпочитают вечным и небесным, как израильтяне египетское мясо и прочие снединебесной манне. Поэтому они и призывают на себя гнев Божий. И огонь не временный, но вечный для них возгорится (104, 422).
"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков" (Рим. 1, 18). И как только падет, последует вечная смерть бедного грешника. Так пал гнев Божий на содомлян, и погибли; пал на ожесточенного фараона, и он утонул в море, как олово, со всем своим воинством; пал на беззаконных Израильтян в пустыне и умертвил их: "гнев Божий пришел на них, убил тучных их" (Пс. 77, 31). Ах, бедный грешник! Меч острый над тобой висит, грозит смертью, и если не сойдешь с места, падет он на тебя. Сойди, чтобы не пал он, не поразил тебя и не рассек, не подверг тебя одной участи с лицемерами (Мф. 24, 51) (104, 424-425).
Если люди не чувствуют карающей руки Божией в бедственных обстоятельствах и не только от грехов не отстают и не каются, но и прилагают грехи к грехам, то нужно непременно ожидать еще большего бедствия. Поэтому нужно, познав и признав свои грехи и беззакония, просить от глубины сердца: "Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!" (Пс. 79 8) (104, 1191).
И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, потому и благочестивых здесь наказывает Бог, чтобы там не наказывать. Об этом апостол говорит: "Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор. 11, 32). Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева, так отец наказывает своих детей, но не умерщвляет, бьет, но не убивает. Об этом наказании говорит апостол: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр. 12„ 6-7). И здесь проявляется правда Божия: хотя она соединена с милостью и человеколюбием, но и малых грехов не оставляет без наказания (104, 1193).
Беззаконие, оставленное без наказания, есть дверь к другим беззакониям. Так возникает привычка к греху и ожесточение в грехе, а потом - явная гибель. Оставлять преступника без наказания - не милость, но бесчеловечность и безумие, которое и милостивого приведет к гибели ... Плохо проявлять милость там, где требуется наказание, плохо прощать и щадить того, кто не оставляет греха и не кается. Ненаказанный грех дает повод к другим грехам, и один прощенный злодей многим подает поощрение к злодеянию (104, 14).
Сколько преступающих закон карает праведный суд Божий, и в самом действии беззакония они нисходят в ад, чтобы принять по делам своим! Сколько погибает блудников и блудниц, связанных в скверном деле, сколько разбойников в самом разбое, сколько хищников и воров в хищении и воровстве, пьяниц в опьянении. Но что стало с одним беззаконником, того нужно ожидать и другим. Потому Христос сказал тем, кто поведал Ему о гибели галилеян: "Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13, 2-3). Это страшное слово сказано как тогдашним, так и нынешним, и будущим: "Если не покаетесь, все так же погибнете". Святитель Тихон Задонский (104-1194).
Поищем причину, по которой Господь попускает на нас бурю. За что Он наказывает нас, почему оставляет бедствовать среди таких зол? У святого Амвросия мы заимствовали одну причину, по которой Господь попустил, чтобы волны бросали апостольский корабль: в корабле между апостолами был Иуда. Кто же является Иудой в корабле Церкви? Поистине, всякий не раскаявшийся грешник есть Иуда - поэтому и восстают на нас волны таких бедствий. Иуда был вор и предатель, льстец и самоубийца: "пошел и удавился" (Мф. 27, 5). Грешный же, не раскаявшийся человек во всем подобен Иуде. Он - вор, ибо думает со своими грехами утаиться от всевидящего ока Божия: "Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев" (Пс. 93, 7). Время, данное ему для покаяния, он крадет для своих беззаконий. Он - предатель, так как, предпочитал временное вечному, за малую сладость на земле предает великую сладость на Небе, за краткое земное веселие предает бесконечную небесную радость, за повседневное насыщение своего чрева предает то душевное насыщение, о котором говорит Давид: "А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Нс. 16, 15). За греховное сладострастие предает прославление своей плоти, которое будет для праведных в Общее Воскресение: "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53). За гордость свою - предает возвеличение, приготовленное Богом для смиренных. За гнев, ярость и ненависть к ближним - предает любовное общение с Ангелами и всеми святыми. Одним словом, за грех предает Бога и становится Иудой-предателем. Он также и лжец, потому что иногда приходит как будто к покаянию, исповедует устами свои грехи, на деле же и не думает сотворить плоды, достойные покаяния. Он молится устами, сердце же его далеко отстоит от Бога (Ис. 29. 13), скверными устами лобзает Христа, недостойно причащаясь пречистых Таин, а потом снова возвращается к греховным делам. Он только лжет, говоря "каюсь", он только обещает быть добрым, но остается неисправимым, Иуда, раб и лжец потом и отчаянием убивает свою душу. И как много таких иуд среди христиан. Святитель Димитрий Ростовский (103,421-424).
Авва Анастасий передал нам рассказ о затворнике авве Георгии. "Однажды ночью я встал, чтобы ударить в било, и слышу, что старец плачет. Подойдя к нему, я спросил: "О чем ты плачешь, авва?". Старец молчал. Я продолжал спрашивать. "Как мне не плакать,- сказал старец, вздохнув из глубины души,- когда Господь прогневался на нас! Видел я, что стою перед Кем-то, сидящим на высоком престоле. Многие, многие тысячи стоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то, но Он непреклонен. Приблизилась некая Жена, облаченная в порфиру, и припав к Нему, воскликнула: "Будь милостив хотя бы ради Меня!". Но и тогда Он остался непреклонен. Вот почему я плачу и рыдаю в страхе перед тем, что угрожает нам". Он рассказал мне об этом в четверг утром, а на следующий день в пятницу, произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской Финикии". Блаженный Иоанн Мосх (75, 67).
Чтобы избавиться от народной молвы, преподобный Дионисий Афонский удалился на Олимпийскую гору... Нашлись люди, которые дали знать владельцу того места, где поселился преподобный, Сакку-агарянину, что в его пределах какой-то инок строит монастырь. Агарянин был взбешен. Он явился в Лариссу к турецкому аге, в ведении которого был Олимп с окрестностями. Жалуясь на своеволие иноков, Сакк требовал, чтобы их предали суду, а монастырские постройки, начатые без его позволения, уничтожили. Горько было преподобному, когда известили его о начавшихся кознях, и чтобы дать место гневу, он со слезами удалился оттуда. Но Бог призвал его на прежнее место и своими судьбами устроил славное и торжественное его возвращение. С того времени, как преподобный удалился с Олимпа, в окрестностях горы началась сильная засуха, так что жителям грозили голод и гибель. Потом пронеслась необычайная гроза, градом выбило фруктовые деревья, виноградники и нивы, даже повредило жилища. Гром гремел с необыкновенной силой, ослепительно сверкали молнии, поражая всех страхом и ужасом. Тогда все поняли причину бедствий. Сам агарянин, виновник изгнания преподобного Дионисия и его братства, ужаснулся и затрепетал, когда христиане объяснили ему, что Бог карает их за святого отшельника. Наконец он решился послать от себя нарочных в сопровождении нескольких христиан с просьбой к преподобному, чтобы он, не помня обид, возвратился на Олимп и продолжал там свою уединенную жизнь. Незлопамятный старец был тронут смирением своего врага и возвратился в невозмутимую тишину олимпийских пустынь. С того времени его подвижническая жизнь протекала спокойно. Афонский Патерик (85, 43-45).
Однажды воры задумали ограбить старца, преподобного Нила Столобенского. Преподобный Нил, встретив разбойников, сказал, что все его сокровища в углу келлии, где у него стояла икона Пресвятой Богородицы. Злодеи ослепли и, ничего не видя, пали перед старцем и просили у него прощения. Преподобный Нил возвратил им зрение. Тверской Патерик (95, 148).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |