ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ
"Господь долготерпелив и многомилостив (и истинен), прощающий беззакония и преступления (и грехи), и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до, третьего и четвертого рода" (Чис. 14, 18).
Не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености ...Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь. Тот дождит и огнем. Одно доказывает благость, другое - строгость. Святитель Василий Великий (8, 79).
Если часто согрешающий получает от Бога прощение, но этим долготерпением не располагается к исправлению, он, наконец, до того доводит Бога, что Тот и против воли посылает ему самое великое бедствие, искореняет его, уже не оставляя времени для покаяния (36, 337).
Милосердие Божие и человеческое не равны между собою, а отличаются одно от другого, как зло от добра (41, 154).
Не думай о множестве твоих грехов, но вспомни о бесконечной благости Божией. Болезни велики, но Врач больше; буря сильна, но Кормчий мудр; души доведены до отчаяния, но есть средство и от отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие (40, 184).
Бог милует только'тех, кто сожалеет о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия (39, 891).
Не столько ты сам желаешь, чтобы были прощены твои грехи, сколько желает этого Бог. А как ты мало желаешь, можешь понять из того, что не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего, а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единородного, Истинного и Сопрестольного Сына Своего. Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои? (43, 324).
Для воспользовавшихся милосердием Божиим, как должно, оно служит основанием спасения, а для презревших его - поводом к большему наказанию (43, 526).
Бог являет Свою великую милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и прибавлял новые ... (43, 524).
Не злоупотребляй Божиим долготерпением, которым Он ведет тебя к покаянию. Что бы ты ни делал, делай с мыслью о везде сущии Божием (45, 288).
...Если бы Бог ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то человеческий род уже не существовал бы. Святитель Иоанн Златоуст (45, 777).
Господь хочет, чтобы все люди сподобились рождения свыше, потому что за всех умер и всех призывает к жизни. Преподобный Макарий Египетский (33, 231).
Бог сделал все, что могла принять сотворенная природа. Установил законы природы и нашел, что все живые, как изменяемые, нуждаются в милосердии (25, 247).
Из праха образовали меня щедроты Твои, Господи, из сетей и из рва извлекло меня учение Твое. Дай, Господи, чтобы не возвращались мы к грехам своим (28, 133).
Дверь Божия всегда открывается стучащему в нее, милосердие радуется обращенному, благодать простирает к нему руки свои (28, 136).
На примере разбойника вижу, о Милосердный, великую щедрость помилования. Глядя на этого злодея, никогда не теряю надежды на спасение. Преподобный Ефрем Сирин (28, 140).
Зачем, спросишь, блудницу принял Христос? Чтобы освободить от порока, показать человеколюбие, чтобы ты познал, что нет недуга, побеждающего Его благость. Святитель Иоанн Златоуст (42, 413).
Неразумный видит щедрость Господа и еще более дерзко грешит. Знает, что есть для него лечение, исцеляющее даром, и, не щадя своего тела, покрывает его ранами (28, 213).
Хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что велика щедрость, но, при всей силе надежды, боится греха, как будто не имеет надежды (28, 213).
Благость и правда - две руки Господа, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой представить случай помиловать. Преподобный Ефрем Сирин (28, 213).
Что горсть песка, брошенная в море, то же грехопадения всякой плоти по сравнению с Божиим Промыслом и Божией милостью. Преподобный Исаак Сирин (55,412).
Не прельщайтесь, братия мои, воистину человеколюбив и милосерден Господь. Исповедуя это и я, и на милосердие Его уповая, надеюсь, что буду спасен. Однако знайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит на пользу тем, кто не кается и не соблюдает заповедей Его с великим страхом и во всей полноте. Напротив, Бог накажет их еще строже, чем нечестивых и неверных. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 235).
Мысль о милосердии Божием принимай только тогда, когда низвергаешься в глубину отчаяния. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 73).
"Иерусалим, Иерусалим"! Что значит это сугубое воззвание? Это голос милосердия, сострадания и великой любви. Как будто женщину, которую постоянно любили и которая презрела любившего ее и тем заслужила наказание, Он оправдывает, когда намерен был уже поразить казнью. То же делает Он и через пророков, когда говорит: "Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась" (Иер. 3, 7). И так воззвав к Иерусалиму, Христос исчисляет совершенные им убийства: "избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" И Он продолжает: "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 37-38), то есть без Его покровительства. Итак, Сам Он прежде покровительствовал им, поддерживал, хранил их, Сам Он и наказывал их всегда. И теперь Он угрожает казнью, которой они всегда чрезвычайно страшились, ибо она обещает совершенное изменение их гражданского быта. "Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!" (Мф. 23, 39). И это голос пламенной любви, призывающий их во имя не только прошедшего, но и будущего; ибо здесь Он говорит о дне Своего Второго пришествия... Не оставлен ли дом их пустым? Не постигли ли их все наказания? Как все это сбылось, так сбудется и последнее Его предсказание, и тогда, без, сомнения, они покорятся Ему, но это уже не послужит им оправданием. Потому, пока есть время, будем делать добро. Святитель Иоанн Златоуст (116, 399-400).
Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (то есть иудеям)! И наконец вынужден был сказать: "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 38). Не бывает ли подобного с душою? Заботится о ней Господь и всячески ее вразумляет. Покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении призыву Божию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтобы вразумить. Возрастает упорство - возрастает и Божие воздействие. Но всему есть мера. Душа доходит до ожесточения, и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в падении, - и она гибнет, подобно фараону. Пусть и всякий, кого борют страсти, найдет для себя здесь урок: нельзя безнаказанно продолжать делать поблажки себе. Не пора ли их бросить и не по временам только себя ограничивать, а сделать решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда переступит границу, - может быть, вот-вот и кончится Божие долготерпение. Епископ Феофан Затворник (116, 400).
Не только словами Пророков и апостолов, но и тем, что "долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3, 9), призывает нас преблагой Бог на покаяние, как говорит апостол: "благость Божия ведет тебя к покаянию" (Рим. 2, 4). Сколько есть идолопоклонников, богохульников, разбойников, грабителей, насильников, хищников., соблазнителей, лжецов, блудников, прелюбодеев, осквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не губит, хотя они и враги Его. Это "благость Божия ведет их к покаянию". И не только терпит и не губит их, но и хранит их от вражеского навета, хотя они того и не чувствуют. Не попустил бы им и минуты жить противник наш диавол, который "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5, 8), но сразу же низвергнул бы души их в ад. Но благость Божия не позволяет ему этого: "не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иез. 33, 11; 18, 23 и 32). Святитель Тихон Задонский (104, 148-149).
ЛЮБОВЬ БОЖИЯ
"Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8).
"И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4, 16).
"Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов" (Втор. 7, 9).
"Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать" (Мих. 7, 18).
"Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,- Снятый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57, 15).
"Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс. 102, 8).
"Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6, 35).
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей (2 Кор. 1, 3-4).
"Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1, 17).
"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).
"Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Еф. 2, 4-7).
Из любви Бог Слово снизошел на землю. Любовью открыт нам рай и показан вход в небо (25, 8).
Любовь Божия, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спасались (25, 381).
Святые мученики, вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, учат нас, что любовь Божия - нежные узы, но рассечь их не может и обоюдоострый меч (26, 93).
По любви Божией душа стала невестой бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его красоту (26, 94).
Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, Господи, и самых свирепых - учение Твое, и благость Твоя всегда старается взыскать погибших (28, 128).
Всепревышающее Величие непрошенно даровало нам Сына Своего, принесшего Себя в жертву для нашего спасения. Ибо кто просил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолял Сына, чтобы умер Он за грешников? Кому из праведников приходило па мысль просить Отца, чтобы Он Сына Своего предал за беззаконных? Подлинно, это неслыханное дело и на мысль никому не могло прийти. Отец предал Сына Своего на крестную смерть, и смертью Его грешники приобрели себе жизнь. Но если отдал Он величайшее Свое сокровище, что помешает просящим у Него получить все необходимое? (28, 332).
Неизреченна великая любовь, явленная Человеколюбцем, ибо из нашего рода взял Он Ходатая и Им примирил мир с величием Своим (28, 279).
Любовью мы примирены с Богом, мы, которые были Ему вратами. Поэтому справедливо говорим, что "Бог есть любовь, и прерывающий в любви пребывает в Боге" (1 Ин. 4, 16) (25, 8).
Любовь низвела Сына Божия к нам с неба. Ради любви Бесплотный воплощается. Вечный для нас нисходит во время. Сын Божий становится сыном человеческим (27, 8).
Любовь Божия даровала нам жизнь, никогда не прекращающуюся, и временная смерть прерывает ее только ненадолго (28, 396).
Господь - истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои. Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою. Преподобный Ефрем Сирин (28, 468).
Нам был вверен рай, но когда мы оказались недостойными обитать в нем, Господь возводит нас на самые небеса. Мы не могли воздержаться от одного плода, а Он подает нам пищу горнюю (42, 167).
Доказательством великого Божиего человеколюбия служит то, что Бог не только отдал Сына, но и отложил время суда, чтобы согрешившие и неверующие могли очиститься (42, 180)
Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь твоего Владыки, добровольно распятого за грешников и врагов (43, 587).
Когда проявляется любовь Божия, она превышает все, и ни огонь, ни меч, ни бедность, ни болезнь, ни смерть не страшны для того, на кого она изливается (43, 592).
Постараемся же познать любовь Божию. Это важно для нас, ничто не приносит нам такой пользы, ничто так не возвышает нас. Познание этой любви может действовать на души более, чем страх геенны (45, 61).
Любовь Божия соединила небо с землею. Любовь Божия посадила человека на царский престол. Любовь Божия явила Бога на земле. Любовь Божия сделала Владыку рабом. Любовь Божия предала Возлюбленного за врагов, Сына за ненавистников, Владыку за рабов, Свободного за невольников. Но и этим она не ограничилась, а призвала нас к еще большему, не только освободила от прежнего зла, но и обещала нам даровать гораздо большее благо (45, 89).
Причина бытия и горних, и дольних одна любовь Божия. Но особенно эта любовь видна из того, что Он благотворит людям, Сам ничего не получив от них (45, 61).
Когда Бог являет Свое благоволение к нам, всякая печаль исчезает (38, 644).
Любовь Божия так же отличается от любви родительской, как благость от лукавства (45, 160).
Бог не только промышляет о нас, но и любит безгранично - любовью бесстрастной, но пламенной и сильной, искренней и нерушимой, которая никогда не может погаснуть (37, 506).
Не думай, что Сын послан Богом Отцом только потому, что весь мир нуждался в спасении. Если бы нужно было искупить даже одного человека, Бог не счел бы его недостойным такой жертвы (40, 307).
...Ни небо, ни море, ни земля, ни сотворение всего сущего из ничего ничто не служит столь великим доказательством человеколюбия Божия, как крест. Святитель Иоанн Златоуст (45, 764).
Бог и милует с рассуждением, и мерою проявляет милосердие достойным; и когда судит, щадит нашу немощь, наказывая нас более по человеколюбию, чем для воздаяния равным за равное. Святитель Василий Великий (4, 342).
Кто хочет говорить о Любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге. Решиться же говорить о Боге грешно и опасно для невнимательных. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 246).
Ни величина преступлений, ни множество грехов, ни постыдность их никогда не превзойдут многого, лучше же - великого человеколюбия Божия (59, 25).
Бог человеколюбив к тем, что чувствует Его человеколюбие, почитает Его и благодарит, как подобает. Если же ты, ни во что не ставя Его всеуслаждающую любовь, полюбишь что-нибудь другое и с этим свяжешь все стремление своей души и станешь услаждаться другой сладостью, яствами или питием, или одеждой, или прекрасным лицом, или золотом и серебром, или чем угодно другим, и душа твоя возжелает того и побеждена будет любовью к тому,- возможно ли, чтобы чистый по естеству Бог, сделавший и тебя чистым по благодати Духа Святого, продолжал быть в общении с тобой, когда ты уклонился сердцем к другому, а не тотчас оставил тебя? Конечно, Он оставит тебя. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 367).
Великий Бог и Вседержитель не
довольствовался тем, что создал
тебя по Своему образу и подобию; ни
тем, что когда ты согрешил и
оскорбил Его, и ниспал из своего
достоинства, Он послал Сына Своего
Единородного пожить тридцать три
года на земле, чтобы взыскать тебя
и, приняв страшные страдания и
мучительную крестную смерть,
искупить тебя и спасти из рук
диавола, которому ты поработил себя
грехом, и снова возвысить тебя в
достоинстве. Но, кроме того, учредил
Он и таинство Тела и Крови в пищу
тебе для соединения с естеством
твоим всей силы Христовой. Это
проявление предельной любви Божией
к тебе сделай для себя предметом
постоянного созерцания и
углубления, чтобы увидеть ее
бессмертность, чтобы тем более и
более воспламенять свое
устремление и любовь к Богу.
Подумай о том, когда Он стал любить
тебя, и увидишь, что этому нет
начала. Сам Он вечен по
Божественному естеству Своему, и
вечна и любовь Его к тебе, по
которой Он прежде всех веков
положил в совете Своем даровать
тебе Своего Сына неким дивным и
непостижимым образом.
Подумай также, что всякая взаимная
человеческая любовь, как бы велика
она ни была, имеет меру и предел.
Одна Божественная любовь к нам не
имеет предела. Ради этой любви Он
отдал Сына Своего, единосущного и
равного Ему по величию и
беспредельности. Любовь Его такова,
каков Дар, и, наоборот,- таков Дар
Его, какова любовь. И то и другое
столь велико, что большей меры
невозможно и вообразить. Воздай же
ты за эту безмерную любовь, по
крайней мере, возможной для тебя
мерой. Подумай еще, что Бог полюбил
нас не по какой-либо необходимости,
но только по Своей естественной
благости, возлюбил вне зависимости
от чего бы то ни было, Сам по Себе,
любовью столь безмерной, сколь и
непостижимой. Подумай, что с нашей
стороны не могло быть никакого
достойного воздаяния за эту
любовь... Подумай, что любовь эта, по
чистоте ее, не смешана, как наша
любовь, с ожиданием какого-либо
добра от нас, ибо Все - блаженный Бог
не имеет в нем нужды. И если Он излил
на нас неизреченную благость и
любовь, то не ради Своего блага, а
только для блага нашего. Преподобный
Никодим Святогорец (64, 218).
Знаю, что Бог человеколюбив, и знаю, что самым строгим наказаниям подвергает Он пренебрегающих Его человеколюбием, о чем свидетельствуют и события, и Священное Писание... Потому не будем грешить, полагаясь на человеколюбие, но, помня о правосудии, образумимся, потому что покаяние открывает Судии путь к милосердию. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 127).
Любовь Божия - источник благости (104, 917).
Бог - наш высочайший благодетель, Он оказывает нам столько благодеяний, сколько мы дышим, так что мы и минуты без Его благ прожить не можем. Мы окружены Его любовью и заключены в ней. От Него получаем мы пищу и питие, одежду и жилища. Его свет нам светит и показывает путь, добро и зло, пользу и вред. Его огонь согревает нас и варит нам пищу. Его воздухом сохраняется наша жизнь. По Его повелению служит нам скот. Какой стала бы наша жизнь, если бы хоть некоторые из Своих благ отнял у нас Бог? Чем помогли бы наши глаза, если бы Он отнял Свой свет? - блуждали бы мы, как слепые. Разве дала бы земля плоды, если бы Бог не послал на нее дождя? "И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой" (Пс. 84, 13). И минуты не может жить человек без воздуха. Все эти и прочие бесчисленные явные Божии благодеяния Он подает нам от одной любви Своей (104, 920-921).
Бог падшего человека чудным и непостижимым образом восстановил и обновил, и в прежнее состояние, даже еще в лучшее, через Единородного Сына Своего Иисуса Христа привел, и "тем" которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 12). Небо вместо рая со всеми благами - "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку" (1 Кор. 2, 9) человеколюбиво отворил им, и сделал их жителями его и причастниками вечного Его Царствия. Он посылает просящим Духа Святого, Утешителя, Просветителя, Наставника и Хранителя, Который вопиет в сердцах их: "Авва, Отче!" (Гал. 4, 6). Заблуждающихся и падших Он призывает и ожидает на покаяние; кающихся с радостью приемлет. Все эти и прочие неисчислимые блага от одной любви он дарует нам. Ибо истинное благодеяние порождается истинной и горячей любовью. Достойно и праведно любить Того, Который "прежде возлюбил нас" (1 Ин. 4, 19) (104, 922-923).
Но что Ты видел во мне достойного, что пришел в этот мир, чтобы взыскать меня? Ищут пастыри овец заблудших, но ради своей пользы, ищут люди потерянное добро, но ради корысти, уходят люди в чужие страны, но ради корысти; выкупают цари пленников, но за серебро и золото, через посланников своих и, по большей части, ради себя. Но Ты что нашел во мне, Владыко мой? Какую пользу, какую корысть и какое добро, когда пришел взыскать меня, и пришел Сам, Царь неба и земли, не через посланников, Сам Господь пришел взыскать раба Своего и искупить - искупить не серебром и золотом, но честною Своею Кровию - меня, не имеющего ничего, кроме растления, немощи, греховности, непослушания и вражды к Тебе! ... Посетил меня человеколюбием Твоим, Господи мой, искал меня без корысти, Пастырь мой; возлюбил меня без Твоей пользы. Боже мой! Ибо это и есть истинная любовь - любить без всякой своей пользы и делать добро без надежды на воздаяние (104, 925).
Представь себе сатанинскую злобу и неукротимую вражду к нам: диавол непрестанно идет на нас войной, расставляет сети, копает ров, и "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5, 8). Бог нас хранит, не позволяет ему погубить нас. И что удивительно, человек грешит, но Бог его хранит. Человек отдает себя врагу, но Бог не позволяет взять его и свести в погибель. Человек отступает от Бога, но Бог все еще не оставляет его. Человек Бога прогневляет, но Бог все еще не отнимает у него Своей милости, иначе в одну минуту погиб бы человек, если бы отнял Бог Свою всемогущую руку, хранящую его. Ибо сатана только и ждет увидеть оставленного человека и его погубить. Помни благость Божию, которая и врагам благотворит, помни и злобу диавольскую и берегись (104, 146).
Благость Божия в том, что мы еще не погибли, что мы еще живем на свете и можем спастись Его благодатью, так как она к покаянию нас ведет. По этой благости Своей Он так заботливо зовет нас на покаяние, чтобы излить на нас эту благость и сделать нас участниками вечного блаженства: "возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать" (Иер. 3, 12). И еще: "Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего" (Ос. 14, 2). И снова: "обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам" (Зах. 1, 3). И через апостолов, посланников Своих, молит нас, чтобы примирились с Ним, чтобы не во веки чувствовали на себе Его праведный гнев: "Мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2 Кор. 5, 20). И Сам Христос привлекает к Себе: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28). И Дух Святой увещевает: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших" (Евр. 3, 7,8 и 15) (104, 149-150).
Солнце не прекращает движения своего, но всегда идет от востока к западу и посылает свет и теплоту на поднебесную, так и Бог никогда не прекращает благотворить, потому что таково. Его естество. Бог благ по сущности: "Никто не благ, как только один Бог", по свидетельству Спасителя (Мф. 19, 17), и потому Он не может не благотворить. Солнце светит и посылает тепло злым и добрым - так и вечное Солнце - Бог благотворит добрым и злым, благочестивым и нечестивым. "Благослови, душа моя, Господа" (Пс. 102, 1). Да подражаем и мы в этом нашему Создателю и сотворим добро и злым, и добрым, любящим и ненавидящим нас, по увещанию апостола: "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные" (Еф. 5, 1). "Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5, 45) (104, 135).
Чего Бог, Создатель наш, не сделал ради нас? Какого добра Своего не явил нам и не являет? Заключены мы в Его любви и благодеяниях, происходящих от человеколюбия. Особенным и дивным советом создал нас. Сотворил нас по образу и подобию Своему. Весь свет подал нам на служение: солнце, луна и звезды Его светят нам. Облака Его, как мехи, разносят воду над нами и кропят на нас и поля наши. Земля с плодами, домашними животными и зверями служит нам. Моря, озера и реки с рыбами служат нам... Сам Он, Господь наш, пришел на землю ради нас, взыскать и спасти нас, погибших (104, 139).
Блага Божии, например, солнце, луна, звезды, воздух, различные плоды земные, рыбы, птицы, животные и прочие - как ручьи, истекающие из источника. Как ручьи ведут и указывают нам источник, чтобы черпали из него воду и пили, так благие Божии творения ведут нас к Богу, Источнику благ, и указывают на Него, чтобы мы любили Его и вкусили, как благ Господь, Который это сотворил. Солнце, луна и звезды указывают, и без слов проповедуют нам: "смотрите, как благ Господь, Который нас создал, что-бы светили вам". Плоды земные, птицы, рыбы и животные указывают и зовут: "Вкусите, и увидите, как благ Господь" (Пс. 33, 9), Который нас в пищу вам сотворил" (104, 132-133).
Примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые предлагает Святое Писание, написанное Духом Святым, сохрани в памяти. Мытаря, великого грешника, возопившего к Нему, Бог простил (Лк. 18, 13-14). Блудного сына, расточившего имение свое, живя распутно. Ты с любовью принял. (Лк. 15, 11-24). Плачущей великой грешнице отпустил грехи, сказал: "Прощаются грехи её многие" (Лк. 7, 47). Разбойника на кресте, в последний час взмолившегося: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23, 42), простил и сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 43). Петра, трижды отрекшегося и плакавшего об этом, с любовью принял и возвел в апостольское достоинство. Манассию, царя Иудеи, ниневитян беззаконновавших и покаявшихся простил (2 Пар. 33 и Иона. 3, 10). Да и Сам говорил: "не хочу смерти грешника" (Иез. 33, 11). Вот как милосерден Бог к кающимся грешникам. Тот же милосердный Бог проявляет и ныне ту же милость к грешникам кающимся (113, 163-164).
Когда помышляешь о грехах твоих, помышляй и о милосердии Божием. Сколько бы ни было твоих грехов и как они ни велики, но у Бога милости больше. Слышишь, как называет Его апостол Духом Святым, нам, грешным, в утешение: "Бог, богатый милостью" (Еф. 2, 4). Не только, говорит, милостив Бог, по и "богат милостью". Это богатство милости проповедует и Моисей - Боговидец: "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный" (Исх. 34, 6). Проповедует святой Давид, узнав на себе это богатство милости: "ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя" (Пс. 56, 11). И еще: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс. 102, 8) и во многих других местах. "Ибо, каково величие Его, такова и милость Его",- говорит премудрый (Сир. 2, 18). Величина же Его бесконечна - бесконечна и милость. Поэтому Он "не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Пс. 102, 10). И по бесконечному Своему милосердию Он "изгладит беззакония наши" и ввергнет "в пучину морскую все грехи наши" (Мих. 7, 19) (113, 164-165).
Этот всемилостивый Ходатай всякую милость заслужил нам у небесного Своего Отца и дал нам решимость приступать к Нему. Избавил нас от врагов наших, от которых мы своею силою избавиться не могли. Враги наши - грех, диавол, смерть и ад. Одолели они нас и торжествовали над нами, побежденными; и никто нас не мог избавить, никто за нас не вступился, не было нам помощника против них. Но Сын Божий стал за нас, как Сам говорит через Пророка: "Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя - она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их" (Ис. 63, 5-6). Он диавола, страшного исполина, победил и связал, дела его разрушил (1 Ин. 3, 8); грехи верующих в Него кровью Своею и воскресением попрал и умертвил; ад разорил, и так извел из плена души наши; и взошел на небо: "Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8, 34) (113, 165-166).
Сами угрозы Божии есть знак Его милосердия к грешникам, Бог грозит казнью для того, чтобы они пришли в чувство, оставили прежнюю злую жизнь и к Нему обратились с покаянием. Поразному призывает Бог грешника к покаянию, то изнутри совести его, то обещанием благ, то угрозой наказаний; а если всем этим грешник пренебрежет, тогда его, как нераскаянного, постигает суд Божий. Святитель Тихон Задонский (113, 168).
Уязвляет нас Бог Сын стрелой
Своей божественной любви, возлюбив
нас величашей любовью, как сказано
в Евангелии: "Возлюбив Своих
сущих в мире, до конца возлюбил
их" (Ин. 13, 1).
Как желающий выпить чашу за здравие
друга, пьет до конца.. до последней
капли, так и Сын Божий возлюбил нас
до конца, и когда пил за нас чашу
Своих страданий, выпил ее до дна. Не
осталось ни капли любви, которой бы
Он не отдал нам, не осталось ни
капли крови, которую бы Он не пролил
за нас. Он так возлюбил нас, что
истощил Себя всего, возлюбил нас не
только больше всего создания,
видимого и невидимого, более
Ангелов, Архангелов.. Херувимов,
Серафимов, всех сил небесных и
всего земного царствия, но и более
пресвятой души Своей, ибо душу Свою
положил за нас на кресте. Пишется
же: "Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за
друзей своих" (Ин. 15, 13). И было бы
не так удивительно, если бы Сын
Божий положил душу Свою за друзей
Своих, то есть за праведных, за
святых, кому Он говорит: "Вы
друзья Мои... Я уже не называю вас
рабами" (Ин. 15, 14-15). Удивительно,
что Он положил душу Свою за врагов
Своих, за нас грешных, и в этом
величайшая любовь Его к нам,
недостойным, как говорит апостол:
"Бог Свою любовь к нам доказывает
тем, что Христос умер за нас, когда
мы были еще грешниками" (Рим. 5, 8).
Уязвляет нас Бог Дух Святой стрелой
Своей божественной любви, исполняя
любовью наши сердца, по слову
апостольскому: "любовь Божия
излилась в сердца наши Духом
Святым, данным нам" (Рим. 5, 5) (103,
799).
На бездну божественных судеб и
безмерного милосердия, на эти
бездонные духовные воды походит
только любовь Его к роду
человеческому: Положил к нам
твердую любовь Твою, Господи.
Сильна та любовь, ради которой Сын
Божий, преклонив. небо, сошел на
землю, из Бога стал человеком, из
богатого нищим, из господина -
слугою: "не для того пришел, чтобы
Ему служили, но чтобы послужить и
отдать душу Свою для искупления
многих (Мф. 20, 28).
...Апостол, описывая Рождество
Христово от Девы, говорит: равный
Богу "уничижил Себя Самого"
(Флп. 2, 7). В Иеронимовом переводе это
читается так: "истощил Себя".
Обнищал, расточил - так возлюбил
нас, что расточил нам все Свое
небесное богатство, и как бы не имея
ничего больше, чтобы дать, в конце
концов отдал Самого Себя:
"истощил Себя".
А как Он истощил Себя? Будучи Светом
неприступным, Он облекся тьмой.
Предвечно сущее Слово Отчее,
говорившее через пророков,
сделалось безгласным. Крепкий и
сильный стал немощным в
младенческом теле. Источник жизни -
Сам жаждет. Хлеб ангельский - алчет.
"Везде сый и вся исполняяй" не
имеет, где главу приклонить, и бежит
в Египет. Вот как Он истощил Себя и
обнищал ради любви к нам. "Так
возлюбил Бог мпр" (Ин. 3, 16)...
Некоторые предельную любовь
называют восхищением ума и
восторгом, потому что тогда человек
как бы забывает себя. По безмерной
любви Своей и Господь (осмелюсь
сказать) как бы забывает Себя, ибо,
истощив Себя и как бы оставив
Самого Себя, Он сосредоточил в нас
весь Свой разум, которым "и веки
сотворил"(Евр. 1, 2), послав нам
Сына Своего для нашего спасения:
"Так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного" (Ин. 3,
16).
Господи. Что же Ты нашел в нас,
недостойных? Ты - Свет превечный,
озаряющий все творение, мы же
только тьма, грубая, осязаемая
египетская тьма. Ты - Источник
чистоты, мы же - скверный, грязный
поток. Ты - великолепие,
превосходящее всякую красоту:
"Блаженство в деснице Твоей
вовек" (Пс. 15, 11), мы же одно
скудное бытие, как говорит о нас
Иеремия: "Темнее всего черного
лице их" (Плач. 4, 8). Ты есть то, что
есть, а мы ничто, мы как бы не
существуем перед Твоим бытием.
Зачем же мы нужны Тебе? Но любовь
Его так велика, что, подобно
восторгу, ни на что не обращает
внимания и как бы забывает Себя.
Пусть мы темны, скверны, мерзки и
ничтожны, но Его превеликой
Божественной любовью (если только
сами с покаянием прибегаем к Нему)
мы преображаемся в людей святых,
светлых, чистых и высших, чем
Ангелы: "Ибо не Ангелов
восприемлет Он, но восприемлет семя
Авраамово" (Евр. 2, 16). Вот как
сильна любовь Божия к нам: Так
возлюбил! О любовь Твоя,
Человеколюбец (103, 876-877).
Вот мы видим причины слез
Христовых: не плачет Он о Себе, видя
Свой крест и гроб, - Он плачет о беде
людской, видя приближающееся
разорение Иерусалима. Что же нам
думать о слезах Христовых в Его
младенчестве? О чем Он плачет в
пеленах и яслях? При Рождестве
Своем Он тоже видит - как Всевидец -
Свой крест, трость, гвозди, копие,
гроб и об этом плачет. Но Блаженный
Августин говорит: "Он больше
скорбит сердцем о наших проступках,
чем о Своих ранах, Его больше
тревожат адские бедствия, которым
мы подвергаем себя добровольно
своими грехами, чем Его собственные
страдания". Как только посмотрел
Он на мир, как в некое задымленное
жилье, сразу увидел грехи
человеческие, подобные
нагромождению дров, приготовленных
к сожжению и уже курящихся
греховными запалами. Видит Он
поднимающиеся оттуда, как дым,
горести, беды, мщения Божии,
вызванные Его праведным гневом.
Видит, кроме того, неблагодарность
и косность грешников, видит, что
напрасен будет труд Его (труд от
юности) и Его страдания, напрасно
прольет Он кровь - все это растопчет
неблагодарный грешник. Вот о чем Он
плачет: это наш дым выедает Ему
глаза.
Некогда Господь устами Моисея
устрашал так: "И сломлю гордое
упорство ваше, и небо ваше сделаю,
как железо, и землю вашу, как
медь" (Лев. 26, 19), что и было в
течение пяти тысяч лет и более: Бог
был твердым, как медь и железо. Но
теперь смягчился: Он, облачившись
младенческой плотью и пролив над
землей слезы,- в этом уже есть
добрая надежда, что земля даст плод
свой (Пс. 66, 7). Бог говорит: "Как
дождь и снег нисходит с неба и туда
не возвращается, но напояет землю и
делает ее способною рождать и
произращать...- так и слово Мое,
которое исходит из уст Моих,- оно не
возвращается ко Мне тщетным" (Ис.
55, 10-11). Слезный дождь из глаз Христа
напоит иссохшую землю нашего
сердца. От этого дождя напоились
умилением и мытарь в церкви, и
грешница у ног Его, и Петр вне двора
Каиафы, и разбойник на кресте. Слезы
- признак любви: прослезился
Христос, узнав о смерти Лазаря, и
сказали евреи: "Смотри, как он
любил его" (Ин. 11, 36). Иисус Христос
плачет! - смотрите же и знайте, как
Он любит нас: "возлюбив Своих
сущих в мире, до конца возлюбил
их" (Ин. 13, 1). Святитель Димитрий
Ростовский (103, 880-881).
Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен... обнажи перед Ним твою рану, прося прощения, исцеления, и получишь их (112, 411).
Бесконечная благость Божия есть неотъемлемое свойство бесконечного в добре и совершенствах Бога (112, 429).
Человечество само собой не могло бы прибегнуть к покаянию - оно призвано и призывается к нему бесконечной благостью Божией. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 430).
Некий монах был борим вожделением. Случилось ему прийти в одно из сел Египта. Там он увидел дочь идольского жреца, полюбил ее и предложил отцу отдать ее за него замуж. Жрец отвечал: "Не могу отдать ее за тебя, не спросив бога моего". Он пришел к демону, которому поклонялся, и сказал ему: "Вот некий монах хочет жениться на моей дочери, отдать ли ее за него?". Демон отвечал: "Спроси его: отречется ли от своего Бога, от Крещения и обетов монашества?". Жрец вернулся к монаху и сказал ему: "Отрекись от твоего Бога, от Крещения и обетов монашества, и я выдам за тебя мою дочь". Монах согласился - и немедленно увидел, что из уст его вышло нечто, похожее на голубя, и взлетело на небо. Жрец пошел к демону и сказал: "Он обещал исполнить все условия". Диавол отвечал: "Не отдавай ему дочь, потому что Бог не отступил от него, но все еще помогает ему". Жрец, придя к монаху, сказал: "Не могу отдать тебе дочери, потому что Бог твой все еще не отступил от тебя". Услышав это, брат сказал себе: "Я, несчастный, отрекся от Бога, от Крещения и от обетов монашества, а Всеблагой Бог все еще помогает мне, окаянному! Если Бог так милостив ко мне, зачем же мне отступать от Него?". Опомнившись, он пришел к великому старцу и поведал ему случившееся. Старец сказал: "Останься со мной в пещере и пробудь в посте три недели, а я буду молиться за тебя". И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: "Господи! Умоляю Тебя: даруй мне эту душу и прими покаяние ее". И услышал Бог молитву старца. Когда исполнилась первая неделя, старец пришел к брату и спросил его: "Видел ли ты что-нибудь?". Брат отвечал: "Да, я видел голубя, парящего в высоте над моей головой". Старец сказал ему: "Внимай себе и молись усердно". Прошла вторая неделя, старец опять пришел и спросил: "Видел ли ты что-нибудь?". Брат отвечал: "Видел, что голубь спустился почти до головы моей". Старец сказал: "Трезвись и молись". Когда исполнилась третья неделя, старец опять пришел и спросил: "Не видел ли ты еще чего?". Брат отвечал: "Голубь спустился и стал над головою моею, я протянул руку, чтобы удержать его, а он вспорхнул и влетел в уста мои". Старец возблагодарил Бога и сказал брату: "Вот! Бог принял покаяние твое. Теперь внемли себе и тщательно заботься о спасении твоем". Брат отвечал: "Теперь я останусь с тобой до смерти". Отечник (82, 480-482).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |