Жизнь Вечная
"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни" (Ин. 3, 36).
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24).
"Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин. 6, 51, 54).
"Овцы Мои слушаются голоса Моего... и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную" (Ин. 10, 27-28).
"Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17, 3).
"Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Апок. 2, 10).
"Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном" (Апок. 21, 7).
"Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3, 13).
"И увидел я
новое небо и новую землю; ибо
прежнее небо и прежняя земля
миновали"
(Апок. 21, 1)
"И увидел я новое небо и новую
землю, ибо прежнее небо и прежняя
земля миновали, и моря уже нет"
(Апок. 21, 1). Здесь святой Иоанн
Богослов указывает не на
уничтожение твари, но на обновление
ее к лучшему, как говорит апостол:
"сама тварь освобождена будет от
рабства тлению в свободу славы
детей Божиих" (Рим. 8, 21). И
божественный псалмопевец говорит:
"как одежду. Ты переменишь их и
изменятся" (Пс. 101, 27). Ибо
обновление обветшавшего означает
не уничтожение сущности, но
освобождение от ветхости и морщин.
...Нужно заметить, что о небе и земле
сказано: "миновали" вместо
"изменились", как мы изменимся,
как бы за некоторого рода смерть
почел он изменение прежнего
состояния и перемену к лучшему. О
море же сказал: "и моря уже
нет". Ибо какая нужда в море,
когда не будет у людей нужды
плавать по нему или перевозить по
нему в отдаленные места
произведения земли? К тому же если
море означает бурную и волнующуюся
жизнь - и тогда не будет в нем нужды.
Ибо во святых не останется тогда
никакого возмущения или страха.
Подтверждает же это мнение и
Василий Великий, объясняя
изречение Исаии: "Который бездне
говорит: "иссохни!" и реки твои
Я иссушу" (Ис. 44, 27).
"И я, Иоанн, увидел святой город
Иерусалим, новый, сходящий от Бога с
неба, приготовленный как невеста,
украшенная для мужа своего"
(Апок. 21, 2).
Он видел Святой Иерусалим новым;
новизна - знак изменения к большей
светлости, которую получит вышний
Иерусалим, от высших бесплотных Сил
нисходящий к людям, поскольку общая
глава обоих есть Христос Бог наш.
Самый же город составляется из
святых, о которых написано:
"подобно камням в венце, они
воссияют на земле Его" (Зах. 9, 16),
имея краеугольным камнем Христа.
Называется он городом как обитель
Царственной Троицы, ибо в нем
обитает и ходит Она, по обетованию (1
Кор. 6, 16). Невестой же называется как
прилепляющийся Владыке и
соединяемый с Ним высшим и
нерасторжимым соединением.
Украшенной же именуется как внутри
себя имеющая, по Псалмопевцу (Пс. 44,
10), славу и красоту в разнообразии
добродетелей.
"И услышал я громкий голос с неба,
говорящий: се скиния Бога с
человеками, и Он будет обитать с
ними; они будут Его народом, и Сам
Бог с ними будет Богом их. И отрет
Бог всякую слезу с очей их" (Апок.
21, 3-4).
Открывается святому, что скиния эта
будет истинной: ее прообраз был
показан Моисею, а теперь Церковь
служит ее образом. В этой
нерукотворной скинии не будет ни
плача, ни слез, ибо Податель вечной
радости дарует святым видеть
непрестанное веселие.
"И смерти не будет уже; ни плача,
ни вопля, ни болезни уже не будет,
ибо прежнее прошло" (Апок. 21, 4).
И это по Писанию: "печаль и вздохи
удалятся" (Ис. 51, 11). А слова:
"прежнее прошло" означают, что
страдания святых и надмение
нечестивых получат конец,
соответственный каждому из них.
Святитель Андрей Кессарийский (113,
691).
Как особенность нового Иерусалима тайновидец указывает на то, что в нем нет храма: "храма же я не видел в нем..." И как бы предусматривая, что эта необычайность покажется слишком поразительной и неимоверной, что будут спрашивать, как можно быть граду Божию без храма Божия, он тотчас объясняет, почему это так: "Ибо Господь Бог Вседержитель - храм Его, и Агнец" (Апок. 21, 22). Как бы так сказал он: человечество там совершенно и возвышено до того, что твари не заслоняют и не закрывают от него присутствия Божия; в это святое присутствие входят там непосредственно, не имея нужды в особом святом месте, являющем это присутствие. Нет нужды в храме потому, что человек живет в Боге и во Христе, как В храме, и в Нем Самом без труда обретает все, к чему мы стремимся проникнуть посредством храма. Если и там сотворенное око не объемлет несотворенного Света и потому нужно некоторое снисхождение и умерение Света неприступного, это совершает там открытый Свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет Свет Божества и Своим Божеством просвещает и делает блаженным человечество. Филарет, митрополит Московский (113, 692).
"Времени уже не
будет"
(Апок. 10, 6)
Когда прекратится это быстротекущее и преходящее время, в котором одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минует потребность приходить в бытие и не будет уже разрушаемого, потому что ожидаемое Воскресение претворит естество в некое иное состояние бытия; когда прекратится и это преходящее время, потому что уже не будет силы, приводящей в бытие и разрушение,- тоща, без сомнения, кончится эта седмица, измеряющая время, и наступит восьмой день, то есть последующий век, который весь является одним днем... потому что день этот будет освещать не чувственное наше солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, которое в пророчестве именуется Востоком (Лк. 1, 78), потому что никогда не скрывается на западе. Святитель Григорий Нисский (18, 19).
По нашему учению, конец, для которого все совершается и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в Будущем Веке. И конец этот достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу. Лучше этого для разумной природы до сих пор ничего еще не изобрел разум. Святитель Василий Великий (4,301).
Предложен вопрос Жизни - о жизни, Спасителю - о спасении. Учителю - О главном из преподаваемых Им догматов. Истине - об истинном бессмертии, Совершенству - о совершенном успокоении. Нетлению - о вечном нетлении, вопрос о том, для чего Он сошел на землю, чему наставляет, чему учит, что дарует, чтобы всем видно было, что главный предмет Евангелия - дарование Жизни Вечной ... Ибо если бы Закон Моисеев доставлял Жизнь Вечную, то не нужно было бы приходить Самому Спасителю и страдать за нас, совершив все поприще человеческой жизни от рождения до смерти. Не нужно было бы и тому, кто от юности исполнил заповедь закона, прибегать еще к другому за бессмертием... Вполне уверенный в том, что в нем нет ничего недостающего по отношению к правде, он в то же время ясно сознает потребность в жизни и потому просит ее у Того, Кто один и может ее даровать. В отношении к закону он совершенно спокоен и смел, но при всем том умиленно припадает к Сыну Божию. К Спасителю обращается он, как стоящий на переходе от одной веры в другую и Как чувствующий непрочность и опасность зыбкой ладьи закона. Святитель Климент Римский (116, 266-267).
Ты, Христос, мой удел и лучше иметь Тебя, чем все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть. Святитель Григорий Богослов (16, 70).
Жизнь Вечная есть утешение в Боге. Кто обрел утешение в Боге, тот считает излишним утешение мирское. Преподобный Исаак Сирин (55.).
В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранившие все заповеди Его. Преподобный Ефрем Сирин (28, 527).
"Я даю им жизнь
вечную"
(Ин. 10, 28)
Жизнь Вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровию Своею заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: "дар Божий - Жизнь Вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. б, 23). Ибо человек, грешный и сам в себе проклятый и не иному чему как вечному осуждению подлежащий, ничего иного не может заслужить и не заслуживает, как только смерти, как сказано: "возмездие за грех - смерть" (Рим. 6, 23). Сам себя может погубить, и губит, но сам себя спасти не может. Надо Сыну Божию, как Пастырю доброму, взять его, яко овцу заблудшую, "на плечи Свои" (Лк. 15, 4-б) и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6). Он овец Своих, то есть верующих в Него, и слушающих голоса Его, и за Ним идущих, пасет, спасает и отверзает им дверь Вечной Жизни, как говорит: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную" (Ин. 10, 27, 28) (104, 1945-1946).
Можешь сам рассудить, что говорится о Вечной Жизни: она и есть единое на потребу. .Ради нее в этот мир рождаемся, и крещаемся, и обновляемся, чтобы ее получить. Ради нее слово Божие нам объявлено, да познаем из него Бога и Сына Божия Иисуса Христа и, познав, обретем вечное спасение. Ради нее Христос, Господь наш, пришел в мир, жил, трудился, страдал и умер и тем отворил нам дверь к этой жизни - дверь, которую мы затворили нашими грехами, и показал путь и способ к получению ее. Видишь, что только эта жизнь есть единое на потребу. Потребен нам хлеб, пища, одеяние, дом, покой и прочее, нужное для жизни, пока в этом мире живем, но Вечная Жизнь так нам нужна, что без нее все ничто и весь этот приобретенный мир - ничто. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16, 26). Видишь, что спасение души, которое состоит в вечной жизни, дороже всего мира и потому оно есть единое на потребу. Поэтому только его и нужно неусыпно искать, а чтобы его искать и найти, не нужно прилепляться к удовольствиям и суете мира сего. Святитель Тихон Задонский (104, 707-708).
Мы созданы и, падшие, искуплены к Вечной Жизни. Мы обновлены Святым Крещением и словом Божиим призваны к Вечной Жизни. У нас есть Святое Писание, данное нам Богом для получения Вечной Жизни. Сын Божий Иисус Христос пришел в мир и в мире пожил, пострадал и умер, чтобы мы получили Вечную Жизнь. Видишь, что самое первое и насущное христианское дело есть вечное спасение. Нужно нам одеяние, пища, питие, дом и прочее; но вечное спасение так нужно, что без него все ничто. Кто имеет спасение, тот все имеет, кто не имеет спасения - ничего не имеет, хотя бы и весь мир был ему подвластен. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16, 26). "А одно только нужно", по слову Христову, и это "благая часть, которая не отнимется" у нас (Лк. 10, 42) (104, 1938-1939).
Только Бог всегда пребывает вечным и нетленным, и с Ним будут те, которые ныне взыскали Его и Его одного вместо всего возлюбили (59, 65).
Как в этой жизни человек, не пребывающий в Боге и не имеющий Бога в себе, лишен покоя, так и после смерти вне Его одного, полагаю, не будет ни упокоения, ни места, совершенно свободного от печали, вздохов и скорби. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 76).
Вера во Христа - жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время странствования земного Жизнь Вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования (108, 177).
Голос Вечности один - непреложен, неизменяем. В ней нет непостоянства, переменчивости: в ней день - один, сердце - одно, мысль - одна. Соединяющий все воедино - Христос. (108, 188).
Сыны и дщери ветхого Адама, рожденные по его образу и подобию падшими, рожденные для вечной смерти, переходят верою в Нового Адама к Вечной Жизни. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (110, 117).
Жизнь Вечная: блаженство в Боге или адские муки
Верую, что как Царствие Небесное, так и ад бесконечны и что по Воскресении мертвых и по дне Суда будем иметь Жизнь Вечную, блаженную с Богом или окаянную с диаволом. Святитель Димитрий Ростовский (114, 84).
Когда отходят от тела души праведных, лики Ангелов приемлют их в свою область, в чистый век, и таким образом приводят их к Господу... у Но если душа в этой жизни подчинялась и повиновалась демонам и была их рабою, то удерживается ими и остается в их власти, когда отходит от мира. Преподобный Макарий Египетский (33, 178).
... Вечность есть двоякая - блаженная и неблагополучная. В блаженной вечности будет Царство Божие, будет созерцание Бога лицом к лицу, будет радость и веселие неизреченное. Душа и тело получат совершенное блаженство, и сподобится человек благ, которых "не видел... глаз, не слышало ухо", которые не приходили "на сердце человеку" (1 Кор, 2, 9), "тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф. 13, 43). В неблагополучной вечности будет лишение и удаление от Бога, всякое страдание и мучение в теле и душе. Тогда люди пожелают умереть, и побежит от них смерть, и это есть смерть вторая, и смерть вечная (104, 322-323).
Есть три жизни и три смерти. Первая - телесная жизнь, когда душа соединена с телом. Эта жизнь, так же как и смерть телесная, общая для всех - праведных и грешных. Вторая жизнь - духовная, которую совершает Божия благодать, в живущая в человеке. Как грех оскверняет человека, и отлучает от Святого Бога (Ис.59,2), и тем умерщвляет, так вера и Божия благодать очищают человека, соединяют с Богом и оживляют. Как предметы, приблизившиеся к свету, например к солнцу или светильнику, приемлют свет и освещаются, так душа, верой приблизившаяся к Богу, приемлет от Него Свет и Жизнь и так просвещается и оживляется от присносущного Света и Жизни. Третья - Жизнь Вечная, преддверием в которую является духовная жизнь. Ибо никто не войдет в Вечную Жизнь, если не воскреснет от мертвых дел еще ныне. "А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду" (Апок. 22, 15). Надо непременно человеку прежде здесь восстать, верою Христовой оживиться, и так отворятся ему двери к Вечной Жизни. Святитель Тихон Задонский (104, 691-692).
Ни свет там не омрачается, ни тьма не озаряется. Не прекратятся там хвалы и не умолкнет плач (28, 288).
Ни блаженство там не оскудеет, ни посрамление там не кончится. Там свет объемлет праведных и пламень - нечестивых (28, 388).
Там жажда и голод предававшимся роскоши, блаженство и жизнь постникам, огненный меч - нечестивцам и светлая риза - победителям (28, 388).
Там, за гробом, весы правды, там не различаются ни степени, ни достоинства. Ни у царей нет венцов, ни у судей - их отличий; судьи осуждаются, а осужденные ими - во славе (28, 390).
Богатые просят воды, а убогие избыточествуют всеми благами; славные земли - в пламени, а уничиженные здесь - в чертоге Света (28, 390).
Все приходящие к Богу и желающие сподобиться Вечной Жизни по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру и ни для получения чинов, ни из лести перед сильными или по страху перед ними не делаться предателями бесценного сокровища веры. Преподобный Ефрем Сирин (30, 469).
Здесь и хорошее, и плохое имеет конец, и притом весьма скорый, а там - то и другое продолжается в бесконечные веки, а по качеству своему настолько отлично от здешнего, что и сказать невозможно (35, 13).
Не так известна настоящая жизнь, как та, будущая. Эту (настоящую) мы видим своими глазами, а ту созерцаем очами веры; эту видим уже у себя в руках, а ту еще сокровенную в обетованиях Божиих. Но обетования Божии гораздо могущественнее наших рук... Когда Бог обещает, то никакая перемена не касается (Его) обетований. Следовательно, те (будущие) блага в высшей степени постоянны, потому что крепко хранятся в руке Божией. Из руки Божией никто не может похитить их, как говорит Христос: "Никто не может похитить их из руки Отца Моего" (Ин. 10, 29) (113, 684).
Я буду тебя спрашивать, а ты отвечай: правосуден ли Бог, в Которого ты веруешь, и каждому ли воздаст по заслугам, или, напротив. Он хочет, чтобы злые благоденствовали и веселились, а добрые страдали? Нет, отвечаешь, ибо и человек этого не потерпит. Где же будут наслаждаться благами добродетельные? Где получат наказание злые, если не будет другой жизни, после настоящей, если не будет воздаяния?.. С нашим мнением согласны и эллины, и варвары, стихотворцы и философы и вообще весь род человеческий, хотя и не все в равной мере, ибо все допускают некоторого рода судилище в аду. Так это для всех ясно и несомненно. Святитель Иоанн Златоуст (113, 684).
Земная жизнь - время приготовления к Жизни Вечной
"Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор. 4, 16-18).
"Будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим" (Евр. 4, 1).
...Если мы не будем наслаждаться (Вечной Жизнью), то справедливо будет сказать: "Лучше бы мы и не родились". Для чего же мы живем? Святитель Иоанн Златоуст (42, 82).
Вечную Жизнь и неизреченную радость на Небесах дает благодать Духа, а достоинство принять дар и вкусить благодать получает (в человеке) любовь по вере и трудам. Святитель Григорий Нисский (23, 265).
Нет возможности, чтобы кто-нибудь приблизился к Святому и чистому Богу, если прежде он не освятится, не очистится, не сделается прекрасным благодатью Христовой и таким образом не станет богатым по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 149). Имейте попечение о вере и надежде, от которых рождается любовь к Богу и людям, приводящая к Вечной Жизни. Преподобный Макарий Египетский (33, 257).
Временной казни и смерти человек боится и избегает таких дел, за которые по гражданским законам предают смерти... Разве не ужасался бы человек вечной казни, муки, огня и прочего горчайшего адского страдания, в котором грешники без конца будут мучиться, если бы точно верил слову Божию, которое об этом возвещает? Разве не уклонялся бы он от всякого греха, который к мучению приводит, не плакал бы, не творил бы истинного покаяния, чтобы избежать этого мучения? Временной смерти боимся, вечной ли не будем бояться, если верим? Не может этого быть (104, 700-701).
От забвения о вечности человек прилепляется к суете (104, 324).
К Жизни Вечной нет другого пути, кроме крестного (104, 701).
Любовь есть предвкушение Вечной Жизни. Святитель Тихон Задонский (104, 708).
Земная жизнь - мгновенное, обманчивое сновидение. Вечность - неизбежна. Есть и бедственная вечность! Стяжите Вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону Всесвятого Бога... (108,190).
Тщетно сияет солнце с чистого неба для очей, пораженных слепотой, и вечность как бы не существует для сердца, обладаемого пристрастием к земле, к ее высокому, к ее славному, к ее сладостному (108, 383).
Как бы ни различались между собой предметы ограниченные, как бы ни возрастали или ни умалялись, различие их с бесконечным не изменяется и не может измениться никогда: оно всегда равно, потому что всегда бесконечно (109, 84).
Приготовимся к вечности и к переходу в вечность, именуемому смертью, во время земной жизни, в этом преддверии к вечности (110, 171).
Вечная судьба наша в наших руках, потому что Бог воздаст каждому по делам его (111, 457).
Жизнь человека на земле и число дней его - кратки... Это неприметная черта на скрижалях вечности. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 448).
Во внутренней пустыне жил старец, удручавший себя в течение многих лет воздержанием и всеми духовными подвигами. Пришли к нему братия и, удивившись его жизни, сказали: "Отец! как ты переносишь это сухое, бесплодное и неудобное место?" Старец отвечал: "Все труды этой жизни не могут сравниться с одним часом вечных мук. В этой жизни нужно потрудиться и одолеть страсти, чтобы обрести нескончаемое упокоение в Жизни Вечной". Отечник (82, 416).
О судьбе умерших младенцев
Все младенцы, умершие после Крещения, несомненно, получат спасение, по силе смерти Иисуса Христа. Ибо если они чисты от греха - как от общего, потому что очищаются Божественным Крещением, так и своего собственного, ибо как дети не имеют еще своего произвола и потому не грешат,- то, без всякого сомнения, они спасаются. Послание восточных патриархов (113, 699).
Дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда достигнут зрелости разума и поймут Таинство (Крещения), потому что за грехи неведения не взыскивается с них по возрасту (113, 699).
Не сподобившиеся Крещения младенцы не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести, как не всякий, недостойный чести, достоин наказания. Святитель Григорий Богослов (113, 699).
Нас святые Ангелы мирно разлучили от тела, мы свободно миновали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей. Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не увидели того, чего желали бы увидеть, то есть грехов. Увидев тело неоскверненное, они посрамились; увидев душу чистую, чуждую злобе, они устыдились; не нашли они в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их. Мы прошли сквозь них и попрали их. "Сеть расторгнута, и мы избавились". "Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!" (Пс. 123, 7, 6). Когда же это совершилось, руководившие нас Ангелы возрадовались; они начали лобызать нас, оправданных, и говорить в веселии: "Агнцы Божии, ублажаем ваше пришествие сюда; открыт вам рай, предоставлено лоно Авраама; приняла вас десная рука Владыки, призвал Его глас, благосклонно воззрел Он на вас, вписал в книгу жизни". Святитель Иоанн Златоуст (113, 700).
Душа младенца, очищенная Крещением, не оскверненная произвольными грехами, своей невинностью, простотой, беззлобием похожа на Ангела. Филарет, митрополит Московский (113, 700).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |