ЦЕЛОМУДРИЕ
"Разве не знаете, что
вы храм Божий, и Дух Божий живет в
вас?"
(1 Кор. 3, 16)
Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим (25, 200).
Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий (26, 128).
Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но в свободе и от прочих страстей (27, 389).
Истинно целомудрен, кто не только хранит тело от блуда... но и каждый член его тела, например глаза и язык, хранит целомудрие... И во внутреннем человеке его душевные помышления не сочетаются с порочными мыслями. Преподобный Ефрем Сирин (27, 399).
Целомудрию содействует благодать Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос (43, 900).
Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий (40, 951).
Будем устраняться от уязвлений блудной красотой, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия. Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью. Чистым сохраним тело - храм Духа; ... "если кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (1 Кор. 3, 17). Святитель Иоанн Златоуст (46, 989).
Молитвы, воздыхания, дни в слезах, ночи без отдыха и всецелая любовь к Царю - вот прекрасные средства к целомудрию! При них ты никогда не поставишь в сердце своем кумира худшей любви, но будешь иметь непорочный ум, как храм великого Бога и Его лучезарности. Святитель Григорий Богослов (15, 80).
Целомудрие - целостная мудрость
Целомудрие - от духовного сердца и духовной мудрости. Святитель Тихон Задонский (104, 2319).
Целомудрие - всеобъемлющее название всех добродетелей (57, 112).
Целомудрие есть чистота души и тела. Никто из обучившихся хранению чистоты не вменяет себе ее приобретение, ибо невозможно победить свою природу. И где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества (57, 112).
Не тот чист, кто только сохранил нерастленным бренное тело, но тот, кто совершенно покорил его душе. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 112).
Препоясанный целомудрием живет во свете чистой совести, потому что светильник дерзновения озаряет жизнь и душа бодрствует в свете истины и не поддается обману, не приводится в безумие ни одной из земных грез. Святитель Григорий Нисский (19, 274).
Целомудрие есть истинная соединенная с сознанием сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая остатки нечистых движений (5, 51).
Надо упражняться в воздержании, которое служит надежным стражем целомудрия и не позволяет вождю - уму порываться туда и сюда. Святитель Василий Великий (8, 363).
...Нет другого пути на небо, кроме совершенного удаления от всего злого, стяжания всего благого, совершенной к Богу любви и сопребывания с Ним в преподобии и правде, так что у кого будет это, тот скоро будет причислен к небесному лику. Авва Филимон (68, 366).
От целомудрия рождается любовь, а от любви - бесчисленное множество благ (37, 211).
Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями (46, 508).
Нелепо говорить о Царстве Божием с тем, кто страдает горячкой страстей и находится в дурном состоянии. С ним прежде надо говорить о здоровье (45, 274).
Без трудов нельзя сохранить целомудрие, но для победы нужно много страданий и усилий (35, 255).
Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения (36, 319).
Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в дом все блага. Святитель Иоанн Златоуст (38, 789).
"Есть скопцы,- говорит Христос,-
которые из чрева матернего
родились так; и есть скопцы, которые
оскоплены от людей; и есть скопцы,
которые сделали сами себя скопцами
для Царства Небесного. Кто может
вместить, да вместит" (Мф. 19, 12).
Мне кажется, что Слово, начав с
телесного, посредством телесного
изображает высшее. Ибо мало, даже,
может быть, крайне слабо и не
достойно Слова было остановиться
только на телесных скопцах: мы
должны представить за этим нечто
духовное. Итак, одни кажутся от
природы расположенными к добру.
Когда говорю "от природы", не
унижаю тем произволения, но
предполагаю то и другое: и
наклонность к добру, и волю, которая
приводит в действие естественную
наклонность. А другие таковы, что их
очищает учение, отсекая в них
страсти; и их-то подразумеваю под
скопцами, которые "оскоплены от
людей", когда наставническое
слово, отделяя доброе от дурного и
одно устраняя, а другое предписывая
(как, например, в заповеди:
"уклоняйся от зла и делай
добро" (Пс. 33, 15), созидает в них
духовное целомудрие. Хвалю и этот
род скопцов, даже весьма хвалю как
наставников, так и наставляемых -
первых за то, что умеют отсекать
зло, а последних за то, что еще лучше
переносят отсе чение. "И есть
скопцы, которые сделали сами себя
скопцами для Царства Небесного".
Иные не имели наставников, но сами
для себя сделались похвальными
наставниками. Не учила тебя мать,
чему должно, не учили ни отец, ни
священник, ни епископ, ни кто-либо
другой из тех, кому поручено учить,
но ты сам, приведя в действие разум,
свободной волей воспламенил искру
добра, изменил себя, отсек корни,
истребил орудия греха, приобрел
такой навык в добродетели, что для
тебя стало уже почти невозможным
устремляться к злу. Поэтому хвалю и
такой род скопцов, даже еще более,
нежели другие роды.
"Кто может вместить, да
вместит". Избери что угодно: или
последуй учителю, или сам для себя
будь учителем. Одно только
постыдно, если не будут отсечены
страсти, а кем бы ни были они
отсечены, это все равно. Ибо и
наставник есть тварь Божия, и ты от
Бога. Хоть наставник предвосхитит у
тебя честь, хоть добро будет
собственным твоим делом, в обоих
случаях оно одинаково добро;
отсечем только от себя страсти,
чтобы "какой горький корень,
возникнув, не причинил вреда"
(Евр. 12, 15), только будем следовать
образу, станем только чтить
Первообраз. Отсеки телесные
страсти, отсеки и душевные, ибо
насколько душа достойнее тела,
настолько важнее очищать душу, чем
тело. Святитель Григорий Богослов
(116, 233-234).
Кто спасает корабль в самую сильную бурю и укрощает разъяренное естество, тот достоин бесчисленных похвал, ублажений и венцов, потому что целомудрие в старости - не признак воздержания, но бессилия. Поэтому, ублажая первое, пророк Иеремия сказал: "Благо человеку, когда он несет иго в юности своей" (Плач 3, 27)... Потому не жди старости, чтобы уцеломудриться (52, 250).
Целомудренным по праву называется не тот, кто вынужденно целомудрен, но кто, имея возможность наслаждаться удовольствиями, любит добровольное целомудрие. Некоторые только потому, что не могут удовлетворить своих желаний, выглядят скромными, но, получив такую возможность, обличаются. Люди же доблестные тогда особенно и проявляют терпение и держатся правды, когда данные человеку возможности oчреваты неправдой. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 377).
Если любишь целомудрие, отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении и продолжительной молитвой. Преподобный Исаак Сирин (55, 306).
Даже если душа изранена постыдными страстями, ослеплена греховной тьмой, она имеет волю возопить к Иисусу и призвать Его, чтобы Он пришел и сотворил ей вечное избавление. Преподобный Ма карий Египетский (33, 173).
Чистота - это добродетель, противоположная блудной страсти. Это - отчуждение тела от впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от блудных помышлений и мечтаний, а сердца - от блудных ощущений и влечений. За этим последует и отчуждение тела от плотского вожделения (108, 333).
Чистота супругов состоит в верности их друг другу. Чистота дев и вдовиц, невест Христовых, состоит в верности Христу (108, 334).
Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением. Борьбой со стремлением падшего естества... подвигами доказывается искренность произволения. Дар чистоты испрашивается у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и горячей молитвой. Ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество (108, 476).
Повергни перед Господом немощь естества твоего, осознай бессилие твое во всех отношениях и примешь дарование целомудрия неприметным образом. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 341).
Состояние человека в раю утраченном и в раю возвращенном - девственная чистота
Плотские и преданные
наслаждениям люди хулят девство...
Мы же говорим, положившись на
воплотившегося от Девы Бога Слова,
что девство было насаждено в
естестве людей свыше и искони. Ибо
человек был сотворен из
девственной земли. Ева была создана
из одного только Адама. В раю
процветало девство. Действительно,
Божественное Писание говорит, что
были наги и Адам, и Ева "и не
стыдились" (Быт. 2, 25). Когда же они
согрешили, то узнали, что наги, и,
устыдившись, "сделали себе
опоясания" (Быт. 3, 7). И после
преступления, когда человек
услышал: "прах ты и в прах
возвратишься" (Быт. 3, 19), когда
через грех в мир вошла смерть, тогда
"Адам познал Еву, жену свою; и она
зачала, и родила" (Быт. 4, 1).
Поэтому брак был изобретен ради
того, чтобы человеческий род не был
стерт с лица земли и уничтожен
смертью, чтобы через деторождение
сохранялся род людской.
Но, быть может, скажут: но что
означает изречение: "сотворил...
мужчину и женщину...", и "сказал:
плодитесь и размножайтесь"? (Быт.
1, 27, 28). На это мы скажем, что
изречение: "плодитесь и
размножайтесь" не обозначает
непременно умножения через брачное
соединение. Ибо Бог мог умножить
род людей и другим способом, если бы
они сохранили заповедь до конца
неповрежденной. Но Бог, вследствие
предвидения Своего, "знающий все
прежде бытия его" (Дан. 13, 42), зная,
что они окажутся в преступлении и
будут осуждены, наперед сотворил
мужчину и женщину и повелел им
плодиться и размножаться. Поэтому
мы желаем возвратиться на путь и
посмотреть украшения девства,
сказать и о целомудрии.
Ною, которому повелевалось войти в
ковчег и было вверяемо сохранять
семя мира, дается такое приказание:
войди ты, говорит Бог, и сыновья
твои, и жена твоя, и жены сынов твоих
(Быт. 7, 1, 7). Он отделил их от жен,
чтобы они ушли от моря и того
всемирного кораблекрушения,
сохраняя целомудрие. Но после
прекращения потопа Он говорит:
"Выйди из ковчега ты, и жена твоя,
и сыновья твои, и жены сынов
твоих" (Быт. 8, 16). Вот опять
допущен брак ради размножения
человеческого рода. Потом дышащий
огнем Илия, едущий на колеснице и
ходящий по небу, не возлюбил ли
безбрачия и не был ли он прославлен
превознесением, превышающим
человеческие возможности? Кто
затворил небеса? Кто воскресил
мертвых? Кто рассек Иордан? Не
девственный ли Илия? А Елисей,
ученик его, не потому ли, попросив
благодать Духа в двойной мере,
получил ее, что явил равную же
добродетель? А три отрока? Не потому
ли они оказались сильнее огня, что
подвизались в девстве, девством
достигнув того, что тела их не
одолел огонь? А почему не говорю о
Данииле, в тело которого,
укрепленное девством, зубы зверей
не могли вонзиться? Бог,
намереваясь являться израильтянам,
не повелевал ли им сохранять в
чистоте тело? Не очищая ли себя
входили священники во внутреннее
святилище и приносили жертвы? Не
назвал ли закон целомудрия великим
обетом?
Итак, повеление закона должно
понимать более духовным образом.
Ибо есть семя духовное, при
содействии любви и страха Божия
зачинаемое во чреве души,
страдающем от болей при родах и
рождающем дух спасения... Девство -
ангельский образ жизни,
особенность всякого бестелесного
естества. Мы говорим это, не порицая
брака,- да не будет! - ибо Господь во
время Своего пришествия
благословил брак и сказал: "Брак
у всех да будет честен и ложе
непорочно" (Евр. 13, 4), но зная, что
девство лучше прекрасного самого
по себе брака. Ибо и между
добродетелями бывают усиления и
ослабления, как и между пороками. Мы
знаем, что произошли от брака все
смертные, за исключением
виновников рода нашего. Ибо они -
отрасль девства, а не произведение
брака. Но безбрачие, как мы сказали,
есть подражание Ангелам. Поэтому
насколько Ангел превосходнее
человека, настолько девство
драгоценнее брака. Но почему я
говорю: Ангел? Сам Христос - слава
девства, не потому только, что Он
родился от Отца безначально, без
истечения и без сочетавания, но
потому, что, сделавшись и человеком
наподобие нас, Он превыше нас
воплотился от Девы без
супружеского соединения и Сам в
Себе Самом показывал истинное и
совершенное девство. Поэтому, хотя
Он и не предписал нам девства
законом, ибо "не все вмещают
слово сие" (Мф. 19, 11), как Он Сам
сказал, но делом наставил нас и дал
нам силу для него. Ибо кому не ясно,
что девство теперь живет между
людьми?
Конечно, прекрасно деторождение,
которое совершается браком, и
прекрасен брак "во избежание
блуда" (1 Кор. 7, 2), пресекающий это
и с помощью законного соединения не
позволяющий неистовству похоти
воспламеняться к беззаконным
деяниям. Прекрасен брак для тех, у
кого нет воздержания, но лучше -
девство, умножающее чадородие души
и приносящее Богу благовременный
плод - молитву. "Брак у всех да
будет честен и ложе непорочно;
блудников же и прелюбодеев судит
Бог" (Евр. 13, 4). Преподобный Иоанн
Дамаскин. Точное изложение
православной веры. Кн. 4, гл. 24, с.
260-263.
Друзья мои, ...долго ли вам влачить жизнь, обремененную ужасной тяготой плоти? Послушаем, наконец, советов Христа: отринув красоту, славу, богатство, род, счастье и все обольстительные порождения гибельного греха, поднимемся над ними. Взойдем в легкую жизнь, очистимся и будем единодушны с небесными чистыми силами. И вступим в сонм предстоящих великому Богу, чтобы с радостью воспеть торжественную песнь Царю! Как извергнутые из светлого рая, мы получили в удел супружество, и земные труды, и все, что сопутствует погибшим, так через жизнь, не знающую житейских уз, взойдем опять в славу, к тому прекрасному райскому древу, которого лишились по безрассудству. Святитель Григорий Богослов (15, 77).
Девство есть знамение неповреждаемое, совершенное и неизменяемое подобие, духовное святое жертвоприношение, высота, с которой виден путь к совершенству: оно - венец, сплетенный из высших добродетелей (82, 20).
...Никто из девственников не должен хвалиться девством: оно - благой дар Самого Бога. Преподобный Антоний Великий (82, 20).
Православная Церковь признает девство естественным для человека, Признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно назвать естественным для падшего человечества (111, 412).
Неестественно девство падшему человечеству, а потому оно никак не "Может быть получено одними собственными усилиями: собственные усилия укрощают плоть, а истинное девство - дар Божий, следствие постоянной усерднейшей, часто весьма долговременной молитвы (111, 412).
Девство, естественное для человеческой природы в первобытном состоянии, неестественное для естества падшего, возвращено как дар естеству, обновленному Спасителем. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 412).
"Горе тому
человеку, через которого соблазн
приходит"
(Мф. 18, 7)
Украшающие свои лица, кроме того, что потеряли целомудрие, исправляют Божие дело, которое совершенно и не требует исправления, и потому против Создателя своего. Который возраст и красоту дарует всякому свою, весьма грешат и наносят Ему обиду. Как невежда, исправляя прекрасно написанный живописцем образ, тем самым оскорбляет живописца, так и женщины, подкрашивая свои лица, оскорбляют своего Создателя. Приличнее христианкам умывать лица слезами, чем раскрашивать белилами и красками (104, 2114).
Немалая брань бывает юному сердцу от женского лица, тем более украшенного для прельщения мастями и красками. Ибо для диавола нет лучшего и более удобного орудия к прельщению юных сердец и уловлению в сети нечистоты, чем лицо женское, а особенно искусно подделанное и благоуханиями и мастями намазанное. Такое лицо - стрела, поражающая юные сердца и ранящая многих. Поэтому женщинам, которые предстанут на Суд Христов и во всем дадут ответ Ему, должно внимать страшным словам Христа: "Горе тому человеку, через которого соблазн приходит!" (Мф. 18, 7). Страшно соблазнить и одного человека, ибо всякий человек искуплен Кровию Христовой, тем более многих, за которых излита Кровь Христова. Святитель Тихон Задонский (104, 2114).
СКРОМНОСТЬ
Назаряне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них. Он во внешнем Своем положении не имел привлекающего блеска и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем, кто Он, говорили они; не может быть, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное (Мф. 13, 54-58). Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность. И Сам Он все время оставался крайне прост во внешнем, и апостолы так же держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были такими же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такого внешнего блеска, который бы вполне соответствовал свету жизни во Христе Иисусе. И признано: лучше держать внешность самой последней цены, чтобы она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи, смотри прямо на внутреннее, не останавливая внимания своего на внешнем. Святой апостол Павел выразился так: "сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть, какими были по наружности люди, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах,- глазам бы своим не поверили: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает, что такое жизнь во Христе Иисусе, пренебрегает внешним и весь обращается внутрь. Оттого, само собою, первое падает, а последнее возвышается И растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этого внутреннего света, даже сам обладающий им. Зло человеческое око - ему и не показывают истинно хорошего, пока оно может повредить ему. Епископ Феофан Затворник (107, 206-208).
Приучись быть скромным: не позволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды,- и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия (108, 377-378).
Ничто так не потрясает целомудрие, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 378).
ЧИСТОТА
"Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят"
(Мф. 5, 8)
Чистым делают сердце не одна, не две, не десять добродетелей, а все Вместе, слившись в единую добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако и в таком случае одни добродетели не Могут очистить сердца без присутствия Духа Святого. Как кузнец, даже искусно работающий молотом, ничего не может сделать без огня, так и человек: пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь добродетелями, как орудиями, но без огня Духа все совершаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как одно это не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (61, 532).
Чистым является и называется то сердце, которое не имеет никакого помышления или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и соединено с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, н радостного, но пребывает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым... Вот что „служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, по которому всякий может определить меру своей чистоты... Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 563).
Чистоту называют бесстрастием, и справедливо, ибо чистота есть начало Общего Воскресения и нетления тленных. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 243).
Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в Молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем (55, 279).
Если человек не достигнет чистоты, разум его не может стать настолько просветленным, чтобы видеть сокровенное (55, 170).
Если будешь чист, то внутри тебя - Небо, и ты в себе самом узришь Ангелов и свет их, а с ними и в них - Владыку Ангелов. Преподобный "Исаак Сирин (56, 45).
Чистая душа служит для Бога и невестой, и стрелою: как стрелу направляет Он ее к благой цели, как невесту восприемлет в общение нетленной вечности. Преподобный Григорий Нисский (19, 112).
Что составляет нечистоту душевную? ...Нечистые помыслы, страстные взоры, памятозлобие, обманы и тому подобное (44, 595).
Под чистотой я понимаю не только воздержание от порочной и постыдной похоти, украшений и рассеянности, но и свободу от житейских забот... (35, 366).
Внешняя телесная чистота не приносит большой пользы, а чистота душевная дает нам дерзновение пред Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и блудники, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя благовониями и украшая гроб свой (Мф. 23, 27). Ведь их тело - гроб, в котором мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь, внутреннюю же не могут. Не важно, что ты вымоешь тело ...если нет очищения внутреннего ...если разлагается душа. Святитель Иоанн Златоуст (45, 800).
Нужна помощь - проси. Просил, говоришь,- не дана. Но как же другим дается? У Господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать без всякой причины. Он всем готов дать, потому что щедр. Если иному не дает, причина не в Нем, а в просящем помощи. Между этими причинами могут быть и такие, которых мы и угадать не можем. Но есть причины понятные, видные всякому самому. Одну из таких - и не главнейшую ли? - святой Иоанн называет отсутствием дерзновения, а отсутствие дерзновения он объясняет осуждением сердца, или совести. "Возлюбленные! - говорит он,- если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним" (1 Ин. 3, 21-22). К этим словам нечего прибавить. Все ясно само собой. Какой господин станет помогать неверному слуге, моту и развратнику?! А Господь будто поблажать будет нам, когда мы не хотим угождать Ему и заповеди Его творить, если, может быть, тут-то и за молитву беремся, когда приспела крайняя нужда?! Епископ Феофан Затворник' (107, 40-41).
Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд, но одного этого недостаточно для приятной Богу чистоты, которая видит Бога. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных... (108, 339).
...Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота - дар благодати Божией, привлекаемой правильным трудом человека к очищению себя (108, 531).
Чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, и сердца, и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия (109, 79).
Чистота сердца видит Бога. Она озаряет душу и цветет в ней не от учения человеческого, но от неведения злобы человеческой (109, 409).
Милостивый, если он милостив истинно, должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога (110, 165).
Надо сперва усмотреть грех, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 490).
Душа очищается подвигом и молитвой
Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели душевные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению ...желание денег надо истребить... гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованном о Боге. Авва Антоний (53, 53).
Со всею осмотрительностью нужно сначала очистить тайники нашего сердца. Ибо то, чего ветхозаветные желали достичь в чистоте тела, мы должны обрести в тайниках совести. Пребывая в ней. Господь - Советник и Подвигоположник - всегда наблюдает за нашим подвигом и борьбой, чтобы то, что боимся сделать открыто, не возникло ч внутри - неосторожным помышлением. Что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием. Хотя это и могло бы укрыться от людей, но не может утаиться от святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (53, 78).
Чистота и осторожность днем предуготовляют ночную чистоту, ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердость и силу (53, 84).
Никакое удручение тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны принятия ангельской чистоты ...без помощи Божией (53, 149).
Никто не может достичь чистоты и совершенства иначе как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, а также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и ежеминутной помощи Его он вовсе не может достичь совершенства, которого желает и к которому усиленно стремится. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 157).
Кто желает представить Богу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 201).
Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься (55, 314).
Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту... Преподобный Исаак Сирин (55, 311).
Нет ничего столь насущного для нас, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь желанного, как добродетель (46, 96).
Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола. Святитель Иоанн Златоуст (46, 703).
Будем подвизаться ради чистоты даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая несвойственна естеству, по словам первого между пророками - Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позволив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин... Всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами ни скверных, нижеестественных страстей, ни срамных похотений, столь мерзких пред Богом. Имя Божие напишите в сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас голос: вы - Церковь Бога живого и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, пред Богом подобен бессловесным животным, лишенным всякого разума. Преподобный Антоний Великий (82, 17).
Будем подвизаться по силе нашей - и Бог, по множеству милости Своей, поможет нам. Если мы не сохраним сердец чистыми, как сохранили их отцы, то постараемся сохранить от греха, по крайней мере, тела наши, как требует этого Бог. Веруем, что во время страшной скорби в час смерти Он помилует нас, как помиловал всех святых. Преподобный авва Исаия (82, 214-215).
Чистоту и целомудрие весьма береги и замечай, что им содействует. Первое: мало ешь и пей, полюби пост. Второе: никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь. Третье: помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде смотрит и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь грешить? Четвертое: когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: "Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному". Пятое: часто молись и проси у Христа: "Господи, дай мне смирение, целомудрие" и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем. Шестое: храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими. Седьмое: стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу. Святитель Тихон Задонский (104, 2318-2319).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |